на главную страницу

16 Сентября 2005 года

Армия и общество

Пятница

Когда лимит становится законом

Заметки со сбора руководящего состава Службы горючего

Петр АЛТУНИН, «Красная звезда».
Фото Юрия ШИПИЛОВА.



В последнее время в СМИ все чаще появляются прогнозы, насколько лет нам, землянам, хватит нефти. Называются цифры: 30 – 35 – 50 лет…

     Не будем гадать. Но то, что это случится, сомнений нет. Давно уже видно, как два взаимосвязанных процесса – стремительно растущее потребление нефтепродуктов и неуклонно мелеющая их подземная кладовая все больше удаляются друг от друга.
     Наш внутренний рынок, связанный с добычей нефти и ее экспортом, на первый взгляд выглядит оптимистично – богатеем! Однако и у нас ощущается дефицит этого главного вида энергоресурсов. Ощущается как в производстве, при отоплении и освещении сел и городов, так и на повседневном бытовом фронте – при заправке бензином автомобилей, которых стало видимо-невидимо. Сказывается этот дефицит и на обеспечении топливом армии и флота.
     На состоявшемся недавно сборе руководящего состава Службы горючего Вооруженных Сил РФ (он проходил на Центральной базе горючего) в докладе начальника Центрального управления ракетного топлива и горючего (ЦУ РТГ) генерал-лейтенанта Геннадия Очеретина отмечалось, что, несмотря на ежегодный рост объемов финансирования, выделяемого на оплату и хранение ракетного топлива и горючего, уровень обеспеченности Вооруженных Сил составляет 50 процентов от потребности, что приводит к нежелательным последствиям. Так, в 2004 году цены на нефтепродукты при прогнозируемом уровне инфляции 10 процентов выросли на 47 процентов. И только благодаря дополнительному выделению 2,1 млрд. рублей, а также закупке соответствующего количества топлива не были сорваны в оставшиеся месяцы планы боевой подготовки и хозяйственной деятельности в округах и на флотах.
     Законом о федеральном бюджете на 2005 год сумма на закупку нефтепродуктов выделена, как и в прошлые годы, с некоторым превышением – 22,9 млрд. рублей, за счет чего планировалось закупить 2,5 млн. тонн топлива. Но и в этом году фактический рост цен на него превысил уровень инфляционных ожиданий, и только за 8 месяцев с.г. составил 33 процента. Конкретно на автобензин - на 14 процентов (водители автомобилей наглядно видели, как ежемесячно вспухали эти цены), дизельное топливо – на 21 процент, авиакеросин – на 7 процентов, мазут флотский – на 19 процентов, мазут топочный – на 104 процента.
     Естественно, закупка запланированных объемов уже не получится. Вооруженным Силам будет недопоставлено 262 тысячи тонн горючего. Притом что, повторимся, план закупок и без того составляет лишь 50 процентов от потребностей. Значит, конец года опять придется встречать на голодном пайке ГСМ.
     Однако в ходе сбора не акцентировалось внимание на вышеприведенных «объективных» обстоятельствах. К тому же не следует забывать, что в последние годы снабжение армии горюче-смазочными материалами все же стало стабильнее и несколько выше. Значит, и исходить необходимо из определившейся на сегодняшний день данности. А суть ее в том, что расходовать горючее надо экономно, в пределах жесткого лимита.
     На сборе были приведены примеры бережного подхода к расходованию горючего. Кстати, за 7 месяцев этого года, в отличие от прошлых лет, перерасход ГСМ в Вооруженных Силах практически не допущен. Другое дело, что в одних округах дело с этим обстоит под знаком плюс (МВО, ДВО), а в других лимит все же не удержали (РВСН, ПУрВО).
     Есть и факты явной непродуманности в этом деле. Так, в КСпН в 2004 году совершено 1,5 тысячи автомобильных рейсов на расстояние свыше 200 километров («съедена» не одна сотня тонн бензина!), тогда как на этих же участках дороги имеется железнодорожное сообщение.
     В чем причины таких нарушений? Основные из них - недостаточный контроль за работой служб горючего со стороны руководящего состава, несоответствие намечаемых планов боевой подготовки наличию горючего, дополнительное планирование различных мероприятий, не предусмотренных утвержденным планом.
     Задачами оперативной важности у служб горючего всегда являются предзимние заботы. А это – северный завоз и обеспечение гарнизонов жидким котельным топливом (ЖКТ). Если с северным завозом, благодаря опыту «горючников» и «восовцев» и непосредственной помощи руководства Тыла ВС, работа приближается к концу, то снабжение ЖКТ и сегодня внушает опасения. Заметим, что на его закупку расходуется 20 процентов бюджетных средств.
     В настоящее время запасы ЖКТ в округах и на флотах имеются на 68 суток. И если к концу года не хватит средств на закупку мазута, придется поволноваться. Правда, совместно с ГлавКЭУ разработан план оргтехмероприятий для перевода многих котельных на более дешевые виды топлива и передачи 27 котельных местным органам власти в муниципальную собственность.
     Нужно отметить, что при всей напряженности в работе, дефиците денежных средств силами 25-го Госинститута Минобороны, военно-научного комитета, рационализаторов в ЦУ РТГ не останавливается процесс совершенствования технических средств. На сборе в этом направлении было обнародовано немало новшеств. Вот только некоторые из них: облегченный комплект магистрального трубопровода для использования в особых случаях; передвижная насосная установка мощностью 140 кубометров в час; модернизированный автотопливозаправщик; новые средства контроля качества горючего и т.д. Поставки этих новинок в войска, разумеется, будут зависеть от финансирования.
     По-прежнему острой проблемой являются продолжающиеся утраты и хищения горючего. Правда, в первой половине года они пошли на убыль, в том числе и в ВВС, которые несколько лет подряд «лидировали» в этом деле. Но успокаиваться нельзя, подчеркивалось на сборе. Необходимо искоренять безответственность должностных лиц, приводящую к преступным сговорам некоторых руководителей с начальниками складов, подделке документов, в том числе в такой, казалось бы, немыслимой форме, как списание горючего на заправку самолетов, которые не летали, на тактические занятия, которые не проводились… Уже в этом году заведены десятки уголовных дел за такие «художества».
     Участвовавший в сборе начальник Тыла Вооруженных Сил – заместитель министра обороны РФ генерал армии Владимир Исаков также обратил внимание на рациональное и экономное расходование нефтепродуктов.
     - Надо жить по тем средствам, которые есть в бюджете, – сказал он. И добавил:
     – Приоритет в обеспечении горючим необходимо отдавать частям постоянной готовности, а также размещенным в Северо-Кавказском регионе.
     Заместитель министра обороны поставил конкретные задачи перед Службой горючего по дальнейшему повышению качества боевой и специальной подготовки.
     Для участников сбора на Центральной базе горючего (начальник - полковник Вадим Шевченко) были проведены практические занятия на технических средствах, показаны действия личного состава при отражении террористических акций, по противопожарной подготовке. Привлекли общее внимание новые экспозиции музея Службы горючего, руководимого ветераном службы генерал-майором в отставке Евгением Якушенко.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex