на главную страницу

9 Сентября 2005 года

Армия и общество

Пятница

Генерал армии Виктор ЕРМАКОВ:
«Офицерская честь — не музейная реликвия»

Ирина ПАВЛЮТКИНА, «Красная звезда».



Знаковое напутствие из любимой многими картины «Москва слезам не верит» гласит: чтобы стать генеральской женой, надо выйти замуж за лейтенанта. Но как угадать, что именно вот этот желторотый «летеха» будет через годы носить форму с заветными лампасами? Хотя паренек из Днепропетровска Витя Ермаков, по-моему, всегда знал, что его жизненная карьера будет успешной, он просто, говоря сегодняшним языком, запрограммировал себя на удачу. Правда, должность заместителя министра обороны СССР по кадрам – начальника Главного управления кадров Минобороны СССР - это скорее ответственнейшая ноша, а не теплое местечко. Требует она высочайшего профессионализма, и специалисты такого уровня востребованы во все времена. Этот пост Виктор Федорович Ермаков занимал в девяностые годы, но нынешний начальник Службы кадровой и воспитательной работы Минобороны РФ генерал армии Николай Александрович Панков и сейчас активно привлекает его к работе в качестве своего главного советника. Кроме этого Ермаков – председатель государственной аттестационной комиссии в престижном столичном Военном университете.
Так что забот у Виктора Федоровича хватает. Сегодня генералу армии Ермакову исполняется 70 лет. Уверены, что к нашему поздравлению с этой «круглой» датой и пожеланиям дальнейших успехов на службе Отечеству и крепкого здоровья присоединятся многочисленные товарищи Виктора Федоровича и все читатели «Звездочки». А пока давайте вместе с юбиляром попробуем понять секрет успешности его военной карьеры на фоне биографии страны. Ведь и мы начинаемся с Родины и она жива нами…

     
Война гуляет по России…

     Великая Отечественная застала семью Ермаковых на Полтавщине. Вите не исполнилось еще и шести лет, сестренке Майе – трех. Отец сразу ушел на фронт, а их с мамой отправили на далекий Урал в эвакуацию. Виктору Федоровичу навсегда врезалось в память, как мучительно долго они ехали на лошадях, как фашистские самолеты обстреливали их поезд, как при подъезде к Саратову бомбили мост. В школу он пошел на Урале. Было голодно и тяжело. Но уже тогда Витя понял, что и от его труда в жизни многое зависит, осознал, что он нужен людям и стране. Места в тех краях ягодные, вот и собирали дети лесные дары для фронта. За сданное ведро брусники полагался простой карандаш, за два – в придачу давали «точилку» - опасную бритву в простеньком станке. Приходилось ухаживать за отарами овец, помогали взрослым стричь и чистить шерсть, из которой потом вязали для фронтовиков теплые вещи. А еще был «подряд» на ловлю сусликов, из меха которых получались теплые перчатки для солдат, сбор бурьян-травы толщиной с палец – сухая, она горела долго и жарко, ею отапливали классы.
     В 1943 году Виктор с мамой и сестрой вернулись на Украину, и школу он оканчивал уже в Тернопольской области. К 10-му классу стало ясно: из парня вырос настоящий лидер во всем. Беспрекословный авторитет у ребят в таком возрасте завоевать сложно. Он и не стремился. Просто умел дружить, хорошо учился, упорно покорял спортивные высоты: лыжи, самбо, бокс, гимнастика, плавание. Кстати, из-за спортивных соревнований Виктор не успел вовремя сдать документы в Военно-морское училище имени М.В. Фрунзе в Ленинграде. Он стал тогда чемпионом Украины по плаванию, но не стал моряком. Зато легко поступил в Киевское Краснознаменное объединенное училище самоходной артиллерии.
     Тогда сотни ребят выбирали себе военную биографию. Совпадение по времени войны, Победы и их юношеского становления воспитало тогда немало будущих достойных защитников Отечества.
     
Как говорится, Родина велела!

     Кто знает, может быть, некая «упертость» Виктора на успех была обусловлена обидой на отца, который после войны оставил семью? Трудно его винить, те сороковые-роковые разбили тысячи судеб, но юность бескомпромиссна. Помощи у отца он никогда не просил и горд тем, что достойно продолжил свою фамилию, оставив свою генеральскую звезду на скрижалях истории.
     Тогда же его первая лейтенантская ступенька пришлась на службу в Литве – после успешного окончания училища в 1956 году Ермакова направили в Прибалтийский военный округ. Должность – командир учебного взвода, потом роты. Рота стала лучшей. Как вспоминает сейчас сам Виктор Федорович: «Я всегда работал и служил так, чтобы не сомневаться в своем личном составе». Добавим, что основная составляющая такого подхода, чтобы и подчиненные верили в своего командира. Ермаков быстро стал замкомбата. И так, ступенька за ступенькой он шел вверх, а звезды падали ему на плечи. 1970 год. После окончания Военной академии им. М.В. Фрунзе – заместитель командира полка, через четыре года – заместитель командира прославленной гвардейской танковой Кантемировской дивизии.
     Легко? Кто так говорит, попытался бы в то время окончить такую академию с золотой медалью. С «золотом» в 1976 году Ермаков пошел и в комдивы после окончания Военной академии Генерального штаба ВС СССР. Через два года он уже командир армейского корпуса, а еще через два – командарм.
     
Небольшое отступление на тему любви

     Ермаков всегда и во всем – «рыцарь без страха и упрека». А у каждого рыцаря всегда есть благородная Дама. Женщину всей его жизни Виктор Федорович называет «золотым человеком, Богом данным». И до сих пор она для него – Машенька. И на подъеме – Мария. Он произносит это имя так, что меня царапает по сердцу пусть и белая, но женская зависть. Они дружили с 9-го класса, вырастили двух замечательных сыновей, тоже выбравших военную судьбу, теперь помогают растить маленьких Ермаковых – Кристину и Вику. Жена прошла с Виктором Федоровичем все гарнизоны, кроме разве Афганистана: туда семьи просто не пускали. На его 65-летии она сказала: «Я всегда была ЗА мужем».
     1982 год отметил жизнь Ермакова еще одной войной. Афганской. Может, и был в те два с половиной фронтовых года в его сердце страх, но Виктору Федоровичу запомнилось это время людьми. Всех, кто был тогда рядом, он иначе как героями не называет. Многие из них получили и свои Золотые Звезды. Его любимый комбат – капитан Руслан Аушев, командир полка – подполковник Евгений Высоцкий, летчик, командир 50-го смешанного авиационного полка Виталий Павлов, капитан Валерий Востротин, начальник штаба парашютно-десантного батальона 345-го парашютно-десантного полка… Он помнит всех. Особые зарубки и боль сердца – потери. Ермаков рассказывает об этом отрывисто, сжато – по-военному, еще и еще раз разбирая ситуацию: где был просчет, что можно было бы еще предпринять в случае… Вот только один эпизод. Группа, досматривающая караван, допустила роковую ошибку и напоролась на крупную банду моджахедов недалеко от Джелалабада. Связь прервалась, стало понятно: случилась беда. Ермаков лично прибыл на место боя с десантниками из 66-й бригады. Но нашли только изувеченные тела наших бойцов. На мой вопрос, что было дальше, Виктор Федорович криво усмехается: бандиты и нас хотели… пощипать, но случилось наоборот. Мы за ребят отомстили, разнесли их свору в клочья.
     Афганистан у Ермакова запекся на сердце и двумя смертями самых близких людей. Отсюда он летал хоронить мать и сестру…
     
Небольшое отступление на тему наград

     Все, кто знает семью Ермаковых, считают, что характером Виктор Федорович пошел в отца: целеустремленный, обязательный, уравновешенный, вдумчивый, человек слова. Но сын связь с отцом долгие годы не поддерживал. Правда, не было на душе покоя. И в Харькове нашел его только тогда, когда стал готов к встрече, самостоятельно добился в жизни уважения и признания, званий и постов. И был между отцом и сыном непростой разговор. А потом старший Ермаков взял в руки свой орден Красного Знамени за Великую Отечественную и сына – за Афганистан, подержал, покачал в руках и – вздохнул: обе награды – за войну. Много у Виктора Федоровича заслуженных орденов и медалей, только вот этот орден Красного Знамени особо ему дорог.
     
Кадры решают не все…

     После успешного командования 14-й армией в Приднестровье и 40-й в Афганистане Виктору Федоровичу доверили руководство Центральной группой войск, направили делегатом XXVII съезда КПСС. Такое доверие тогда можно было заслужить только делами. С 1987 года он командующий войсками Ленинградского военного округа. И пик военной карьеры – 1990 год: Виктор Ермаков – заместитель министра обороны СССР по кадрам – начальник ГУКа Минобороны СССР.
     Непростые времена. Рушится некогда могучая держава. А в стране – разгар военной реформы. Четкость и жесткость позиции Ермакова по некоторым вопросам в ходе надвигающихся перемен нравится не всем. Но мысли Виктора Федоровича, например, по главным препятствиям на пути требуемых глубоких преобразований в армии и на флоте актуальны и сейчас. Смысл их в том, что выработкой основных направлений реформы должны заниматься высокопрофессиональные специалисты, а не дилетанты, далекие от реальной армейской жизни. Главное, реформа будет буксовать, если в нее не поверят те, кого она непосредственно коснется, от солдат до генералов. Если их мнение не будет услышано и учтено, концепция преобразований, как и множество принятых у нас законодательных актов, окажется очередной декларацией. Ермаков стоит за профессиональную армию. Но только чтобы переход ее в новое качество не был формальным. Военнослужащий должен быть сполна всем обеспечен для защиты Отечества, ни в чем не ущемлен. Надо хорошо подумать и о том, чтобы в результате профессионализации Вооруженных Сил наша молодежь не расслаивалась на патриотически настроенную и безразличную к судьбам Родины.
     С появлением такого понятия, как «новая Россия», кадровая военная служба генерала армии Ермакова закончилась. Но его опыт прирожденного дипломата и государственника не мог остаться без внимания. Виктор Федорович вошел в состав спецгруппы по ведению переговорных процессов на Кавказе. Его активно привлекают к решению вопросов межнациональных отношений. Он встречается с президентами Азербайджана, Армении, Казахстана. Политика республик теперь бывшего СССР – аорта на грани разрыва. Виктор Федорович и тогда, и теперь пытается убедить, что только единство в решении политических и социальных вопросов приведет к такой желаемой и настоящей самостоятельности маленьких республик. Пока же действует навязываемый со стороны принцип «лебедя, рака и щуки». Так скоро и воза, в том числе и природных ресурсов, не останется. Кому-то выгодно, а некогда единым народам – губительно. Ермаков уверен: ничем не подкрепленные политические амбиции – рассадник микробов экстремизма и терроризма.
     
Небольшое отступление на тему мужского характера

     Генерал армии Ермаков вполне мог позволить себе принять участие в судьбе собственного сына. Но его младший, Максим, оттачивал свои военные знания не на столичных лаковых паркетах, а на «грязной» территории в Белоруссии. Только-только полыхнул Чернобыль, задев крылом своей беды и эту республику.
     Себя Ермаков не берег и геройством никогда не бравировал. Мы долго с ним говорили о его жизни. Но о том, что у него были за время службы ранение и контузия, я узнала только от его сослуживцев. Подумала: вот так рассказ Виктора Федоровича про Афганистан — «мол, в атаку не ходил, только боями руководил». Но вспомнила и слова: «без оружия там не обходилось» и «командарм за все в ответе».
     
Отдыхать нам рановато!

     Генерал армии Ермаков: «Офицерская честь – не музейная реликвия. Ностальгия по гусарским ментикам и гусарским эполетам уместна скорее на офицерских балах, и хорошо, что добрые традиции их проведения восстановлены и пользуются успехом. Но и сейчас не утрачена честь человека в военной форме. Потому что судить надо по конкретным делам и поступкам. И если не смотреть предвзято, то армия своего достоинства не роняла и не роняет. Хотя и служит Отечеству по нынешним жестоким социальным временам на грани подвига.
     О том, что жизнь свою связал с армией, – не жалел и не жалею. Всю жизнь живу в зоне особого войскового напряжения. Учения, боевые стрельбы, постоянная работа по повышению боевой готовности наших Вооруженных Сил – вот что легло в основу золотого шитья моих генеральских погон. Скажу коротко: жизнь моя и судьба – это Россия и армия. Так было, есть и будет!»
     На снимке: генерал-полковник Виктор ЕРМАКОВ на учениях на полигоне Либава (Чехия),1985 год.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex