на главную страницу

18 Августа 2005 года

Армия и общество

Четверг

ГОТОВЬ САНИ ЛЕТОМ

Беседу вел Василий ЛАВРЕНЮК.



Россия – страна северная. Какие бы социально-экономические коллизии ее ни потрясали, подготовка к зиме неизменно остается «головной болью» для федеральных, местных властей и, естественно, военного ведомства.
Проблемы жизнеобеспечения военных городков зимой рассматривались не так давно на коллегии Министерства обороны Российской Федерации, но этому вопросу будет посвящена и еще одна предстоящая коллегия. Наш корреспондент встретился с начальником Главного квартирно-эксплуатационного управления Минобороны России генерал-майором Юрием ГУНЬКИНЫМ и попросил его прояснить некоторые моменты.
Кстати, это первое интервью в средствах массовой информации, которое генерал-майор Гунькин дал в должности начальника главка.

     

     
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА


     Гунькин Юрий Михайлович, генерал-майор, родился 26 июля 1951 года в поселке Боровое Воронежской области. Окончил Воронежский инженерно-строительный институт (1974 г.) и Высшие курсы Академии Генерального штаба Вооруженных Сил РФ (2000 г.). Службу проходил в военно-строительных частях в должностях от командира взвода до начальника специализированного строительного и монтажного управления. С 1997 г. – заместитель начальника ГлавКЭУ по эксплуатации, с 9 марта 2005 г. - начальник ГлавКЭУ Минобороны России. Участвовал в строительстве космодрома Байконур и других объектов РВСН, в обустройстве войск в Косово, Чечне, СКВО, на Новой Земле.
     Заслуженный строитель РФ, почетный работник ЖКХ РФ. Награжден орденами «За военные заслуги», Красной Звезды и многими медалями.
     

     

     - Юрий Михайлович, насколько актуальна сегодня, в разгар лета, тема нашей беседы - подготовка казарменно-жилищного фонда к осенне-зимнему периоду эксплуатации?

     - Работы по подготовке к зиме жилых домов, казарм, общежитий, инженерных сетей квартирно-эксплуатационные органы Минобороны начали буквально сразу же после окончания прошлого отопительного сезона. Время летит быстро. Недаром народная мудрость гласит: «готовь сани летом» - зима спросит строго за леность и беспечность в теплые летние деньки.
     Особое внимание уделяем мы отдаленным гарнизонам. Исторически сложилось так, что многие военные городки размещаются у нас, как правило, автономно, вне крупных населенных пунктов. Забота об обеспечении их всем необходимым всецело ложится на плечи командиров воинских частей и соединений и, естественно, квартирно-эксплуатационных служб.
     Кроме того, нам приходится поддерживать жизнедеятельность сотен и сотен военных городков в районах Крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востока - там, где весна, лето, осень в лучшем случае длятся три-четыре месяца. Остальное время – зима. Поэтому вопросы обеспечения этих городков теплом, водой, электроэнергией, без всякого преувеличения, являются вопросами выживания людей в условиях низких температур.
     
- Чтобы представить объем выполняемых работ по подготовке к зиме, надо знать количество зданий и сооружений, находящихся на балансе квартирно-эксплуатационных органов Минобороны России. Существует ли такой учет?

     - В Службе расквартирования и обустройства Минобороны России создана многоуровневая автоматизированная система учета казарменно-жилищного фонда Вооруженных Сил Российской Федерации. На каждое здание и сооружение, находящееся на учете в военных округах и видах Вооруженных Сил, заведена индивидуальная карточка учета (технический паспорт).
     Всего на учете в квартирно-эксплуатационных органах Министерства обороны числится 193,5 тысячи жилых и военных зданий – это 8.530 военных городков, в том числе 1.783 жилых.
     Для управления фондом и его содержания квартирно-эксплуатационная служба Минобороны России имеет 36 организаций основного звена управления (квартирно-эксплуатационные управления и отделы), 308 первичных организаций (КЭЧ и отделения морской инженерной службы), 867 домоуправлений, 6.200 водопроводно-канализационных и 6.900 тепловых хозяйств.
     Обслуживанием этого громадного инженерно-коммунального хозяйства занимается почти 120-тысячный коллектив квартирно-эксплуатационных работников.
     Необходимо учитывать тот факт, что 87 процентов зданий и сооружений у нас эксплуатируется более 20 лет. Они нуждаются в выборочном капитальном ремонте. 17 процентов зданий находится в ветхом и аварийном состоянии, необходимо проводить неотложные ремонтно-восстановительные работы. Около 20 процентов зданий и сооружений нуждаются в выборочном текущем ремонте.
     
- Насколько обосновано содержание такого громадного жилищно-казарменного фонда для Российской армии, которая с советских времен существенно сократилась?

     - Мы стараемся провести ревизию того, что у нас есть, избавиться от имущества, которое нам не нужно и является по сути балластом для нас. Казарменно-жилищный фонд по сравнению с восьмидесятыми годами прошлого века сократился более чем в два с половиной раза. Работа по оптимизации количества зданий и сооружений проводится планово, с учетом потребности войск, перехода ряда частей и соединений на комплектование военнослужащими, проходящими службу по контракту.
     Для принятия всесторонне взвешенных решений по использованию высвобождаемого военного имущества созданы постоянно действующие комиссии с участием представителей Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (Росимущества), Российского фонда федерального имущества (РФФИ), Минобороны России. Еженедельно по этим вопросам проводятся совместные совещания с участием начальника Службы расквартирования и обустройства Минобороны РФ генерал-полковника Анатолия Владимировича Гребенюка и заместителя руководителя Росимущества Сергея Викторовича Сысоева.
     К сожалению, многие военные городки, которые высвобождаются в результате проводимых в армии и на флоте организационно-штатных мероприятий, расположены в отдаленных районах и, как правило, неликвидны. Их содержание, охрана, подготовка к реализации требуют значительных финансовых затрат.
     Большой участок работы - передача жилых зданий и социальной инфраструктуры субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям. Всего предстоит передать более 14 тысяч зданий, из них более 10 тысяч жилых домов.
     
- Юрий Михайлович, были ли во время прошлой зимней эксплуатации казарменно-жилищного фонда нештатные ситуации и как они устранялись?

     - В осенне-зимний период 2004 — 2005 годов на коммунальных объектах Минобороны России зафиксировано 199 отказов и неисправностей оборудования, в том числе 17 нештатных ситуаций, приведших к нарушениям тепловодоэлектроснабжения казарменно-жилищного фонда. Но они не повлияли на боеготовность войск и устранялись силами подразделений Управления обустройства войск Минобороны России, квартирно-эксплуатационных служб военных округов, видов и родов войск в срок, не превышающий 6 - 8 часов. Силы и средства муниципальных коммунальных организаций и МЧС для оказания помощи не привлекались.
     Для оперативного устранения неисправностей и аварий на объектах жилищно-коммунального хозяйства военных городков в военных округах, инженерных управлениях видов и родов войск Вооруженных Сил, главных и центральных управлений был создан обязательный резерв материально-технических ресурсов и оборудования. Это позволило обеспечить оперативное решение возникающих в ходе зимней эксплуатации проблем на объектах Минобороны России.
     Выручали и региональных коммунальщиков. Так, прошлой зимой по обращению губернатора Корякского национального округа решением начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации из запасов воинских частей, дислоцированных в этом регионе, для обеспечения теплоснабжением населения было поставлено 2 тысячи тонн угля, естественно, под гарантию возврата в 2005 году.
     
- А каковы причины этих отказов и сбоев в работе коммунального оборудования, инженерных сетей?

     - Основные причины отказов и сбоев - до 88 процентов от общего числа случаев - значительный износ инженерных сетей, находящихся в эксплуатации 25 — 30 лет, и недостаточное финансирование работ по их замене и ремонту.
     На следующем месте стоят отказы и неисправности на коммунальных сооружениях по вине сторонних поставщиков коммунальных услуг – 7 процентов; нарушения, связанные с погодными условиями, – 3 процента; с нарушениями правил технической эксплуатации обслуживающим персоналом (так называемый человеческий фактор) – 2 процента.
     
- Юрий Михайлович, сегодня зачастую принято ругать все то, что было раньше, но ведь в советские времена существовал отлаженный и четкий механизм подготовки жилищно-казарменного фонда к эксплуатации в зимних условиях. Удалось ли сохранить наиболее важные его элементы?

     - Не только удалось, но получилось привнести много нового. Прежде всего вопросы подготовки и обеспечения военных городков к зиме мы держим в центре внимания круглый год. Согласованную работу и координацию действий по всем направлениям подготовки и проведения зимней эксплуатации в Минобороны обеспечивает специально созданный оперативный штаб по контролю за ходом подготовки и проведением отопительного периода. Для этих же целей в видах Вооруженных Сил и родах войск, главных и центральных управлениях Министерства обороны, военных округах и на флотах созданы оперативно-диспетчерские группы (пункты).
     
- Какие задачи выполняют эти группы?

     - Это прежде всего сбор, учет, обобщение и оперативный анализ информации о состоянии работы коммунальных объектов; принятие оперативных мер по бесперебойному обеспечению потребителей электроэнергией, теплом и водой, поддержанию нормативных параметров в сетях тепловодоснабжения, пополнению запасов топлива.
     В оперативно-диспетчерские пункты стекается информация о всех неисправностях и авариях, осуществляется контроль за их устранением, организацией ремонтно-восстановительных работ.
     Регулярно мне на стол ложится справка, обобщающая положение дел. Объективная информация о ходе работ позволяет успешно координировать усилия многочисленных организаций, устранять недостатки в работе.
     С началом отопительного периода в ГлавКЭУ, инженерных управлениях видов Вооруженных Сил, КЭУ военных округов начинают работать телефонные «горячие линии». Они также доказали свою эффективность и полезность. Так, к примеру, с октября 2004 года по март 2005 года от жителей, проживающих в военных городках Минобороны России, поступило более 400 обоснованных индивидуальных и коллективных заявок и жалоб по вопросам обеспечения коммунальными услугами. И по всем этим обращениям были приняты своевременные и действенные меры.
     В последние годы в связи со становлением в стране новых экономических отношений мы стараемся эффективнее использовать в нашей работе по эксплуатации громадного военного жилищно-коммунального хозяйства рыночные механизмы.
     
- Насколько известно, ГлавКЭУ пошло на проведение любопытного эксперимента по оказанию эксплуатационных услуг в Псковской дивизии ВДВ. В чем суть этого эксперимента и как он организован?

     - Мы хотим создать конкуренцию на рынке эксплуатационных услуг в военных городках и гарнизонах. Дело в том, что квартирно-эксплуатационные части районов являются по сути дела монополистами в обслуживании жилищно-казарменного фонда.
     Необходимо разделить функции заказчика жилищно-коммунальных услуг и подрядчика, сформировать систему эффективных договорных отношений.
     Сегодняшние тарифы по коммунальным услугам позволяют обслуживающей хозрасчетной организации при умелой постановке дела получать прибыль, повышая при этом уровень обслуживания, качество ремонтно-восстановительных работ.
     В эксперименте принимают участие ремонтно-эксплуатационные организации ГлавКЭУ, подразделения Управления обустройства войск Минобороны России (военные строители тем самым расширяют сферу своей деятельности), а также гражданские фирмы.
     Та организация, которая предлагает более выгодные условия, получает подряд на обслуживание жилищно-казарменного фонда и коммунальных сооружений, в том числе и уборку территории военных городков.
     
- Но в таком случае останется не у дел многочисленный отряд электриков, сантехников, дворников – работников местных военных КЭЧ?

     - Что же касается штатных сантехников, ремонтников, слесарей, уборщиков, то они, может быть, даже выиграют от такой организации работ. Сегодня они получают очень скромную зарплату и ее нельзя увеличить в рамках государственной структуры. Профессионалы своего дела будут приняты на работу в те же хозрасчетные коммунальные предприятия. То есть соответственно и деньги будут получать другие. Во-вторых, меньше будет нареканий за грубость, а то и вымогательство денег у клиента со стороны сантехников, ремонтников.
     Рынок дает возможность работникам жилищно-коммунальной сферы совершенствовать свое мастерство и повышать культуру обслуживания.
     
- Есть ли у вас общие проекты с профильными федеральными агентствами: Росстроем и Спецстроем?

     - Совместно с организациями, аккредитованными при Росстрое, проводится работа по сопровождению передачи объектов казарменно-жилищного фонда Минобороны в эксплуатацию муниципальным органам.
     Что касается Росспецстроя, то нашу службу связывают с этим агентством и с его директором генералом армии Николаем Павловичем Аброськиным очень хорошие, тесные отношения. В нынешнем году предусмотрено выполнение работ силами подрядных организаций на 79 объектах Минобороны. И мы уверены, что эти работы будут выполнены в срок и с высоким качеством.
     
- Юрий Михайлович, какие основные задачи стоят перед военными квартирмейстерами по подготовке к отопительному периоду 2005 - 2006 годов?

     - Выполнить большой объем работ прежде всего по профилактическому обслуживанию, ремонту и наладке основных и резервных источников энергоснабжения, укомплектованию эксплуатационного персонала в соответствии со штатными нормативами, созданию нормативных запасов твердого и жидкого котельного топлива, в том числе по планам навигационного завоза в районы Сибири и Крайнего Севера.
     Особое внимание будет обращено на военные городки, обеспечиваемые электроэнергией от автономных источников, создание обязательного резерва материально-технических ресурсов и оборудования для оперативного устранения неисправностей и аварий на объектах жилищно-коммунального хозяйства военных городков.
     К началу осенне-зимнего отопительного сезона должны быть завершены подготовка обслуживающего персонала и аварийно-ремонтных бригад для ликвидации возможных неисправностей и аварий на объектах коммунального назначения и казарменно-жилищного фонда, укомплектование их необходимым оборудованием, техникой и средствами связи.
     Всего к отопительному периоду 2005 - 2006 годов необходимо подготовить 150 тыс. воинских зданий, 24,1 тыс. жилых зданий, 5 тыс. котельных, 1,2 тыс. центральных тепловых пунктов и 94,4 тыс. км инженерных сетей.
     Для обеспечения теплом, светом военнослужащих и членов их семей необходимо поставить (с учетом переходящих остатков) 2.707 тыс. тонн угля, 1.131,8 тыс. тонн жидкого котельного топлива, 64,3 тыс. кубометров дров, в том числе по плану навигационного завоза - 105,2 тыс. тонн угля, 4,3 тыс. кубометров дров и 19,1 тыс. тонн жидкого котельного топлива.
     
- Понятно, что проведение такого большого объема работ требует стабильного финансирования, немалых материальных затрат. Как обстоят дела с финансированием предзимних работ?

     - На протяжении ряда лет финансирование работ капитального и текущего ремонта составляет 25 – 40 процентов от нормативной потребности.
     При этом на ремонт объектов, обеспечивающих проведение отопительного периода, в прошлом году было выделено 70 процентов от объема денежных средств, предназначенных на капитальный и текущий ремонт фонда Минобороны России.
     В 2004 году в результате оптимизации используемого фонда Минобороны России, передачи его части в муниципальную собственность, реализации «Целевой комплексной программы по энергоресурсосбережению на 1999 - 2005 годы» снижено потребление теплоэнергоресурсов (ТЭР), в результате чего экономия денежных средств на их оплату составила 360,6 млн. рублей.
     В настоящее время в ходе обеспечения деятельности Вооруженных Сил за счет средств федерального бюджета особую остроту приобрела проблема ежегодного непланового роста цен и тарифов сверх размеров, прогнозируемых Минэкономразвития России на соответствующие годы, прежде всего на услуги естественных монополий.
     Так, в 2005 году фактический среднерегиональный рост тарифов на ТЭР для нужд бюджетных потребителей против предусмотренного ранее Правительством России составил: на электроэнергию – 16,8 процента (плановый – 9,5 процента), на тепловую энергию – 22 процента (плановый – 14,09 процента), на услуги водоснабжения – 11 процентов (плановый – 8,6 процента).
     Аналогичная ситуация имела место и в предыдущие годы. В результате по состоянию на
     1 января 2004 года кредиторская задолженность Минобороны по ТЭР составила 3,5 млрд. рублей, что с учетом указанного роста в 2005 году привело к дефициту средств на их оплату в размере 6,1 млрд. рублей.
     Выделяемые средства на оплату ТЭР не учитывают не только кредиторскую задолженность, но и прогнозируемый Минэкономразвития России рост тарифов и цен. В результате, несмотря на ежегодное сокращение физических объемов потребления ТЭР, в текущем году средств на их оплату явно недостаточно. Этот вопрос в настоящее время находится по нашему докладу на рассмотрении в Минфине России.
     Одновременно с этим на местах активизирована работа по строжайшему соблюдению режима экономии потребляемых ТЭР. Лучше всего эта работа организована в Дальневосточном и Московском военных округах. Многое предстоит сделать на Тихоокеанском флоте, в Приволжско-Уральском и Ленинградском военных округах, КЭУ г. Москвы.
     
- Известно, что большая часть затрат по подготовке к зиме связана с увеличением расходов на создание необходимых топливно-материальных запасов, твердого и жидкого топлива. Как решаются эти вопросы?

     - Планами подготовки гарнизонов к предстоящей зиме на материальных складах при КЭЧ районов и центральных материальных базах КЭУ военных округов созданы необходимые запасы материалов и оборудования на случай аварий в работе коммунальных систем.
     Заготовка топлива в гарнизонах осуществляется в соответствии с утвержденным графиком. В настоящее время уже завершена заготовка в портах, а на места доставлено 78 процентов угля и дров по плану навигационного завоза.
     Надеюсь, что весь комплекс мероприятий по подготовке гарнизонов и военных городков к зимней эксплуатации будет завершен своевременно.
     Проделанная работа позволяет надеяться на то, что военные городки и гарнизоны зимой будут обеспечены теплом, светом, а значит, сохранят высокую боеготовность, несмотря на трудные природно-климатические условия.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex