на главную страницу

30 Июля 2005 года

Тема номера

Суббота

Мы не покинем океан

Накануне профессионального праздника на вопросы «Красной звезды» отвечает главнокомандующий
Военно-морским флотом России
адмирал флота Владимир КУРОЕДОВ.

Подготовили Игорь ДЫГАЛО, Сергей БОГДАНОВ.




     - Товарищ адмирал флота, какую оценку вы бы дали сегодняшнему состоянию российского Военно-морского флота? Каковы перспективы военного кораблестроения?

     - Флот всегда выполнял важную роль политического инструмента государства в мирное время, а в военный период был одним из основных средств достижения политических целей вооруженной борьбы. Даже поверхностный анализ роли военно-морских сил в мирное время и в условиях войны неизбежно приводит нас к выводу о том, что с помощью военных флотов морские государства достигали важных стратегических целей в спорах со своими соперниками. Именно наличие сильного флота было одним из факторов, способствующих выдвижению отдельных государств в число ведущих мировых держав.
     С начала 90-х годов прошлого века начался отсчет нового этапа развития мирового военного кораблестроения. Этот период характеризуется интенсивными изменениями практически во всех областях, так или иначе влияющих на состояние и развитие военно-морских сил. Прекратилось глобальное противостояние двух политических систем. На смену опасности мировой ядерной войны пришла опасность локальных конфликтов и региональных очагов напряженности. Заметно изменилась экономическая ситуация.
     В современных условиях определяющим в развитии кораблей становится их способность взаимодействовать с другими видами Вооруженных Сил, в том числе в рамках международных сил, массированно применять высокоточное оружие, использовать современные информационные средства и системы, обладать высокой скрытностью, защищенностью от средств воздушного нападения и боевой устойчивостью. На первый план выдвигаются также вопросы эксплуатационной живучести.
     Как показывает анализ тенденций изменения количественного состава мирового флота, в будущем он станет значительно меньшим, что подтверждается ежегодным сокращением темпов его строительства. При этом сокращение корабельного состава не снизит боевые возможности флотов, силы которых будут обеспечены более развитой инфраструктурой, а сами корабли – ориентированы на использование высоких технологий. В военном плане акценты смещаются от наращивания ударной мощи к более широкому использованию различного рода информационно-боевых систем, в том числе боевого управления и целеуказания, с тем чтобы повысить вероятность успешного применения оружия.
     Современное кораблестроение представляет собой совокупность предприятий по строительству, ремонту, модернизации и переоборудованию кораблей и судов всех типов. Оно – часть обрабатывающей промышленности и относится к группе отраслей транспортного машиностроения, из которых выделяется присущей только ему высокой долей затрат живого труда, превышающей в среднем 40 процентов стоимости продукции.
     Важная особенность кораблестроения – это развитая кооперация, обеспечивающая загрузку производственных мощностей в других отраслях промышленности. Сегодня на одного работающего в судостроительной промышленности приходится около пяти занятых в смежных отраслях, а в сфере военного кораблестроения этот показатель еще выше (в частности, в США он превышает девять человек), что значительно отличается от гражданского судостроения. При этом немногие высокоразвитые государства способны проектировать и строить боевые корабли. Среди них всего лишь четыре страны – США, Великобритания, Франция и Россия – способны проектировать и строить боевые корабли всех классов и оснащать их современным вооружением и механизмами собственного производства.
     В наиболее развитых странах организованы специальные производства, занимающиеся исключительно строительством боевых кораблей и подводных лодок. Это позволило повысить качество и технический уровень выпускаемой продукции, внедрить новые технологии и сдержать рост стоимости кораблей. Однако узкая специализация производства требует проведения политики государственной поддержки верфей вне зависимости от формы собственности. Забота о сохранении оборонного судостроительного потенциала – одна из характерных особенностей промышленной политики этих государств.
     В последние годы специалисты в области макроэкономики все чаще обращаются к проблеме глобализации мирового хозяйства как одной из самых мощных тенденций современного мирового развития. Глобализация военного кораблестроения идет на фоне и в тесном переплетении с такими процессами, как интернационализация производства, информации и связи, передача передовых технологий, развитие международной торговли, расширение деятельности транснациональных корпораций.
     Россия не осталась в стороне от процесса совершенствования кораблестроительных программ, хотя иногда шла своим, порой не всегда оправданным путем. Развитие корабельного состава Военно-морского флота в нашей стране также осуществлялось в рамках кораблестроительных программ. За последний столетний период развития отечественного кораблестроения основные программы принимались в 1907, 1912, 1926, 1929, 1933, 1937, 1946, 1956, 1969 и 1980 годах.
     Общую направленность программ военного кораблестроения в 1970-х и 1980-х годах определяло создание сбалансированного атомного ракетного океанского флота, универсального в решении боевых задач.
     Следует отметить, что материальной основой реализации программ военного кораблестроения являлся оборонно-промышленный комплекс (ОПК) страны. Программы военного кораблестроения тесно увязывались с планами развития отраслей народного хозяйства, и в первую очередь с судостроительной промышленностью СССР и смежными отраслями, которые практически полностью обеспечили кораблестроение отечественными вооружением, комплектующими изделиями и различными типами энергетических установок. Научная теоретическая и проектная база кораблестроения в СССР вышла на передовые позиции в мире.
     В 1980-е годы примерно по трети мирового объема военно-морской техники выпускала промышленность США и СССР. Масштабы военного кораблестроения в других странах были, по меньшей мере, на порядок скромнее.
     Практика программного планирования в военном кораблестроении в нашей стране насчитывает уже несколько десятилетий. За эти годы была создана и прошла апробацию система нормативных актов, определяющая этапность и форму представления и утверждения проектов программ, статьи бюджетного финансирования, обеспечивающего их реализацию, порядок прохождения ассигнований и контроль за выполнением ранее принятых программ.
     Происшедшие с 1991 года в стране экономические изменения оказали разрушающее воздействие как на Военно-морской флот, так и на состояние отечественной судостроительной промышленности. При этом вскрылись накапливавшиеся долгие годы проблемы, решение которых не удалось обеспечить к этому времени.
     Одновременно с этим наступившая разрядка международной напряженности привела к изменению стратегической направленности развития флотов основных морских государств, заключающемуся в отказе от ориентации крупных военных флотов на участие в глобальной ракетно-ядерной войне и их приоритетном развитии в интересах ведения локальных или обычных масштабных войн, как правило, на блоковой основе.
     «Былое величие» программ развития ВМФ не смогло обеспечить защиту флота от экономических проблем последних лет. Более того, высокая численность корабельного состава вызвала необходимость выделения большого количества средств на поддержание технической готовности, что потребовало перераспределения структуры финансирования ВМФ в этом направлении в ущерб новому строительству.
     Ситуация обострялась резким снижением финансовых возможностей государственных и коммерческих заказчиков судостроительной продукции. Так, реальные ассигнования на военное кораблестроение, рассчитанные с учетом индекса цен, за последние 15 лет сократились более чем на порядок.
     В последующие годы пришло осознание того, что флот и оборонная промышленность длительное время будут находиться в условиях стабильно низких объемов финансирования. Началось ежегодное исключение большого количества строящихся кораблей из числа финансируемых по ГОЗ. Доля таких заказов постепенно возрастала и к 1996 году превысила критическую величину. Судостроительные заводы и ВМФ несли убытки, связанные с затратами на содержание этих кораблей и с упущенной выгодой, определяемой вынужденным простоем построечных мест. Принятые в последние годы решения об использовании задела как для экспорта, так и в интересах ВМФ снизили остроту проблемы.
     Корабельный состав ВМФ и производственная база военного кораблестроения являются достаточно «инертными» системами и не могут эффективно развиваться без долгосрочных программ.
     Государственная программа вооружений (ГПВ), принятая в 1996 году, создавалась в период высокой инфляции. В результате несоответствия плановых и фактических цен, связанного с удорожанием вооружения и военной техники (ВВТ), уже через год программа перестала соответствовать реальному положению дел. Однако в 1997 году наметилась некоторая стабилизация положения как в объемах выделяемых средств, так и в плане снижения темпов инфляции. Впервые за рассматриваемый период расходы на национальную оборону в 1997 году по сравнению с предыдущим годом в сопоставимых ценах не снизились, а рост цен на продукцию военного кораблестроения за 1997 год составил всего около 14 процентов. Сложившаяся ситуация позволяла строить перспективные планы, основываясь на уровне 1996—1997 годов, но проведенный анализ показал, что такой уровень расходов на оборону уже не позволял формировать приемлемые для нужд ВМФ программы.
     В настоящее время эта проблема разрешается в рамках десятилетних программ военного кораблестроения, разрабатываемых в составе Государственной программы вооружения, что не всегда способствует созданию современных кораблей в указанные сроки. Несомненно, положительным фактом явилось принятие в марте 2000 года «Основ политики РФ в области военно-морской деятельности», а также утверждение в июле 2001 года «Морской доктрины РФ на период до 2020 года», в основном определивших направления строительства флота России.
     Именно поэтому командование ВМФ уделяет проблемным вопросам кораблестроительных программ постоянное внимание. На протяжении ряда последних лет ведется систематическая работа по обоснованию программы военного кораблестроения на ближнюю, среднюю и дальнюю перспективу. При ее формировании мы стремимся учесть весь комплекс факторов, влияющих на основные расчетные параметры этого документа.

     - Владимир Иванович, на каких принципах должна базироваться перспективная кораблестроительная программа?

     - В частности, в военно-политической области программа должна основываться на следующих положениях. Россия выполняет свои обязательства по условиям международных договоров (ОСВ) и в соответствии с этим должна поддерживать и развивать ракетные подводные лодки стратегического назначения. Кроме того, Россия выходит на пять относительно самостоятельных морских и океанских театров - северный, дальневосточный, балтийский, черноморский, каспийский - и должна осуществлять там свое военно-морское присутствие хотя бы в минимальных размерах. При этом должны решаться следующие основные задачи: оборона государства на морских и океанских направлениях в случае развязывания военного конфликта или войны против России; достижение политических целей, защита национальных интересов России в жизненно важных для нее районах путем демонстрации, а в случае необходимости – применения силы; защита экономических интересов России, судоходства и производственной деятельности экономических структур путем поддержания определенного правового режима; сдерживание отдельных государств или их коалиций от применения военной силы или угрозы ее путем развития и поддержания боевой готовности ВМФ на уровне, обеспечивающем нанесение противнику неприемлемого ущерба; участие в океанографическом, гидрометеорологическом, картографическом, поисково-спасательном обеспечении потребностей государства.
     Насущная необходимость решения этих задач очевидна. События в Югославии, Ираке и в ходе других локальных конфликтов прошедшего десятилетия с особой остротой ставят вопрос об актуальности решения флотом России задач по сдерживанию агрессии. Уже в который раз НАТО продемонстрировала наиболее вероятный сценарий ведения современной войны, в котором военный флот играет одну из ключевых ролей.
     Для реализации указанных задач хотя бы на минимальном уровне необходимо в течение ближайших десяти лет, по меньшей мере, в три-четыре раза увеличить ассигнования на нужды Министерства обороны в целом. При этом доля ВМФ в военном бюджете должна возрасти до уровня не менее 20 процентов.
     Вместе с тем не только ограничения на ассигнования сегодня стали причиной неудовлетворительного состояния с новым строительством, модернизацией и ремонтом кораблей, но и сама организация этой работы, умение работать с деньгами так, чтобы это соответствовало изменившейся в стране ситуации. Причины сложившегося в военном кораблестроении тяжелого положения видятся в том числе в самой системе заказа, ее нормативном обеспечении и организации.
     C одной стороны, программа военного кораблестроения должна формироваться в рамках Государственной программы вооружения, а с другой стороны, она должна представлять собой относительно самостоятельную программу. При этом для кораблестроения характерны периоды планирования, превышающие принятые для других видов ВВТ.
     Общий цикл становления и жизни нового поколения кораблей ВМФ в современных условиях складывается из этапа научно-исследовательских разработок (7—10 лет), выполнения системы опытно-конструкторских работ, в период которых формируется технологическая и организационно-техническая база нового флота (10—15 лет), и, наконец, периода строительства, который в свою очередь разделяется на этапы строительства серии кораблей одного класса (12—15 лет), а для всей номенклатуры классов это не менее 20—30 лет, эксплуатации корабельного состава одного поколения (25—30 лет) и периода утилизации, если этот этап был заранее предусмотрен (5—7 лет). Параллельно с выполнением всех вышеназванных этапов должны отрабатываться административная и оперативная структуры флота, система отбора и подготовки кадров, создаваться и наращиваться системы тылового обеспечения, боевого управления и т.п.
     Таким образом, результаты решений, принимаемых в рамках формирования одного поколения кораблей, могут ощущаться на протяжении 40—50 последующих лет. При этом технические и технологические концепции в зависимости от видов техники и темпов технического прогресса будут меняться каждые 15—25 лет, а вслед за ними будут изменяться и приемы боевого применения средств, создаваемых в соответствии с этими концептуальными положениями. Необходимо также иметь в виду, что на протяжении примерно полувека должна претерпевать качественные изменения политическая ситуация в мире, в том числе применительно к военно-морской деятельности.
     Следовательно, с одной стороны, во многом то положение, в котором мы сегодня оказались, является результатом недостаточно дальновидной политики прошлого, а с другой - сегодня, пережив столь мощные коренные изменения основополагающих принципов в политике и экономике, необходимо выходить на перспективные решения, так чтобы иметь возможность если не предвосхитить достаточно отдаленное будущее, то во всяком случае избежать наиболее грубых ошибок и определить те этапные временные рубежи, на которые следует ориентироваться, просчитывая возможные последствия принимаемых сегодня решений.

     - В последнее время российские военные моряки активно сотрудничают с иностранными коллегами, участвуют в различных совместных учениях. Как выглядит наш флот на фоне ВМС ведущих держав?

     - На протяжении 2004—2005 годов ВМФ России принимал и принимает участие в ряде крупных международных военно-морских учений. Вспомните хотя бы совместные российско-американские учения «Северный орел», где североморцы показали высокую морскую выучку. В июне – июле 2005 года спасательный буксир Черноморского флота «Шахтер» впервые участвовал в международных учениях спасательных сил «Сорбет Роял-2005», в ходе которых эффективно отработали полученные задачи наши водолазы и медики.
     Одними из самых заметных стали учения ВМС Франции, ВМФ России, ВМС Великобритании и ВМС США «ФРУКУС-2005». Экипаж большого противолодочного корабля «Адмирал Левченко» прекрасно выполнил поставленные перед ним задачи.
     Мы легко находим общий язык с военными моряками зарубежных государств во многом благодаря тому, что профессиональный уровень российских моряков очень высок.

     - Какие проблемы Военно-морского флота России вы считаете наиболее острыми?

     - Их нетрудно перечислить. Флоту нужны новые боевые корабли и подводные лодки, прочная судоремонтная база. Необходимо развивать морскую авиацию, шлифовать боевую выучку морской пехоты. Крайне важны предпринимаемые усилия по укреплению воинской дисциплины и правопорядка во взаимосвязи с повышением социальной защищенности военных моряков и их семей. Необходимо решать жилищную проблему и заботиться о подготовке и сохранении высококвалифицированных кадров. Но мало упомянуть эти проблемы, каждый начальник на своем месте должен ставить во главу угла постоянную работу по решению этих задач.

     - Владимир Иванович, в каком состоянии находятся военно-морское образование, учебно-материальная база вузов? Достаточно ли теоретических знаний и практических навыков получают курсанты за годы учебы? В каком состоянии учебные корабли?

     - Сфера военно-морского образования должна постоянно совершенствоваться. От нас зависит, какое поколение завтра придет на корабли и подводные лодки. Я бы обозначил проблемы профессионального отбора и довузовской подготовки. Каждый курсант, находясь в стенах учебного заведения, должен приобретать практические навыки непосредственно в море. Не без трудностей, но мы решаем эту проблему.
     Сохранился и до сих пор активно используется старый «парк» учебных кораблей, и нас, естественно, это не удовлетворяет. Материально-техническую базу практики курсантов необходимо развивать, если мы думаем о завтрашнем дне.

     - Как вы считаете, не потеряла ли флотская служба былой престиж?

     - Отвечу на этот вопрос однозначно и категорично: какие бы трудные времена ни переживал флот, престиж морской службы никогда не снизится. Это по-настоящему мужская работа. А если мы усилим социальную защищенность людей в погонах, престиж службы на кораблях будет еще выше.

     - Товарищ главнокомандующий, какие слова вы хотели бы адресовать в канун праздника военным морякам?

     - Ваша служба нужна Родине, ваш ратный труд неоценим. Андреевский флаг сегодня вернулся в Мировой океан во многом благодаря вашим усилиям и самоотверженности.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex