на главную страницу

12 Августа 2005 года

Армия и общество

Пятница

ВСЕМ АРМИЯМ НА ЗАВИСТЬ

будут одеты российские военнослужащие

Подготовил Дмитрий ЮРОВ.



Этот год богат на юбилеи и знаковые события в жизни Тыла Вооруженных Сил, главных и центральных управлений, входящих в его состав. Так, 18 февраля мы отметили 305-ю годовщину Вещевой службы Вооруженных Сил, которая ведет свое летоисчисление от подписания в 1700 году Петром I «Особого приказа». 1 августа отмечалась 305-я годовщина Тыла Вооруженных Сил. А завтра,13 августа, исполняется 70 лет со дня создания Центрального вещевого управления Минобороны России.
Об истоках создания управления, главных вехах его развития, о вчерашнем и завтрашнем дне центрального органа управления Вещевой службой Вооруженных Сил рассказывает начальник ЦВУ Минобороны РФ генерал-лейтенант Сергей ШЛЯЕВ.

     - Сергей Иванович, как сложилось, что сама Вещевая служба Вооруженных Сил России насчитывает уже более 300 лет со дня своего основания, а центральному органу ее управления исполняется только 70 лет?
     - Мы должны знать свою историю, историю создания органа военного управления, на которую было возложено руководство Вещевой службой Вооруженных Сил России. Это необходимо для установления закономерности развития Вещевой службы, методов ее деятельности, процесса вещевого обеспечения войск и сил.
     Органы управления вещевым обеспечением, начиная с «Особого приказа», были созданы в годы коренного изменения Российского государства, в начальный период строительства самой Российской армии.
     История свидетельствует, что наше ведомство претерпевало за период своего развития многочисленные изменения. В сложные периоды оно подчинялось непосредственно Военной коллегии, военному министру, неоднократно сливалось с Провиантским ведомством, пока не вошло в 1864 г. в состав Главного интендантского управления, заняв свое достойное место в системе тылового обеспечения вооруженных сил, просуществовав так вплоть до 1917 года.
     Вновь как центральный орган управления вещевым обеспечением управление было создано тогда, когда стало ясно, что Советский Союз ждут серьезные испытания, проверка на прочность и существование самого государства. Война была неминуема.
     Важной вехой советского военного строительства стал доклад в 1935 году народного комиссара обороны СССР Ворошилова Политбюро ЦК ВКП(б) и Главнокомандующему Вооруженными Силами СССР Сталину предложений о расформировании Военно-хозяйственного управления РККА и выделении из его состава самостоятельного Управления обозно-вещевого снабжения РККА.
     Это решение было закреплено приказом наркома обороны СССР от 13 августа 1935 года № 0145.
     - Какие основные этапы вы выделили бы в деятельности управления и какой из них является наиболее ответственным для строительства Вещевой службы Вооруженных Сил?
     - Во-первых, само время образования Управления обозно-вещевого обеспечения. Это был сложный период воссоздания системы вещевого обеспечения, разработки всей нормативной базы, коренного улучшения обеспечения военнослужащих форменной одеждой и специальным имуществом.
     Должен отметить, что созданное в то время Управление обозно-вещевого обеспечения (затем - Управление вещевого снабжения, а с 1978 г. - Центральное вещевое управление Министерства обороны СССР) все 70 лет просуществовало практически в неизменной организационной структуре, преодолев серьезные этапы становления РККА, ведения боевых действий в Великой Отечественной войне, послевоенное строительство качественно новых видов и родов войск (ракетно-ядерных, космических и радиоэлектронных) Вооруженных Сил, их реформирование в 1990-е годы. И всегда, на всех этапах военной истории, руководителей ЦВУ отличали глубокая компетентность, ревностное отношение к службе и любовь к своему делу.
     Наиболее значимый след, на мой взгляд, своей деятельностью в должности начальника управления оставил генерал Федор Павлович Петров, возглавлявший управление с 1975 по 1987 год. Он обладал уникальными инженерными знаниями, в совершенстве знал технологию текстильных материалов по всем отраслям.
     В период его руководства управлением Вещевая служба решала такие масштабные вопросы, как обеспечение самых могучих в мире Вооруженных Сил, снабжение вещевым имуществом, специально разработанным для военного контингента, выполняющего задачи на Кубе, в Никарагуа, Анголе, Мозамбике, в Афганистане, в ходе ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
     «Эстафету» от него принял генерал-лейтенант Михаил Михайлович Хренов, руководивший управлением по 1997 год. Под его руководством управлением были выполнены ответственные задачи по выводу войск из Афганистана, из стран – участниц Варшавского договора, военных округов ряда республик бывшего Советского Союза. В период вхождения экономики страны в рынок и работы в условиях кризисного финансирования ему удалось удержать кадры, осуществлять массовые перевозки вещевого имущества и заниматься перспективными направлениями развития Вещевой службы.
     Начиная с 1988 года, под его руководством были проведены широчайшие исследования по всем направлениям (свыше 70 НИР и ОКР). Результатами разработок за полтора-два года стала новая форма одежды для армии и флота Советского Союза, а в дальнейшем - для Российской Федерации.
     Самый же ответственный и тяжелый период в ходе реформирования Вооруженных Сил и самого управления выпал на долю начальника ЦВУ генерал-лейтенанта Николая Васильевича Дементиюка, возглавлявшего его по 2002 год. Именно под его руководством ЦВУ приняло существующую ныне структуру, была организована оптимизация запасов, отработана практика проведения торгов по закупке вещевого имущества.
     - Сергей Иванович, а с какими трудностями столкнулось управление при организации вещевого обеспечения войск и сил в современный период?
     - Начиная с 1991 года в ЦВУ произошли масштабные изменения. Управление сокращено со 180 до 75 человек. Существенно сократилось и количество вещевых баз и складов (с 64 до 46 в настоящее время).
     С 1994 года федеральным бюджетом для вещевого обеспечения военнослужащих Вооруженных Сил России предусматривалось выделение денежных средств в размерах не более 24 –25 процентов от минимальной потребности. Реальное же финансирование осуществлялось в размерах еще более низких. Так, в 1997 и 1998 годах при потребности 9 млрд. 643,3 млн. рублей и 11 млрд. 467,5 млн. рублей соответственно нам было выделено 901,7 млн. и 1 млрд. 698,9 млн. рублей, т.е. 9,4 и 14 процентов от минимальной потребности.
     Это привело к тому, что практически до половины имущества, необходимого для текущих потребностей войск, мы вынуждены были изымать из неприкосновенных запасов, и кроме того, ежегодно увеличивалась задолженность за невыданное вещевое имущество военнослужащим, проходящим службу по контракту.
     - И какие меры были предприняты для выхода из создавшегося положения?
     - С 1999 года ситуация несколько стабилизировалась. Финансирование хотя и было ограничено в пределах четверти от потребности, но осуществлялось более стабильно, что позволило организовать своевременную заготовку самого необходимого для обеспечения войск и сил вещевого имущества. В основном это полевое обмундирование, белье и постельные принадлежности. Изъятие имущества из НЗ не осуществлялось.
     Важно отметить возрастающее внимание Президента России и Правительства РФ к вопросам вещевого обеспечения военнослужащих. Так, в соответствии с решением президента от 13 марта 2004 г. для обеспечения военнослужащих, проходящих службу по контракту, повседневным обмундированием было выделено дополнительно 1,2 млрд. рублей.
     Данное решение Верховного Главнокомандующего было реализовано, мы смогли в 2004 г. заказать в промышленности 250 тыс. комплектов повседневного обмундирования, необходимого для обеспечения всех военнослужащих, проходящих службу по контракту, и тем самым существенно сократить имевшуюся задолженность за невыданное имущество.
     Кроме того, для решения проблемы с погашением задолженности за невыданное вещевое имущество военнослужащим, проходящим службу по контракту, в законах о федеральном бюджете на 2003 и 2004 гг. был определен порядок ее погашения в два этапа. В результате чего мы получили и направили в войска и силы на эти цели 5,5 млрд. рублей, что позволило повысить обеспеченность военнослужащих повседневной формой одежды с 26 до 54 процентов.
     В 2004 году принято постановление Правительства Российской Федерации № 848 о прекращении выплаты военнослужащим денежной компенсации за вещевое имущество. Таким образом, имеющаяся задолженность перед военнослужащими будет погашаться выдачей предметов военной формы одежды, а не «живыми» деньгами. Право на получение денежной компенсации имеют лишь отдельные категории военнослужащих.
     - А как обстоят дела с вашей работой в рамках федеральной целевой программы по комплектованию частей и подразделений военнослужащими, проходящими службу по контракту?
     - Это одна из главных наших задач на сегодняшний день. Отмечу, что характерной особенностью этой работы является не только обеспечение данной категории военнослужащих имуществом Вещевой службы, но и развитие соответствующей материальной базы Вещевой службы, и совершенствование ее организационно-штатной структуры в воинских частях.
     Не секрет, что в нынешних условиях значительная часть солдат и сержантов, проходящих службу по контракту, размещается в казармах, а это в соответствии с действующим законодательством предусматривает организацию банно-прачечного обслуживания и помывку личного состава, стирку постельного и нательного белья за счет средств федерального бюджета, так как это предусмотрено для военнослужащих, проходящих службу по призыву.
     Учитывая эти обстоятельства, серьезно стоит вопрос строительства и ремонта войсковых бань и прачечных в частях, переводимых на контрактный способ комплектования.
     Так, в 2004 г. в рамках ФЦП были построены три бани, один банно-прачечный комбинат и еще одна баня отремонтирована. В этом году необходимо построить 6 бань и 7 прачечных, а в 2006 – 2007 гг. ввести в строй еще 7 бань, 4 прачечные и 4 банно-прачечных комбината. Кроме того, из имеющихся в переводимых на контрактный способ комплектования воинских частей из 33 объектов банно-прачечного обслуживания 21 требует капитального ремонта.
     Кроме того, увеличение числа военнослужащих, проходящих службу по контракту, повышает нагрузку непосредственно на специалистов Вещевой службы в воинских частях, а это бухгалтеры, начальники складов и кладовщики, работающие индивидуально с каждым.
     Весь комплекс задач, предусмотренных ФЦП потребует от специалистов Вещевой службы высокой самоотдачи и профессионализма, и нет сомнений в том, что они будут выполнены качественно и в установленные сроки.
     - Над чем сейчас трудятся специалисты Вещевой службы и что ожидается нового в обеспечении военнослужащих вещевым имуществом?
     - Основное внимание уделяется разработке новых тканей, в первую очередь для полевой и специальной одежды. Нами достигнуты положительные результаты по физико-механическим характеристикам тканей, идет целенаправленная работа по улучшению крашения. Применяемые красители должны быть устойчивыми к мокрому и сухому трению, капризам погоды, стирке и поту, не должны быть видимыми на местности и в приборах видимости.
     Одновременно продолжается разработка новых тканей с применением новых материалов и технологий для их производства, в том числе и с мембранами.
     С целью повышения комфортности выполнения задач военнослужащими в заглубленных помещениях, на подводных лодках и в условиях повышенных температур разработан и успешно внедрен комплект облегченной одежды и обуви.
     Для обеспечения военнослужащих войск специального назначения, особенно для действий в горных условиях, проведена ОКР по разработке конструкции костюмов и альпинистских палаток М-4А, альпинистского снаряжения. В настоящее время проводится ОКР по разработке специальных костюмов и обуви для альпинистов с использованием мембранных материалов и новых перспективных утеплителей.
     Особое внимание уделяется разработке новой военной и специальной обуви. Основное требование – комфортность, эстетичность, надежность, удобство в носке – это основные критерии, которые учитываются при разработке обуви. Уже изготавливаются и поступают на снабжение новые конструкции модельной хромовой обуви – полуботинки, полусапоги демисезонные и зимние на меху, парадные ботинки для солдат, облегченная обувь. Для полевой обуви широко стала применяться новая технология литьевого изготовления низа обуви, которая значительно надежнее, удобнее и легче гвоздевого метода крепления.
     Для улучшения полевого быта военнослужащих разработаны и приняты на снабжение палатки на трех и четырех человек (М-3, М-4), предназначенные для размещения в полевых условиях экипажей боевых машин (танка, САУ, БМП, БТР). В упакованном виде эти палатки легко переносятся одним военнослужащим.
     Также разработаны модульные каркасные палатки М-10 и М-30, предназначенные для размещения в полевых условиях подразделений численностью 10 и 30 человек соответственно. Они устанавливаются на легкий металлический каркас. Кроме того, конструкция палатки М-30 позволяет использовать ее как модуль для стыковки по торцевым сторонам с другими такими же палатками для наращивания полезной площади.
     Одним из насущных вопросов полевого быта является проблема помывки личного состава и стирки белья в полевых условиях. Серьезное внимание ЦВУ уделяет разработке полевых технических средств нового поколения - высокомобильных, способных обеспечить потребности как малочисленных подразделений, действующих в отрыве от основных сил, так и воинских частей и большого скопления войск. За основу взят модульный принцип наращивания производственных мощностей в зависимости от потребности войск. Все разрабатываемые средства помывки личного состава и стирки белья монтируются на базе унифицированных контейнеров.
     В целях экономии бюджетных средств, выделяемых на нужды вещевого обеспечения, в период с 2003 г. проводится оптимизация системы организации банно-прачечного обслуживания военнослужащих. За это время сокращено 152 прачечных предприятия, и предусмотрено в этом году сократить еще 125. Услуги же по стирке белья будут заказываться в гражданских прачечных на договорной основе. Аналогичным способом заключаются договора на помывку личного состава тех воинских частей, где нет своих бань. Хотя на перспективу определено, что каждая часть должна иметь свою баню, а гарнизон, в котором нет гражданской прачечной, - свою прачечную.
     Для пошива военной одежды заключаем договора с предприятиями военной торговли. Расчеты за индивидуальный пошив каждому военнослужащему осуществляются вещевой службой военного округа или флота по установленным лимитам. Кстати, с 2005 г. в конкурсах на индивидуальный пошив военной одежды могут принимать участие и гражданские ателье, способные выдержать требования к качеству пошива.
     - А соответствует ли действительности утверждение, что форменная одежда военнослужащих Российской армии по многим показателям превосходит аналогичную одежду зарубежных армий?
     - Вполне. Это достигается тем, что при разработке одежды учитываются не только традиционные подходы, но и в первую очередь климатические условия, ее многофункциональность, удобство и эстетичность. Поэтому для изготовления нашей военной формы применяются только натуральные волокна: шерсть, лен, хлопок, шелк и меха. А основная часть одежды в иностранных армиях шьется из материалов на синтетической основе.
     На снимке: Экипировкой военнослужащих интересуется даже Верховный Главнокомандующий.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex