на главную страницу

6 Августа 2005 года

С праздником, воины-железнодорожники!

Суббота

На железном поле минной войны



Железная дорога в Чечне относится к объектам особой важности. В основном именно по ней доставляются грузы как для восстановления народного хозяйства, так обеспечение для Объединенной группировки войск (сил) в Северо-Кавказском регионе. То, что с бесперебойной работой «железки» связаны надежды местных жителей на нормальную жизнь, устойчивый мир в регионе, хорошо понимают и боевики. Террористы отслеживают движение поездов и воинских эшелонов, устанавливают на дорогах фугасы. Противостоят им саперы Железнодорожных войск, растущее превосходство которых в минной войне неоспоримо. Так, за время проведения контртеррористической операции военные железнодорожники обезвредили свыше 2.070 взрывоопасных предметов, провели сплошное разминирование более 16.700 км путей.


     Сапер на железных дорогах Чечни – фигура центральная. Прежде чем начать восстановление железнодорожного полотна, моста или искусственного сооружения, их обязательно исследуют саперы, и только затем на объект выходит ремонтная команда. Первыми «добро» на прохождение поездов и воинских эшелонов также дают саперы. Они в обязательном порядке входят в экипаж спецпоездов. На железных дорогах республики нередко можно наблюдать такую картину: по путям, рядом с ними медленно идет группа солдат, которые специальными щупами и миноискателями тщательно исследуют полотно и прилегающую зону отвода. За ними движется спецпоезд - он весом передней платформы проводит траление. В случае если будет пропущен фугас нажимного действия, то всю силу взрыва платформа примет на себя. И только затем идет состав с народнохозяйственными или воинскими грузами.
     Служба сапера не только «и опасна, и трудна» - она смертельна для жизни. Так что же это за люди – саперы? Какими качествами они должны обладать? Что ими движет ?
     - У сапера должны быть чрезвычайно развиты интуиция и внимание, он должен обладать качествами хорошего следопыта, видеть и замечать то, на что другой не обратит внимания, - говорит начальник службы заграждения Железнодорожных войск полковник Александр Петров. - Они, как правило, по характеру меланхолики. Резкость саперы не любят.
     - Судя по вашему характеру, это не ваш образ и не ваша профессия...
     Александр Борисович смеется: «Я сам не курю. Так вот, верите, когда выхожу на работу (имеется в виду поиск мин и фугасов), стабильно за 2 - 3 часа пачку сигарет высмаливаю. Начинается синдром поиска».
     Сама методика обследования железной дороги, поиска фугасов и разминирование предполагает наличие в команде саперов людей, безгранично доверяющих друг другу. Не буду раскрывать секретов этой работы, скажу только, что у каждого из них при разминировании есть своя зона ответственности. И невнимательность, ошибка одного может стоить здоровья, а то и жизни всем остальным.
     Для поиска взрывоопасных предметов на вооружении у саперов находятся новейшие образцы миноискателей, не имеющих аналогов в мире. Последние разработки НИИИ Железнодорожных войск позволяют обнаружить закладку фугасов сквозь толщину железобетонных шпал. Впрочем, есть уникумы, которые в поиске взрывоопасных предметов применяют биофизический метод. Наравне с миноискателями они используют биорамки из меди и алюминия. Так в прошлые века охотники за сокровищами искали клады, изыскатели – залежи железной руды и меди. В команде саперов одного из спецпоездов, например, служил рядовой Николай Серегин, который с помощью биорамок находил закладку фугасов на расстоянии 5 - 6 метров от железной дороги. И, что примечательно, делал он это… не выходя из вагона.
     Однако рамки рамками, миноискатели миноискателями, а все же на первом месте, бесспорно, стоят личное мужество и профессиональное мастерство. Среди тех, кто в буквальном смысле прошел сотни километров чеченских железных дорог, ежечасно и ежеминутно рискуя собой, саперы полковник Андрей Горкавченко, майор Руслан Саенко, капитан Олег Казбанов, лейтенант Геннадий Партысь, старшие прапорщики Валерий Корниенко и Игорь Кабулин... От таких профессионалов, как они порой зависят жизни и здоровье товарищей по оружию. Один лишь пример, 23 июня нынешнего года экипаж спецпоезда «Байкал» выполнял боевую задачу по разминированию перегона Джалка - Гудермес. Применялся метод траления, используемый при поиске мин и фугасов нажимного действия. Командир минно-подрывного взвода лейтенант Геннадий Партысь вел визуальное наблюдение за железной дорогой и зоной отвода. В итоге обнаружил закладку самодельных фугасов из двух 152-мм артиллерийских снарядов. Фугасы были настолько тщательно и искусно замаскированы, что выявить их мог лишь настоящий мастер минного дела. Своими действиями лейтенант Геннадий Партысь не только предотвратил подрыв подвижного состава, но и, возможно, спас чью-то жизнь.
     

На снимке: саперы за работой.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex