на главную страницу

16 Сентября 2005 года

ПРОФЕССИОНАЛ

Пятница

ШАНС НАЙТИ ПРОФЕССИОНАЛА

Олег ПОЧИНЮК.
Фото автора.



С механиком-телеграфистом ефрей тором Ольгой Богославской решил побеседовать не случайно. Во-первых, срок службы по контракту у нее немалый (скоро будет 16 лет). Значит, есть сложившееся собственное мнение о контрактной службе. Во-вторых, эта часть связи для Ольги Николаевны не первая – ранее она вместе с мужем служила на Дальнем Востоке. Значит, есть, с чем сравнивать.

     
– Чаще всего женщины в армии оказываются по воле случая, – говорит Богославская. – И случаи эти бывают самые разные. Кто-то выходит замуж за военнослужащего и попадает в Н-ский гарнизон. Если ты не врач, не продавец или учитель, то найти работу по специальности почти невозможно. Ну а безработным и прежде никто быть не хотел, а сейчас и подавно. К тому же если офицер попадает на тот же Дальний Восток или в Забайкалье, то задержка с трудоустройством может растянуться на десять лет. Естественно, я сразу откликнулась на предложение пойти служить в группу РТО истребительного авиационного полка. Хотя, честно признаюсь, имела на тот период весьма смутное представление об армии – в основном со слов мужа-офицера. Ребенок к тому времени подрос, можно было спокойно служить.
     Так, 15 февраля 1988 года гидростроитель Ольга Богославская приступила к исполнению служебных обязанностей.
     Точнее, к их изучению.
     Дело пошло: коллектив оказался дружный – где-то подсказали, что-то изучила самостоятельно.
     – Как ни парадоксально, чем сложнее условия службы и выше ответственность, тем служить легче, – делится Ольга Николаевна. – Сразу проверяется, кто на что способен, и, если человек выстоял в первое время, в дальнейшем у него все будет нормально. Это не раз проверено на практике на первом месте службы в Амурской области, затем в Хабаровском крае, на Камчатке и здесь, в Петербурге.
     Вывод? Для каждого новичка обязателен испытательный срок. Хотя бы месяцев шесть, в течение которых и к человеку в коллективе присмотрятся, и сам он поймет, что к чему. Вообще, в идеале подбирать контрактников нужно в своей части из солдат срочной службы. Как правило, тут никогда не ошибешься – за год-два можно хорошо изучить человека. Поэтому сохранение в перспективе службы по призыву – положительный момент и для контракта.
     По мнению ефрейтора Богославской, не нужно создавать каких-то тепличных условий для тех, кто решил стать контрактником. Да, можно «изобретать» щадящий режим дежурств, не назначать выполнять какую-то черновую рутинную работу и тем самым удерживать человека в строю. Но где гарантия, что, столкнувшись с трудностями, такой солдат не спасует перед ними и тут же не запросится на «гражданку»?
     Другое дело идти навстречу личным стремлениям контрактников в ситуациях, когда это выгодно и для части. К примеру, если у сержанта или солдата неполное высшее образование, как правило, он стремится продолжать учебу. К этому в части относятся с пониманием: человек заключает трехлетний контракт, проходит службу и одновременно учится заочно. К примеру, именно так остался в подразделении техник АТС старшина Евгений Комиссаров – сейчас он на пятом курсе вуза. Заключил контракт рядовой Алексей Новожилов – тоже бывший студент электротехнического университета.
     По наблюдениям Ольги Николаевны, сейчас многое зависит от среды, из которой вышел потенциальный контрактник. Больше вероятность успешной службы у выходцев из малообеспеченных семей, в которых существуют жилищные проблемы. Армия дает шанс устроиться в жизни, получить специальность, а нередко среднее специальное или высшее образование.
     – Сейчас, конечно, легче в том плане, что нет прежних проблем с выплатами денежного довольствия, отъездом в отпуск, – рассказывает Богославская. – Такая стабильность сама по себе многих привлекает. Другое дело, что нужно учитывать специфику службы в большом городе, где жизнь сама по себе дороже и существует реальная конкуренция на рынке труда. Женщины эту особенность ощущают острее: они чаще ходят в магазины, оплачивают счета за квартиру и коммунальные услуги.
     Не секрет, что в городе на Неве, даже несмотря на повышение в этом году денежного довольствия, военнослужащие по контракту остаются одними из наиболее низкооплачиваемых бюджетников. «Виной» тому – энергичные меры, предпринимаемые губернатором Санкт-Петербурга Валентиной Матвиенко по повышению жизненного уровня петербуржцев. Для примера достаточно посмотреть, как росли доходы петербургских педагогов. Так, если в 2003 г. средняя зарплата школьного учителя составляла 4.064 рубля, то в 2004-м – 6.326 рублей, а во втором квартале 2005 г. она возросла до 9.062 рублей, то есть более чем в два раза! А у военнослужащих по контракту – примерно в полтора раза да еще и при одновременной отмене льгот.
     Да, обещают с 1 января будущего года увеличить денежное довольствие на 15 процентов. Но на столько же при переходе к отраслевой системе оплаты труда возрастет и зарплата того же учителя в городе на Неве. «Мы поддерживали и будем поддерживать эту категорию, – заявила на днях Матвиенко. – Мы опережаем федеральные требования, поскольку средняя зарплата бюджетников в Петербурге выше средней зарплаты бюджетников по стране».
     При таком соотношении доходов людей в погонах, с одной стороны, и избавленных от тягот военной службы гражданских питерских бюджетников, с другой, о престиже среди жителей Санкт-Петербурга военной службы по контракту остается лишь мечтать.
     Опять же, ссылаясь на собственный опыт, Ольга Николаевна считает, что в отдаленных гарнизонах контрактная служба более перспективна. Там выше уровень безработицы, ниже средние зарплаты, поэтому военная служба для молодежи привлекательна.
     – Но для любого контрактника важна четкая перспектива, – продолжает Богославская. – Это и возможность профессионального и карьерного роста, получения жилья, уверенность в социальной защите. Если наше поколение воспитано ориентироваться прежде всего на какие-то моральные ценности, то нынешняя молодежь гораздо более прагматична. Люди реально оценивают ситуацию и не питают каких-то иллюзий – обещаниями сыт не будешь.
     Помимо достойного денежного довольствия заключить контракт многих подвигла бы реальная перспектива получения благоустроенного служебного жилья. Ведь при нынешнем развитии ипотеки приобрести квартиру на «гражданке» для большинства немыслимо. Если армия предоставит крышу над головой и четкие гарантии получения со временем собственной квартиры – это был бы большой плюс.
     Кому-то мысли ефрейтора Богославской покажутся излишне критичными. Но это опять же из-за того, что она радеет за дело, стремится реально оценивать ситуацию и искать оптимальные пути решения сложных вопросов. В этом плане символично, что ее сын Станислав – курсант Военной академии связи. Ему служить по контракту в XXI веке, продолжать семейную династию. Он видел, как преодолевали трудности службы его родители (отец Игорь Геннадиевич – подполковник запаса), а потому выбор сделал осознанно.

     На снимке: ефрейтор Ольга БОГОСЛАВСКАЯ.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex