на главную страницу

23 Августа 2005 года

Планета людей

Вторник

PR-спецназ из вашингтона

Вадим МАРКУШИН.



     Соединенные Штаты вновь обеспокоились собственным имиджем. Общее падение уважения, в том числе и в самой стране, к проводимой Вашингтоном внешней политике побуждают правительственные круги к принятию экстренных мер по выправлению неблагоприятной ситуации. Как сообщило агентство ИТАР-ТАСС со ссылкой на публикацию в газете «Нью-Йорк таймс», администрация Белого дома намерена разместить по всему миру «команды быстрого реагирования», призванные представлять в выгодном свете политику Джорджа Буша и нейтрализовать новости, неприятные для Белого дома.

     Такие группы профессиональных пропагандистов, утверждают источники, появятся в странах Ближнего Востока, а также в других регионах, прежде всего с мусульманским населением. Автором нового проекта является Карен Хьюз, занявшая недавно пост заместителя госсекретаря США по публичной дипломатии. Эта женщина, входящая в круг близких президенту советников, планирует возглавить межведомственную оперативную группу публичной дипломатии, куда, в частности, будут привлечены высшие должностные лица Пентагона, отвечающие за связи с общественностью. Дипломаты тоже не останутся в стороне. Им предпишут вносить вклад в пропагандистские усилия Вашингтона, и величина этого вклада будет влиять на их карьеру.

     Существование проекта отчасти подтвердила госсекретарь США Кондолиза Райс. По ее словам, пропагандистские команды будут «круглосуточно работать над проблемами дезинформации и искаженной интерпретации» фактов, касающихся деятельности Соединенных Штатов.

     В общем, информация весьма любопытная, хотя в ней нет ничего особо неожиданного. Ход дел в Ираке основательно подмочил репутацию США в исламском мире, отсюда и направление главного пропагандистского удара – Ближний Восток, мусульманские страны. Известно, что материальная и техническая базы пропаганды у американцев мощные, в результативности сомневаться не приходится. В то же время исторический опыт не раз уже доказывал, что главное пропагандистское средство – это все-таки не слово, а практическое дело. И сколько бы часов в сутки ни трудились упомянутые «команды быстрого реагирования», какие бы изощренные способы воздействия на людей они ни использовали, их усилия могут рассматриваться лишь в качестве способствующего фактора.

     Заметим, что и советский опыт свидетельствует о том же. В свое время было затрачено немало средств на «разъяснение правды о социалистическом образе жизни». Результат был. Но не такой, на какой рассчитывал Кремль, ибо Советский Союз при всех его гигантских успехах в науке, индустриальном строительстве, космосе все же оставался страной всеобщего дефицита. Разящее несоответствие между прорывами на отдельных направлениях и пустыми прилавками в магазинах не могло не сказаться на сложившемся в мире образе страны победившего социализма. Как оказалось на поверку, реального социализма было «накоплено» больше в тех западных странах, которые это слово на плакатах и не писали.

     Как бы то ни было, пропаганда, как бы презрительно ее порой ни называли, есть объективная реальность. Это непременная составляющая политики. Продуманная, тонкая пропаганда, тихо шествующая в «передовом отряде» политики, облегчает решать внешние задачи. Пропаганда шумная, бестолковая, напротив, мешает достигать поставленных целей.
     
К примеру, в процессе воссоединения Германии пропаганда сыграла, безусловно, важную роль. Образ единого немецкого государства наряду с преимуществами ведения хозяйства в западных федеральных землях – это те элементы массированного прессинга на умы восточных немцев, которые и сыграли решающую роль. А ведь до сих пор, спустя пятнадцать лет после воссоединения, армия недовольных утратой ряда социальных гарантий в бывшей ГДР остается многочисленной.

     А вот в разрушении СССР пропаганда сыграла на руку тем, кто был заинтересован в распаде великой державы. Призывов к продолжению новоогаревского процесса звучало много, а толку было мало. Почему? Да потому, что слишком размыты, невразумительны были все эти призывы. В то же время оппозиция действовала, используя близкие душам людей мотивы. Один лозунг борьбы с привилегиями чего стоил!
     
К сожалению, если взять нынешнее состояние пропагандистской деятельности России, то удовлетворительным его, пожалуй, никак не сочтешь. При том, что у нас есть что показать ближнему зарубежью. А речь должна идти прежде всего о нем. «Американский уклон» на Украине ведь тоже в известной мере результат слабой пропаганды естественности братского российско-украинского союза. Да и с отношением белорусского населения к России далеко не все безоблачно.

     Короче говоря, США, сами того не желая, в очередной раз подсказывают России, где у нее скрыты резервы для упрочения позиций в пространстве, являющемся зоной ее жизненных интересов. Наверное, надо прислушаться к этой нечаянной подсказке.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex