на главную страницу

13 Августа 2005 года

Специальный репортаж

Суббота

В бой идут одни «старики»

Андрей ЛУНЁВ, Дмитрий Прудников (фото), «Красная звезда».



     …Вылетающий на разведку погоды
     Су-25 вырулил на взлетку и остановился.
     - Сороковой на старте, к взлету готов, - доложил летчик руководителю полетов.
     - Взлет разрешаю...
     Рванув вперед, штурмовик пронесся по полосе и через несколько секунд, оторвавшись от земли, с надсадным гулом ушел в облака. Спустя пару минут самолет вновь показался над базой. Сделав два круга, – проверив таким образом исправность аэродромных радиотехнических средств захода на посадку, – пилот направил машину в заданный район.
     В гвардейском штурмовом авиаполку гвардии полковника Олега Маковецкого полетов ожидали с нетерпением. Летний месяц подходил к концу, а из запланированных на него четырех восьмичасовых летных смен не провели ни одной. Затяжные ливни и низкая облачность вынуждали пилотов пока что на земле – на тренажере и в специальных классах – готовиться к предстоящим полковым летно-тактическим учениям и учениям стран – участниц Объединенной системы ПВО СНГ «Боевое содружество-2005».
     И вот наконец долгожданный просвет на небе. Ожидаются простые метеоусловия. Значит, завтра в воздух смогут подняться не только опытные, но и молодые пилоты. При помощи инструкторов они отработают упражнения курса боевой подготовки. Виражи с креном сорок пять и шестьдесят градусов, пикирования, горки. Летчики учатся выдерживать параметры того или иного маневра вначале на средних высотах – от полутора до трех с половиной тысяч метров. Чтобы потом повторить его на малой, трехсотметровой, высоте при заходе на цель.
     …Со взлетом разведчика погоды технический состав начинает заправлять топливом самолеты и подвешивать к ним блоки неуправляемых ракет и учебные бомбы. А у летчиков проходит предполетный тренаж. Надев полетное снаряжение, – индивидуальную подвесную систему и защитный шлем, пилоты в кабинах самолета еще раз мысленно «проигрывают» свои действия в воздухе – от взлета и до посадки. Затем запускают двигатели и проверяют работу всех бортовых систем. Готовность каждого пилота к вылету контролирует его непосредственный начальник – командир звена или эскадрильи. Исключение – для опытных летчиков, которые сами тренируют молодежь. Гвардии полковник Олег Маковецкий, гвардии подполковник Сергей Шаршин, гвардии майор Сергей Коинов. В день 60-летия Великой Победы эти полковые асы удостоились особой чести – на трех Су-25 прошли в боевом порядке над Красной площадью.
     Гвардейский штурмовой авиаполк – один из самых воюющих в Военно-воздушных силах.
     С 1993 года и по сей день штурмовики несут боевую вахту в Таджикистане. В настоящее время выполняют задачи по прикрытию 201-й мотострелковой дивизии. Недавно, после очередной вахты, оттуда вернулся боевой расчет авиагруппы. Героем этого «заезда» стал командир звена гвардии майор Вадим Прядченко, который, рискуя жизнью, сумел отвести от населенных пунктов теряющий управление Су-25 и только после этого катапультировался.
     Участвовали штурмовики и в обеих чеченских кампаниях. 9 декабря 1994 года эскадрилья полка приземлилась в Моздоке. Уже на следующий день летчики стали уничтожать боевиков в Калиновской и Ханкале. Работали по бандитским колоннам, которые шли в Грозный, потом по Дому правительства… За две «Чечни» боевики всего лишь раз смогли «достать» штурмовиков – в районе Гудермеса из зенитки попали в самолет майора Андрея Лаховского. Однако пилот не пострадал и удачно посадил машину.
     На Северном Кавказе летчики в сутки совершали по нескольку боевых вылетов. «Вернемся домой – отдохнем», - шутили они. Но не предполагали, что дома придется «отдыхать» довольно долго.
     - Почти полное отсутствие топлива было тогда настоящей катастрофой, - вспоминает гвардии полковник Олег Маковецкий. В 2001 году, после возвращения из Чечни, средний годовой налет наших пилотов на месте постоянной дислокации едва дотягивал до двадцати часов. Максимально разрешенный перерыв в полетах для летчика – два месяца. Наши пилоты раз в два месяца и летали – чаще не получалось.
     С прошлого года ситуация несколько улучшилась. Нет, топлива больше не стало, однако выделяют его без задержек. Всего лишь пятую часть от потребного. Но командование полка и этому радо. Наконец-то появилась возможность заранее распределять топливо по задачам и хоть как-то планировать боевую подготовку. Кстати, по приказу командующего авиационным объединением генерал-лейтенанта Валерия Ретунского с начала этого года после пятилетнего перерыва здесь стали готовить летчиков к полетам при установленном минимуме погоды, когда нижний край облачности — 200 метров, а видимость – 2 километра.
     - Это сложнейший вид летной подготовки, - говорит заместитель командира полка по воспитательной работе, летчик-снайпер гвардии подполковник Сергей Шаршин, - только так, в сложных метеоусловиях мы сможем подготовить высококлассных пилотов.
     …С ревом приземляется Су-25, который выполнял разведку погоды по маршруту предстоящих полетов. Летчик визуально определил нижнюю границу облачности, видимость, удаление опасных погодных явлений, а также проверил слышимость на каналах боевого управления и работу всех радиотехнических средств аэродрома. Хлопок – и его скорость гасит ярко-желтый тормозной парашют.
     В метеоклассе, на контрольно-диспетчерском пункте – рабочая суета. Участвующие в полетах летчики прошли предполетный тренаж и собрались на постановку задач. Все ждут, когда пилот, выполнявший разведку, доложит командиру воздушную обстановку. Доклад предопределил дальнейшее развитие событий. В зоне полетов сложные метеоусловия. Погода опять внесла свои коррективы в боевую учебу. Это значит, что молодые пилоты летать не будут, и, как в том известном фильме, в бой пойдут одни «старики». В облаках они отработают технику пилотирования, выходы на цель с помощью навигационной аппаратуры, а также перехваты воздушного противника.
     Последние наставления вылетающим пилотам из уст комполка звучат как боевой приказ:
     - Перед атакой провести контрольную проверку пушечного вооружения, вывод из атаки – на высоте не менее трехсот метров от земли… Заходя на посадку, в облаках пилотировать самолет по приборам, визуально полосу не искать. Если за два с половиной километра полосу не видно – докладывать руководителю полетами и уходить на второй круг…
     Спустя несколько минут один за другим, пробивая облачность, штурмовики уходят в небеса на штурм пятого океана.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex