ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА
Гунькин Юрий Михайлович, генерал-майор, родился 26 июля 1951 года в поселке Боровое Воронежской области. Окончил Воронежский инженерно-строительный институт (1974 г.) и Высшие курсы Академии Генерального штаба Вооруженных Сил РФ (2000 г.). Службу проходил в военно-строительных частях в должностях от командира взвода до начальника специализированного строительного и монтажного управления. С 1997 г. – заместитель начальника ГлавКЭУ по эксплуатации, с 9 марта 2005 г. - начальник ГлавКЭУ Минобороны России. Участвовал в строительстве космодрома Байконур и других объектов РВСН, в обустройстве войск в Косово, Чечне, СКВО, на Новой Земле.
Заслуженный строитель РФ, почетный работник ЖКХ РФ. Награжден орденами «За военные заслуги», Красной Звезды и многими медалями.
- Юрий Михайлович, насколько актуальна сегодня, в разгар лета, тема нашей беседы - подготовка казарменно-жилищного фонда к осенне-зимнему периоду эксплуатации?
- Работы по подготовке к зиме жилых домов, казарм, общежитий, инженерных сетей квартирно-эксплуатационные органы Минобороны начали буквально сразу же после окончания прошлого отопительного сезона. Время летит быстро. Недаром народная мудрость гласит: «готовь сани летом» - зима спросит строго за леность и беспечность в теплые летние деньки.
Особое внимание уделяем мы отдаленным гарнизонам. Исторически сложилось так, что многие военные городки размещаются у нас, как правило, автономно, вне крупных населенных пунктов. Забота об обеспечении их всем необходимым всецело ложится на плечи командиров воинских частей и соединений и, естественно, квартирно-эксплуатационных служб.
Кроме того, нам приходится поддерживать жизнедеятельность сотен и сотен военных городков в районах Крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востока - там, где весна, лето, осень в лучшем случае длятся три-четыре месяца. Остальное время – зима. Поэтому вопросы обеспечения этих городков теплом, водой, электроэнергией, без всякого преувеличения, являются вопросами выживания людей в условиях низких температур.
- Чтобы представить объем выполняемых работ по подготовке к зиме, надо знать количество зданий и сооружений, находящихся на балансе квартирно-эксплуатационных органов Минобороны России. Существует ли такой учет?
- В Службе расквартирования и обустройства Минобороны России создана многоуровневая автоматизированная система учета казарменно-жилищного фонда Вооруженных Сил Российской Федерации. На каждое здание и сооружение, находящееся на учете в военных округах и видах Вооруженных Сил, заведена индивидуальная карточка учета (технический паспорт).
Всего на учете в квартирно-эксплуатационных органах Министерства обороны числится 193,5 тысячи жилых и военных зданий – это 8.530 военных городков, в том числе 1.783 жилых.
Для управления фондом и его содержания квартирно-эксплуатационная служба Минобороны России имеет 36 организаций основного звена управления (квартирно-эксплуатационные управления и отделы), 308 первичных организаций (КЭЧ и отделения морской инженерной службы), 867 домоуправлений, 6.200 водопроводно-канализационных и 6.900 тепловых хозяйств.
Обслуживанием этого громадного инженерно-коммунального хозяйства занимается почти 120-тысячный коллектив квартирно-эксплуатационных работников.
Необходимо учитывать тот факт, что 87 процентов зданий и сооружений у нас эксплуатируется более 20 лет. Они нуждаются в выборочном капитальном ремонте. 17 процентов зданий находится в ветхом и аварийном состоянии, необходимо проводить неотложные ремонтно-восстановительные работы. Около 20 процентов зданий и сооружений нуждаются в выборочном текущем ремонте.
- Насколько обосновано содержание такого громадного жилищно-казарменного фонда для Российской армии, которая с советских времен существенно сократилась?
- Мы стараемся провести ревизию того, что у нас есть, избавиться от имущества, которое нам не нужно и является по сути балластом для нас. Казарменно-жилищный фонд по сравнению с восьмидесятыми годами прошлого века сократился более чем в два с половиной раза. Работа по оптимизации количества зданий и сооружений проводится планово, с учетом потребности войск, перехода ряда частей и соединений на комплектование военнослужащими, проходящими службу по контракту.
Для принятия всесторонне взвешенных решений по использованию высвобождаемого военного имущества созданы постоянно действующие комиссии с участием представителей Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (Росимущества), Российского фонда федерального имущества (РФФИ), Минобороны России. Еженедельно по этим вопросам проводятся совместные совещания с участием начальника Службы расквартирования и обустройства Минобороны РФ генерал-полковника Анатолия Владимировича Гребенюка и заместителя руководителя Росимущества Сергея Викторовича Сысоева.
К сожалению, многие военные городки, которые высвобождаются в результате проводимых в армии и на флоте организационно-штатных мероприятий, расположены в отдаленных районах и, как правило, неликвидны. Их содержание, охрана, подготовка к реализации требуют значительных финансовых затрат.
Большой участок работы - передача жилых зданий и социальной инфраструктуры субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям. Всего предстоит передать более 14 тысяч зданий, из них более 10 тысяч жилых домов.
- Юрий Михайлович, были ли во время прошлой зимней эксплуатации казарменно-жилищного фонда нештатные ситуации и как они устранялись?
- В осенне-зимний период 2004 — 2005 годов на коммунальных объектах Минобороны России зафиксировано 199 отказов и неисправностей оборудования, в том числе 17 нештатных ситуаций, приведших к нарушениям тепловодоэлектроснабжения казарменно-жилищного фонда. Но они не повлияли на боеготовность войск и устранялись силами подразделений Управления обустройства войск Минобороны России, квартирно-эксплуатационных служб военных округов, видов и родов войск в срок, не превышающий 6 - 8 часов. Силы и средства муниципальных коммунальных организаций и МЧС для оказания помощи не привлекались.
Для оперативного устранения неисправностей и аварий на объектах жилищно-коммунального хозяйства военных городков в военных округах, инженерных управлениях видов и родов войск Вооруженных Сил, главных и центральных управлений был создан обязательный резерв материально-технических ресурсов и оборудования. Это позволило обеспечить оперативное решение возникающих в ходе зимней эксплуатации проблем на объектах Минобороны России.
Выручали и региональных коммунальщиков. Так, прошлой зимой по обращению губернатора Корякского национального округа решением начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации из запасов воинских частей, дислоцированных в этом регионе, для обеспечения теплоснабжением населения было поставлено 2 тысячи тонн угля, естественно, под гарантию возврата в 2005 году.
- А каковы причины этих отказов и сбоев в работе коммунального оборудования, инженерных сетей?
- Основные причины отказов и сбоев - до 88 процентов от общего числа случаев - значительный износ инженерных сетей, находящихся в эксплуатации 25 — 30 лет, и недостаточное финансирование работ по их замене и ремонту.
На следующем месте стоят отказы и неисправности на коммунальных сооружениях по вине сторонних поставщиков коммунальных услуг – 7 процентов; нарушения, связанные с погодными условиями, – 3 процента; с нарушениями правил технической эксплуатации обслуживающим персоналом (так называемый человеческий фактор) – 2 процента.
- Юрий Михайлович, сегодня зачастую принято ругать все то, что было раньше, но ведь в советские времена существовал отлаженный и четкий механизм подготовки жилищно-казарменного фонда к эксплуатации в зимних условиях. Удалось ли сохранить наиболее важные его элементы?
- Не только удалось, но получилось привнести много нового. Прежде всего вопросы подготовки и обеспечения военных городков к зиме мы держим в центре внимания круглый год. Согласованную работу и координацию действий по всем направлениям подготовки и проведения зимней эксплуатации в Минобороны обеспечивает специально созданный оперативный штаб по контролю за ходом подготовки и проведением отопительного периода. Для этих же целей в видах Вооруженных Сил и родах войск, главных и центральных управлениях Министерства обороны, военных округах и на флотах созданы оперативно-диспетчерские группы (пункты).
- Какие задачи выполняют эти группы?
- Это прежде всего сбор, учет, обобщение и оперативный анализ информации о состоянии работы коммунальных объектов; принятие оперативных мер по бесперебойному обеспечению потребителей электроэнергией, теплом и водой, поддержанию нормативных параметров в сетях тепловодоснабжения, пополнению запасов топлива.
В оперативно-диспетчерские пункты стекается информация о всех неисправностях и авариях, осуществляется контроль за их устранением, организацией ремонтно-восстановительных работ.
Регулярно мне на стол ложится справка, обобщающая положение дел. Объективная информация о ходе работ позволяет успешно координировать усилия многочисленных организаций, устранять недостатки в работе.
С началом отопительного периода в ГлавКЭУ, инженерных управлениях видов Вооруженных Сил, КЭУ военных округов начинают работать телефонные «горячие линии». Они также доказали свою эффективность и полезность. Так, к примеру, с октября 2004 года по март 2005 года от жителей, проживающих в военных городках Минобороны России, поступило более 400 обоснованных индивидуальных и коллективных заявок и жалоб по вопросам обеспечения коммунальными услугами. И по всем этим обращениям были приняты своевременные и действенные меры.
В последние годы в связи со становлением в стране новых экономических отношений мы стараемся эффективнее использовать в нашей работе по эксплуатации громадного военного жилищно-коммунального хозяйства рыночные механизмы.
- Насколько известно, ГлавКЭУ пошло на проведение любопытного эксперимента по оказанию эксплуатационных услуг в Псковской дивизии ВДВ. В чем суть этого эксперимента и как он организован?
- Мы хотим создать конкуренцию на рынке эксплуатационных услуг в военных городках и гарнизонах. Дело в том, что квартирно-эксплуатационные части районов являются по сути дела монополистами в обслуживании жилищно-казарменного фонда.
Необходимо разделить функции заказчика жилищно-коммунальных услуг и подрядчика, сформировать систему эффективных договорных отношений.
Сегодняшние тарифы по коммунальным услугам позволяют обслуживающей хозрасчетной организации при умелой постановке дела получать прибыль, повышая при этом уровень обслуживания, качество ремонтно-восстановительных работ.
В эксперименте принимают участие ремонтно-эксплуатационные организации ГлавКЭУ, подразделения Управления обустройства войск Минобороны России (военные строители тем самым расширяют сферу своей деятельности), а также гражданские фирмы.
Та организация, которая предлагает более выгодные условия, получает подряд на обслуживание жилищно-казарменного фонда и коммунальных сооружений, в том числе и уборку территории военных городков.
- Но в таком случае останется не у дел многочисленный отряд электриков, сантехников, дворников – работников местных военных КЭЧ?
- Что же касается штатных сантехников, ремонтников, слесарей, уборщиков, то они, может быть, даже выиграют от такой организации работ. Сегодня они получают очень скромную зарплату и ее нельзя увеличить в рамках государственной структуры. Профессионалы своего дела будут приняты на работу в те же хозрасчетные коммунальные предприятия. То есть соответственно и деньги будут получать другие. Во-вторых, меньше будет нареканий за грубость, а то и вымогательство денег у клиента со стороны сантехников, ремонтников.
Рынок дает возможность работникам жилищно-коммунальной сферы совершенствовать свое мастерство и повышать культуру обслуживания.
- Есть ли у вас общие проекты с профильными федеральными агентствами: Росстроем и Спецстроем?
- Совместно с организациями, аккредитованными при Росстрое, проводится работа по сопровождению передачи объектов казарменно-жилищного фонда Минобороны в эксплуатацию муниципальным органам.
Что касается Росспецстроя, то нашу службу связывают с этим агентством и с его директором генералом армии Николаем Павловичем Аброськиным очень хорошие, тесные отношения. В нынешнем году предусмотрено выполнение работ силами подрядных организаций на 79 объектах Минобороны. И мы уверены, что эти работы будут выполнены в срок и с высоким качеством.
- Юрий Михайлович, какие основные задачи стоят перед военными квартирмейстерами по подготовке к отопительному периоду 2005 - 2006 годов?
- Выполнить большой объем работ прежде всего по профилактическому обслуживанию, ремонту и наладке основных и резервных источников энергоснабжения, укомплектованию эксплуатационного персонала в соответствии со штатными нормативами, созданию нормативных запасов твердого и жидкого котельного топлива, в том числе по планам навигационного завоза в районы Сибири и Крайнего Севера.
Особое внимание будет обращено на военные городки, обеспечиваемые электроэнергией от автономных источников, создание обязательного резерва материально-технических ресурсов и оборудования для оперативного устранения неисправностей и аварий на объектах жилищно-коммунального хозяйства военных городков.
К началу осенне-зимнего отопительного сезона должны быть завершены подготовка обслуживающего персонала и аварийно-ремонтных бригад для ликвидации возможных неисправностей и аварий на объектах коммунального назначения и казарменно-жилищного фонда, укомплектование их необходимым оборудованием, техникой и средствами связи.
Всего к отопительному периоду 2005 - 2006 годов необходимо подготовить 150 тыс. воинских зданий, 24,1 тыс. жилых зданий, 5 тыс. котельных, 1,2 тыс. центральных тепловых пунктов и 94,4 тыс. км инженерных сетей.
Для обеспечения теплом, светом военнослужащих и членов их семей необходимо поставить (с учетом переходящих остатков) 2.707 тыс. тонн угля, 1.131,8 тыс. тонн жидкого котельного топлива, 64,3 тыс. кубометров дров, в том числе по плану навигационного завоза - 105,2 тыс. тонн угля, 4,3 тыс. кубометров дров и 19,1 тыс. тонн жидкого котельного топлива.
- Понятно, что проведение такого большого объема работ требует стабильного финансирования, немалых материальных затрат. Как обстоят дела с финансированием предзимних работ?
- На протяжении ряда лет финансирование работ капитального и текущего ремонта составляет 25 – 40 процентов от нормативной потребности.
При этом на ремонт объектов, обеспечивающих проведение отопительного периода, в прошлом году было выделено 70 процентов от объема денежных средств, предназначенных на капитальный и текущий ремонт фонда Минобороны России.
В 2004 году в результате оптимизации используемого фонда Минобороны России, передачи его части в муниципальную собственность, реализации «Целевой комплексной программы по энергоресурсосбережению на 1999 - 2005 годы» снижено потребление теплоэнергоресурсов (ТЭР), в результате чего экономия денежных средств на их оплату составила 360,6 млн. рублей.
В настоящее время в ходе обеспечения деятельности Вооруженных Сил за счет средств федерального бюджета особую остроту приобрела проблема ежегодного непланового роста цен и тарифов сверх размеров, прогнозируемых Минэкономразвития России на соответствующие годы, прежде всего на услуги естественных монополий.
Так, в 2005 году фактический среднерегиональный рост тарифов на ТЭР для нужд бюджетных потребителей против предусмотренного ранее Правительством России составил: на электроэнергию – 16,8 процента (плановый – 9,5 процента), на тепловую энергию – 22 процента (плановый – 14,09 процента), на услуги водоснабжения – 11 процентов (плановый – 8,6 процента).
Аналогичная ситуация имела место и в предыдущие годы. В результате по состоянию на
1 января 2004 года кредиторская задолженность Минобороны по ТЭР составила 3,5 млрд. рублей, что с учетом указанного роста в 2005 году привело к дефициту средств на их оплату в размере 6,1 млрд. рублей.
Выделяемые средства на оплату ТЭР не учитывают не только кредиторскую задолженность, но и прогнозируемый Минэкономразвития России рост тарифов и цен. В результате, несмотря на ежегодное сокращение физических объемов потребления ТЭР, в текущем году средств на их оплату явно недостаточно. Этот вопрос в настоящее время находится по нашему докладу на рассмотрении в Минфине России.
Одновременно с этим на местах активизирована работа по строжайшему соблюдению режима экономии потребляемых ТЭР. Лучше всего эта работа организована в Дальневосточном и Московском военных округах. Многое предстоит сделать на Тихоокеанском флоте, в Приволжско-Уральском и Ленинградском военных округах, КЭУ г. Москвы.
- Известно, что большая часть затрат по подготовке к зиме связана с увеличением расходов на создание необходимых топливно-материальных запасов, твердого и жидкого топлива. Как решаются эти вопросы?
- Планами подготовки гарнизонов к предстоящей зиме на материальных складах при КЭЧ районов и центральных материальных базах КЭУ военных округов созданы необходимые запасы материалов и оборудования на случай аварий в работе коммунальных систем.
Заготовка топлива в гарнизонах осуществляется в соответствии с утвержденным графиком. В настоящее время уже завершена заготовка в портах, а на места доставлено 78 процентов угля и дров по плану навигационного завоза.
Надеюсь, что весь комплекс мероприятий по подготовке гарнизонов и военных городков к зимней эксплуатации будет завершен своевременно.
Проделанная работа позволяет надеяться на то, что военные городки и гарнизоны зимой будут обеспечены теплом, светом, а значит, сохранят высокую боеготовность, несмотря на трудные природно-климатические условия.