на главную страницу

24 Августа 2005 года

Армия и общество

Среда

ОТЕЦ И СЫНОВЬЯ

Сергей КНЯЗЬКОВ.



Мы не виделись шестнадцать лет. С тех пор, как я закончил редакторское отделение Военно-политической академии имени В.И. Ленина. Но, кажется, годы не отразились на внешнем облике генерал-майора в отставке Гореликова. Николай Егорович, как в бытность начальником «моего» военно-педагогического факультета, выглядел молодцевато, подтянуто, и ему никак не дашь 70 лет. Вот она, армейская закалка, ставшая за долгие годы военной службы привычкой держать себя в форме. Но глаза...
В глазах у Николая Егоровича застыла боль недавней потери. И я знал об этом из разговора с однокурсником: 40 дней тому назад в окружном военном клиническом госпитале в Ростове-на-Дону скончался младший сын Гореликова - подполковник юстиции Константин Гореликов. Офицер военной прокуратуры Московского военного округа. И, конечно, Николаю Егоровичу вначале хотелось просто выговориться, освободить свою душу от горя и тяжких воспоминаний...

     
Костя

     Первый раз Константин был в командировке в Чечне полгода. Это была его вторая поездка сюда сроком на год. Начальнику отдела обеспечения участия прокуроров при рассмотрении в судах уголовных дел ОГВ(с) оставались до окончания командировки последние две недели. 30 мая 2005 года ему исполнился 31 год.
     - В тот день у меня было какое-то нехорошее предчувствие, - вспоминает Николай Егорович. - Думаю, поехать к нему, что ли?
     Отец позвонил сыну по телефону.
     Разговор был недолгий. Константин признался, что очень устал, хочет отдохнуть - скоро желанный отпуск.
     - Отметим твой 70-летний юбилей, а потом махнем к бабушке на Украину, - успокоил сын батю.
     - Может, все же к тебе приехать?
     - Да что ты, отец?! Осталось-то всего ничего!
     Николай Егорович - ныне председатель Херсонского землячества в Москве - поехал по делам на Украину, но даже в родных местах на душе было неспокойно. И точно: через четыре дня раздался звонок и ему сообщили, что подполковник юстиции Константин Гореликов в реанимации в Ростове-на-Дону.
     Генерал бросился к сыну, застал его под наркозом, но, не приходя в сознание, Костя скончался...
     Да, мы офицеры, и наша служба подчас связана со смертельной опасностью. Но нет более печального обстоятельства для наших родных и близких, чем неизвестность, отсутствие информации о том, как погиб дорогой им человек, что стало причиной его смерти. Именно так получилось и в случае смерти Константина Гореликова. У Николая Егоровича на этот счет скопилось несколько довольно противоречивых свидетельств. Кто-то говорил, что его сын неудачно упал, кто-то – что его сбил БТР, кто-то – что его ударили… Так или иначе, в желудке возникли боли, Костя терпел, но, когда живот раздулся, его срочно отправили на операционный стол. Перитонит! Поздно…
     - Он отслужил у меня на Дальнем Востоке, потом – в Подольске. В прокуратуре Московского военного округа служил заместителем начальника отдела обеспечения участия прокуроров при рассмотрении в судах уголовных дел, - вздыхает Николай Егорович. – Поэтому, когда его хоронили на Троекуровском кладбище в Москве, приехали его сослуживцы со всей России. Я даже не ожидал: парень-то он был молодой, неженатый, а оказалось, что его так любили, оказалось, он был душой многих коллективов. И это разрывает мою душу еще больше!
     Костя не оставил после себя наследников. Для его родителей это тоже незаживающая рана. Успокаивает лишь одно: у Николая Егоровича и Ирины Михайловны есть еще старший сын. И тоже – офицер.
     
Александр

     Саша начал свой путь в армию из Московского суворовского военного училища.
     - Однажды мы вместе участвовали в параде на Красной площади, - вспоминает Николай Егорович. – Сын в составе «коробки» Московского СВУ, а я – во главе своего факультета ВПА. Диктор даже объявил об этом: дескать, сын продолжает дело отца. Так вечером все наши родственники и друзья звонили, поздравляли. А младший, Костя, все рядом крутился, завидовал…
     После СВУ Саша учился в Минском военно-политическом училище, служил замполитом роты и батальона, а затем перешел на командную должность. Сейчас подполковник Александр Гореликов служит командиром батальона бригады охраны Минобороны РФ. Заочно окончил юридический факультет Военного университета. Теперь он опора и поддержка своему отцу, нашему бывшему начфаку.
     Начфак
     В семье крестьян Егора Александровича и Анны Ерофеевны Гореликовых, проживавших в селе Ново-Павловка Велико-Александровского района Херсонской области, родились пятеро детей. Двое умерли в младенчестве, а двум старшим братьям Николая Егоровича выпала тяжкая доля защищать Родину от фашистов. В самом начале войны в Белоруссии погиб старший брат, второй вернулся победителем и сейчас в возрасте 83 лет проживает в Николаеве.
     Так что нет ничего удивительного, что сразу же после школы Коля Гореликов решил связать свою судьбу с армией. В 1959 году он с отличием окончил Московское общевойсковое командное училище, и сразу же в его жизни произошла незабываемая встреча. Николая в числе других «кремлевских курсантов» пригласили в Кремль на выпускной вечер. Первый раз крестьянский сын попал в покои русских царей, бегал по лестницам, которые помнили поступь вершителей судеб нашего государства. И вдруг навстречу выпускникам вышли Маршалы Советского Союза Константин Рокоссовский и Иван Конев.
     - Здравствуйте, товарищи курсанты!
     - Мы вытянулись по стойке «смирно», - вспоминает Николай Егорович. – Они пожали нам руки, стали интересоваться, как жизнь, с какими результатами окончили училище. Хорошо, отвечаем. Тут я набрался храбрости и обращаюсь к Коневу: «А мы с вами вместе служили, товарищ Маршал Советского Союза!»
     - Уж не в Гражданскую ли? – улыбнулся военачальник.
     - Нет, в Прикарпатском военном округе: вы были командующим, а я сержантом школы младших командиров!
     - Тогда понятно, - ответил маршал.
     После Москвы Николая Гореликова распределили в полк на Украину. На территории Луганской, а потом Кировоградской области Николай Егорович последовательно прошел должности командира взвода, заместителя командира и командира роты, начальника школы младшего командного состава.
     При поступлении в Военную академию им. Фрунзе у Николая Егоровича обнаружилась язва, и на командирском, строевом поприще пришлось поставить крест. Но не на армейской службе! С 1966 по 1970 год он учился на военно-педагогическом факультете Военно-политической академии, служил в политических органах соединения и частей центрального подчинения. Затем его как опытного, подготовленного и перспективного офицера назначают на должность заместителя, а затем и начальника военно-педагогического факультета ВПА.
     Вообще военно-педагогический факультет ВПА был уникальным не только для академии, но для всех Вооруженных Сил. Здесь готовились преподаватели общественных дисциплин, социологи, психологи, журналисты, пропагандисты для всех видов и родов войск. Всего за время работы в академии при непосредственном руководстве генерал-майора Гореликова были подготовлены более трех тысяч офицеров.
     На снимках : Николай ГОРЕЛИКОВ (2004 год), сыновья Константин (слева) и Александр (1985 год).


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex