на главную страницу

23 Августа 2005 года

Планета людей

Вторник

Задача – работать на упреждение

Александр ТИХОНОВ.
Фото АТЦ СНГ.



В казахстанском портовом городе Актау на минувшей неделе под эгидой Антитеррористического центра СНГ прошла завершающая стадия совместного командно-штабного учения «Каспий-Антитеррор-2005». Одновременно там же состоялся сбор руководящего состава антитеррористических подразделений государств Содружества. По окончании этих мероприятий председатель Совета руководителей органов безопасности и специальных служб государств – участников СНГ, директор ФСБ России генерал армии Николай ПАТРУШЕВ ответил на вопросы «Красной звезды» и других СМИ.


     - Как вы оцениваете деятельность Антитеррористического центра СНГ и Комитета национальной безопасности Казахстана по проведению завершившихся учений?

     - На мой взгляд, Антитеррористический центр, который образован по решению глав государств СНГ, действует достаточно успешно. И то, что он планирует, проводит подобные мероприятия, заслуживает всяческой похвалы. Они реально приближены к условиям жизни – это тоже очень важно.
     Действия КНБ Казахстана можно оценить исключительно положительно. Его готовность к сотрудничеству со всеми другими спецслужбами и предоставление всех условий, которые максимально приближены к реальности, тоже говорит о том, что в Республике Казахстан осознают опасность терроризма.
     Четыре последних дня осуществлялась завершающая стадия учений, а начаты учения были еще в июле. Они проходили на территории целого ряда государств СНГ, наиболее активно - на территории России, Украины и Казахстана. В этот период работали оперативные подразделения. Они обменивались информацией, вырабатывали единые планы. По анализу собираемой информации принимались конкретные решения. Следующая стадия, которая прошла здесь, в Казахстане, была силовой, когда действовали силовые подразделения. А на завершающей стадии этих учений проводилась ликвидация тех последствий, которые наступили после принятия мер, которые силовые подразделения вынуждены были применять. На всех стадиях работа проходила слаженно и грамотно.
     Так как эти учения - не первые, то сейчас учитывались все те недоработки, которые были выявлены ранее. И осуществлялись конкретные действия по их устранению.
     
- На учениях присутствовало немало наблюдателей из дальнего зарубежья. Прежде это не практиковалось…

     - Угроза терроризма характерна не только для СНГ - она характерна для большинства стран мира независимо от их политического уровня, от их экономического развития. В связи с этим впервые на эти учения были приглашены наблюдатели от иностранных государств. Здесь были представители и США, и Китая, и Германии, и Ирана, и Пакистана. Эту практику мы будем продолжать. Более того, мы уже пригласили представителей ведущих европейских государств и на Совет руководителей органов безопасности и спецслужб, который состоится в октябре. У нас достаточно большая открытость, мы считаем, что именно в направлении борьбы с терроризмом и в целом ряде других направлений мы должны взаимодействовать не только в рамках СНГ, а как можно с большим количеством спецслужб и органов безопасности, которые занимаются подобной деятельностью.
     
- В один из дней учений представитель Узбекистана в ФСБ России поблагодарил российскую спецслужбу за помощь, оказанную в расследовании событий в Андижане. В чем была оказана помощь?

     - Прежде всего речь идет о своевременном обмене информацией, которую мы предоставляли. Кроме того, мы направляли туда экспертов и специалистов, которые непосредственно работали с нашими коллегами. Учитывая, что в России есть опыт расследования терактов – тех, которые, к сожалению, не удалось предотвратить, - наши специалисты делились этим опытом. И я думаю, что в результате целый ряд решений принимался в более сжатые сроки.
     
- Известно, что некоторые теракты в результате ряда успешных совместных операций все же удалось предотвратить…

     - На самом деле очень много терактов предотвращается, в том числе на территории Российской Федерации. К сожалению, не все – вы знаете, что теракты имеют место, уносят жизни мирного населения. Угрозы безопасности реально существуют, мы должны с этим считаться. И наша задача – работать на упреждение. Чем больше будет доверия спецслужбам и органам безопасности, чем более своевременно мы будем доводить друг до друга имеющуюся у нас информацию, тем больше шансов на успех. Подобные нынешним сборы и учения нам в этом помогают.
     
- С Пянджа ушли российские пограничники, войсковая охрана границы там прекратилась. Однако эксперты утверждают, что основной поток наркотиков будет идти именно через Казахстан. Скажите, какие меры принимает ФСБ России, в том числе Пограничная служба ФСБ России и КНБ Казахстана, чтобы как-то ограничить этот поток?

     - Угроза проникновения наркотиков и на территорию СНГ, и на территорию России, и на территорию Европы – она реальна. Мы должны с этим считаться, поэтому говорить, что из Таджикистана ушли наши пограничники – это неправильно. Мы будем продолжать там совместно работать, консультировать, обучать, будем поставлять необходимую информацию. Вместе с тем, безусловно, мы будем выполнять те решения, которые приняты на межгосударственном уровне. Понимая реальность угрозы, мы усилили наше взаимодействие и с нашими казахскими коллегами. И безусловно, будем принимать реальные меры по повышению эффективности нашей работы и на внешней границе Казахстана, и на внутренней, то есть на границе Казахстана и России. Причем эти действия будем планировать совместно.
     
- Николай Платонович, обращалась ли Великобритания в ФСБ России в связи с терактами в Лондоне? Если да, то какая помощь была оказана? Возможно ли в дальнейшем участие спецподразделений по борьбе с терроризмом стран «большой восьмерки» в подобных учениях?

     - Как я уже сказал, представители спецслужб государств «большой восьмерки» по нашему приглашению уже принимают участие в подобных учениях пока в качестве наблюдателей. Мы приглашаем их и на Совет руководителей органов безопасности и спецслужб. Это говорит об открытости и о нашей готовности работать с ними совместно.
     Что касается событий в Лондоне, то я связывался с руководителями местной контрразведки, предлагал им свои услуги. Они поблагодарили, но от наших услуг отказались. В плане информационного обеспечения, конечно, они заинтересованы в сотрудничестве, и мы будем предоставлять информацию.
     
- Насколько на сегодняшний момент времени велика вероятность применения международными экстремистскими организациями биологического оружия для осуществления терактов?

     - Да, у террористов есть стремление получить доступ и к биологическому, и к химическому, и к ядерному оружию. Это мы фиксируем, такая информация у нас есть. Поэтому наша задача — сделать так, чтобы доступа к нему у них не было. Для этого должны быть выработаны предупредительные режимные меры. Мы проверяем соответствующие предприятия и предпринимаем реальные действия, чтобы те недостатки, которые на сегодняшний день существуют, устранялись. В настоящий момент, оценивая эту вероятность, я должен отметить, что террористы не получат этого оружия, к которому они стремятся. Тем не менее, учитывая их нацеленность на получение, мы должны совершенствовать нашу работу.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex