на главную страницу

23 Июля 2005 года

Авиация России

Суббота

Крылья Победы

28 июля в Монино открывается военно-историческая выставка «Асы Второй мировой войны»

Фото Юрия ШИПИЛОВА.



В выставке примут участие более 100 летательных аппаратов, среди которых такие раритетные самолеты отечественного производства, как По-2, МиГ-3, Ла-5, Ла-7, Як-3, Як-9, и многие другие. Некоторые образцы поднимутся в небо. Помимо техники тридцатых-cороковых годов посетители увидят в действии и современные летательные аппараты. В небе над Монино выступит группа «Беркуты» на вертолетах Ми-24. Покажут новые программы авиационные группы высшего пилотажа «Русские Витязи» на Су-27 и «Стрижи» на МиГ-29, ставшие визитной карточкой российских ВВС. Сборная России по высшему пилотажу продемонстрирует одиночный и групповой пилотаж на самолетах Як-52, Як-55, Су-26 и Су-29. РОСТО представят спортсмены на вертолетах Ми-2, самолетах Ан-2, Як-52, а также пилотажные группы «Небесные рыцари» и «Русь» на самолетах Л-39. Словом, будет на что посмотреть и чем восхититься.

     

     Военно-историческая выставка «Асы Второй мировой войны», посвященная 60-летию Победы, станет своеобразным связующим звеном между днем вчерашним и днем завтрашним. Цену Победы старшее поколение хорошо знает, а нам, представляющим Великую Отечественную только по книгам и кинофильмам, лучше один раз увидеть прославленную отечественную боевую технику, которая громила врага. Именно это позволяет сделать разворачиваемая в Монино экспозиция.
     
«Летающий танк»

     Созданный в ОКБ Сергея Ильюшина штурмовик Ил-2 помимо оригинальных конструкторских решений вобрал в себя и новейшие достижения отечественного производства того времени. Бронирование кабины стало возможным благодаря созданию стали, сочетавшей в себе пулестойкость и требуемую для авиационных конструкций легкость.
     О штурмовике, прозванном нашими летчиками «Летающим танком», а фашистами – «Черной смертью», написано немало книг, но лучше летчика, воевавшего на нем, не расскажет никто. Тем более когда летчик – женщина. Герой Советского Союза летчик-штурмовик Анна Тимофеева-Егорова за время войны выполнила 243 боевых вылета на штурмовку военных объектов и войск противника. Вот как она вспоминает свое первое знакомство с Ил-2:
     «Передо мной стоял красавец с удлиненной обтекаемой формой фюзеляжа, остекленной кабиной и далеко выступавшим впереди нее острым капотом мотора. На передней кромке крыльев угрожающе топорщились четыре вороненых ствола скорострельных пушек и пулеметов. Под крыльями укреплены восемь металлических реек – направляющих для «эрэсов» – реактивных снарядов. В центроплане машины четыре бомбоотсека. В них да еще на два замка под фюзеляж можно подвесить шесть стокилограммовых бомб. В общем не самолет, а крейсер».
     В последнее время некоторые издания считают «хорошим тоном» говорить о недостатках нашей техники времен Великой Отечественной. Не обошли они стороной и легендарный штурмовик, мол, у него была плохая маневренность, якобы он был беззащитен перед фашистскими стервятниками. У ветеранов на сей счет свои примеры. При этом они опираются не только на свой боевой опыт, но и на опыт сослуживцев.
     «При выполнении штурмовки войск противника, – вспоминает Герой Советского Союза Анна Тимофеева-Егорова, – самолет лейтенанта Рыхлина получил повреждения. Экипаж возвращался домой, как говорится, на честном слове. Четыре «мессершмитта», посчитав советский штурмовик легкой добычей, набросились на него. Однако, зная силу лобового огня, атаковали с задней полусферы. Высокие скоростные характеристики Ме-109 сыграли с немецкими летчиками злую шутку. Для уравнивания скорости с ковыляющим Ил-2 атакующая пара «мессеров» выпустила шасси. Получив доклад об этом от воздушного стрелка, Рыхлин резко развернул самолет в сторону противника и сам пошел в атаку. Два вражеских истребителя, распоротые пушечным огнем, рухнули с небес. Еще двух подбил стрелок штурмовика Иван Ефременко. Остается только добавить, что это был второй боевой вылет в жизни летчика».
     
«Пешка», поставившая мат

     Двухмоторный многоцелевой пикирующий дневной фронтовой бомбардировщик Пе-2 не сразу получил свое «лицо», неоднократно изменялся и имел ряд модификаций в зависимости от его назначения. В конце 30-х годов конструкторский коллектив под руководством В. Петлякова разработал проект истребителя-перехватчика, высотного, скоростного, трехместного, с двумя двигателями М-105, с герметичной кабиной, с новой конструкцией и новой технологией. Его сначала назвали «СТО», позже заменив буквы цифрами «100».
     Уже на этом этапе работ предусматривалось, что самолет «100» может быть использован не только как высотный истребитель-перехватчик, но и в качестве пикирующего бомбардировщика, несущего на внешних подвесках до тонны бомб.
     22 декабря 1939 г. П. Стефановский совершил на новом самолете первый полет. В мае 1940 г. было дано указание сделать из самолета «100» за полтора месяца пикирующий трехместный бомбардировщик с мощной бомбовой нагрузкой и вооружением. Опытный экземпляр нового бомбера не строили, настолько хорошо зарекомендовал себя самолет «100». Его планер внешне оставался в основном без изменений, менялись оборудование и вооружение. Уже в начале июля все чертежи были переданы заводам. Запущенный в серию самолет Пе-2 стал нашим основным фронтовым бомбардировщиком. В начале 1941 г. Петлякову была присуждена Государственная премия.
     «Пешка» для своего времени была большим шагом вперед по своей конструкции, технологии и особенно по оборудованию. Для управления агрегатами самолета применялось около 50 электродвигателей, преимущественно малых (от 2 до 30 Вт).
     За время войны сделан ряд модификаций Пе-2, из которых часть строилась серийно. Построенный небольшой серией в 1941 году Пе-3 — двухместный истребитель-перехватчик с вооружением два УБ и три ШКАС применялся для обороны Москвы от вражеских налетов. После гибели в авиационной катастрофе В. Петлякова 22 июня 1943 г. главным конструктором завода был назначен В. Мясищев, под руководством которого также выпущен ряд модификаций Пе-2.
     В первую очередь усилили его вооружение, затем поставили более мощные моторы ВК-105ПФ и улучшили аэродинамику. Существенно сократилась трудоемкость его производства. В целом Пе-2 до конца войны сохранил высокую боевую эффективность и строился в больших количествах. Всего было построено 11.427 самолетов Пе-2.
     Роль «пешки» в боевых действиях трудно переоценить. Она успешно применялась во всех операциях Великой Отечественной войны. Дважды Герой Советского Союза Иван Полбин высоко ценил этот самолет, совершил 180 боевых вылетов. Начинающих летчиков зачастую смущал необычный вид бомбардировщика – уж больно невероятно выглядел он по тем временам. Боевой генерал нашел убедительный аргумент высочайших летно-технических характеристик бомбардировщика, как сейчас сказали бы, пиаровский ход: на «пешке» он выполнил… «мертвую петлю». Эта новость облетела все фронты.
     
«По»годите хоронить

     Не обошли доморощенные критиканы и По-2: мол, не приспособлен для войны был этот скромный двухместный самолет – ветеран отечественного авиапрома. Действительно, год его рождения – 1927-й. Первый экземпляр опытной машины испытывал известный летчик нашей страны Герой Советского Союза Михаил Громов. До 1944-го самолет назывался У-2 (учебный-второй). Летающая «школьная парта» с двигателем М-11 мощностью 110 л.с. дала путевку в небо сотням тысяч летчиков. В мировой авиационной практике очень мало «самолетов-долгожителей». Удачно сконструированная авиационная машина, соответствующая быстро меняющимся требованиям и не теряющая своего предназначения в течение нескольких десятков лет, – большая редкость. Срок службы По-2, зафиксированный в официальных документах, – три с половиной десятилетия! В чем причина такого долголетия?
     В первую очередь – простота конструкции, а отсюда простота в эксплуатации и низкая себестоимость при производстве. Небольшая длина разбега и пробега позволяла самолету взлетать с любого травяного поля размером чуть больше футбольного поля. Добавьте к этому отличные характеристики устойчивости и управляемости на всех режимах полета – и вы поймете, что По-2 просто был рожден долгожителем.
     При сравнительно небольшой максимальной скорости – около 140 км/час, самолет, на первый взгляд, не мог выполнять никаких боевых задач, кроме как самолета связи. Война внесла в эти прогнозы свои коррективы.
     «Рус-фанера», как окрестили его немцы, довольно быстро не только завоевал у них авторитет, но и стал наводить страх. Именно на По-2 летали «ночные ведьмы», как фашисты окрестили наших летчиц. Они появлялись с приглушенным мотором над позициями противника в ночное время и сбрасывали на него свой смертоносный груз. Гвардейский Таманский авиационный полк, состоявший из девушек-летчиков и авиатехников, вписал много героических страниц в летопись части. Укомплектованный только самолетами По-2, авиаполк за три фронтовых года выполнил около 24.000 боевых вылетов!
     А были и другие авиационные части и другие задания. Ведение разведки, полеты к партизанам для перевозки оружия и боеприпасов, эвакуация раненых… На этих самолетах забрасывались в тыл врага советские разведчики и порой на них же вывозились обратно.
     «Небесный тихоход» еще раз подтвердил, что воюет не техника, а люди. Нет спору, что для победы над врагом она должна быть современной и надежной, но и «старики» в опытных руках могут принести немало пользы.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex