на главную страницу

29 Июля 2005 года

Армия и общество

Пятница

За «спасибо» работайте сами

Отток кадров гражданского персонала ПУрВО принимает угрожающие размеры. Почему?

Юрий БЕЛОУСОВ, «Красная звезда».



     «Отстаивать в одиночку права на достойную жизнь – все равно, что сражаться с ветряными мельницами: действие есть, результата нет». Эту истину члены профкома и гражданский персонал узла связи штаба Приволжско-Уральского военного округа в текущем году прочувствовали на себе в полной мере. Они даже открытые письма в Москву отправляли, тем самым надеясь привлечь внимание ответственных лиц к своему бедственному финансовому положению. Да только все усилия, как оказалось, были тщетны.
     В аналогичной ситуации оказались и десятки других коллективов, осуществляющих трудовую деятельность в составе воинских частей и подразделений ПУрВО, а также Уральской армии ВВС и ПВО.
     - Мы не первый год пытаемся привлечь внимание российского Правительства к своим проблемам, - комментирует ситуацию председатель Свердловского теркома профсоюза ВВС и ПВО Василий Миненко. – В поисках справедливости неоднократно обращались в высшие инстанции. Но Москва в ответ лишь хранила молчание. Дальше – хуже. С 1 января 2005 года всем российским бюджетникам зарплата была увеличена на 20 процентов. Всем, кроме гражданского персонала Российской армии.
     «Правда, - поправляется в разговоре Василий Гаврилович, - на днях появилась информация, что нас все же «осчастливят» повышением ставки заработной платы с 1 сентября. Обещают добавить 11 процентов. Можно бы радоваться, да что-то не хочется. Ведь допущенная в начале года в отношении нашей категории несправедливость продолжает сохраняться: те двадцать январских процентов нам так никто и не дал».
     И речь ведь идет о судьбах не десятков и даже не сотен оставленных за финансовым бортом человек – о десятках тысяч представителей армейских профсоюзов и гражданского персонала силовой структуры. А именно в сфере боеготовности ПУрВО сегодня работают более 30 тысяч представителей гражданского персонала, 26 тысяч из них – члены профсоюза. В Уральском объединении ВВС и ПВО численность гражданского контингента приближается к 20 тысячам. И все они – медработники госпиталей и ведомственных поликлиник, преподаватели военных учебных заведений, связисты и т.д., получают за свой не менее важный труд считанные рубли.
     - В среднем показатели нашей заработной платы сегодня значительно ниже среднестатистической городской, а у трети армейских бюджетников не достигает и прожиточного минимума, - рассказывает председатель Уральского теркома профсоюза ПУрВО Лидия Лучинина. – Судите сами: по Екатеринбургу средняя зарплата превышает 8 тысяч 700 рублей. В нашей сфере она составляет 4.238 рублей. По категориям соотношения такие: в коммунальном хозяйстве города – 7.404 рубля, в частях – 3.815. В здравоохранении: 7.015 против 5.201. У связистов разница почти в семь тысяч(!): 10.768 рублей к 3.977. И это у специалистов, которые в отличие от своих коллег сутками несут боевое дежурство в подземных бункерах, принимают участие во всех тренировках и учениях по боеготовности, наравне с офицерским составом выезжают на полигоны. Схожая ситуация и с работниками образования. Люди с докторскими степенями и приличной выслугой лет вынуждены довольствоваться не полными пятью тысячами рублей. Неудивительно, что в последние годы наблюдается колоссальный отток из армейских структур квалифицированных гражданских кадров.
     И это – не эмоции. Так, по словам председателя профкома Екатеринбургского суворовского военного училища Тамары Коробовой, преподавательский коллектив ЕСВУ за последние годы изрядно поредел: люди уходят в городские школы, где оклады выше училищных процентов на 20-30. А занимать освободившиеся в СВУ места никто не спешит – оклады не прельщают. В итоге за последние десять лет в суворовское училище на работу устроился лишь один молодой педагог…
     Идентичная ситуация сложилась в 354-м окружном военном клиническом госпитале. Только в мае текущего года из этого лечебного учреждения уволились более тридцати специалистов. Им на смену не пришел ни один медицинский работник. Почему? Да потому что, к примеру, Раиса Камалетдинова – представитель среднего медперсонала госпиталя – за работу в минувшем месяце получила 3.714 рублей. За квартиру заплатила 2.725 рублей. На жизнь осталось 989 рублей. Так кто же в добровольном порядке захочет обречь себя на подобное нищенство?
     И это – не единичный случай. Тяжелый физический труд гладильщика прачечной госпиталя Людмилы Липовской оценен в 2.982 рубля. После расчета по квартплате в мае в ее кошельке остался 961 рубль. По словам заведующей отделением лечебной физкультуры 354-го ОВКГ Людмилы Бонзик, в госпитале уже более 7 лет сохраняется вакант на должность врача лечебной физкультуры, десятки других малооплачиваемых участков работы.
     Без сожаления увольняется гражданский персонал и из дислоцирующегося в Екатеринбургском гарнизоне мотострелкового соединения.
     - Уходят электрики, слесари, повара, другие представители технического персонала, чьим квалифицированным трудом также осуществляется поддержка боевой готовности частей и подразделений, - рассказывает председатель профкома соединения Надежда Фесенко. - А что вы хотите? Лично у меня - делопроизводителя инженерной службы дивизии - сумма месячного денежного содержания, оказывающаяся на руках, не превышает 1.100 рублей. Этих денег даже для расчета по квартплате недостаточно.
     Не остался в стороне от кадровых потрясений и коллектив выше упомянутого узла связи (УС) штаба ПУрВО. В разговоре председатель его профсоюзной организации Светлана Гаина сообщила, что в этом году, так и не дождавшись позитивных перемен, она была вынуждена отпустить «в поисках лучшей доли» десять членов своей организации. «Порой дело доходило до курьезов, - с горькой иронией рассказывает Гаина. - Не выдержав тотального безденежья, от нас уволилась… главный бухгалтер. Теперь рассчитывать зарплату гражданских специалистов некому».
     Чуть позже Светлана Гаина призналась, что в поисках кандидатуры на место главбуха УС разместил объявление в городской службе занятости. «А чтоб нас за сумасшедших не сочли (ведь речь шла о зарплате главбуха!), мы главбухское денежное довольствие умышленно завысили до 4 тысяч рублей, - рассказывает председатель профкома УС. - Притом что по существующей штатно-должностной сетке оно не превышает двух с половиной тысяч».
     - И были желающие на место?
     - Конечно, были. Условиями работы и денежной ставкой интересовались те, кому был нужен официальный отказ, чтобы получить пособие по безработице.
     - И к нам люди тоже обращаются, - дополняет «тему» главный документовед службы РАВ штаба ПУрВО Надежда Костоусова. – Причем сразу двух категорий: те, что по возрасту уже не нужны на «гражданке», и те, кто хочет для начала хотя бы чему-то научиться. Правда, и у первых, и у вторых какая-либо заинтересованность в конечном итоге труда отсутствует напрочь.
     - Если дело так пойдет и дальше, придется окружной вещевой военный склад просто-напросто закрыть на замок, - переживает председатель профкома ОВВС Галина Никитина. – Сегодня наш коллектив на 80 процентов состоит из работников-пенсионеров, остальные – предпенсионного возраста. И это уже не смешно, когда рядом с тобой трудится семидесятилетняя заведующая складом, которая рада бы уйти на заслуженный отдых, да дела и должность сдать не может, потому что некому. Кто нынче позарится на копеечную зарплату? Никто! А объем хранимого имущества у нас, между прочим, на миллионы!
     Но не только проблема низких ставок волнует сегодня гражданский персонал силовой структуры. В разговоре председатель профсоюзного комитета узла связи Уральского объединения ВВС и ПВО Сергей Курбатов затронул тему не оплачиваемых часов переработки. «У наших телефонисток за несколько лет «набежало» по 100—200 сверхплановых часов работы», - апеллирует к цифрам Сергей Кузьмич. - Но речи о денежной компенсации за дополнительное время работы как не было, так и нет». А самому Курбатову, как выяснилось, положена компенсация за 800-часовую(!) переработку. По сути в силу своей преданности любимому делу он более месяца отработал «за спасибо».
     Конечно, испытывать терпение воспитанных в условиях армейской дисциплины и исполнительности людей можно достаточно долго. Профессионалы старой закалки вот так, запросто, вверенные участки работы на произвол судьбы не бросят. Они будут перебиваться «с хлеба на воду», но по сигналу тревоги в часть прибудут.
     Но демонстрация равнодушного отношения власть предержащих к проблемам армии не может быть бесконечной. Когда-то должны быть сделаны шаги навстречу. Тем более что люди требуют лишь справедливости. Чтобы жилось не хуже, чем коллегам на «гражданке». Чтобы не собираться всем вместе для обсуждения очередного открытого письма в адрес правительства, не пускать лист «по кругу» для сбора под ним десятков тысяч подписей. Чтобы в конце концов не быть осмеянными – а именно так произошло на днях, когда люди, пришедшие на внеочередное собрание лидеров профсоюзных организаций Екатеринбургского гарнизона, не смогли попасть в заранее оговоренное помещение окружного Дома офицеров. Ввиду чего работа над текстом письма в адрес главы государства вынужденно прошла у парадного подъезда ОДО, что называется, на свежем воздухе.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex