на главную страницу

17 Сентября 2005 года

Комментарий недели

Суббота

Жилищно-коммунальный синдром

Матвей КОРОЛЕВ, президент Фонда поддержки народных инициатив.




     В понедельник, 12 сентября, в ходе совещания по социальным вопросам председатель Правительства России Михаил Фрадков дал поручение Минрегиону в сжатые сроки разработать проект документа, регламентирующего порядок предоставления гражданам жилищных субсидий. Тем самым глава Кабинета министров постарался сгладить довольно резкую общественную реакцию, вызванную недавней публикацией постановления правительства от 29 августа 2005 года № 541 «О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг». Подготовленное с учетом проводимой в настоящее время реформы жилищно-коммунального хозяйства и нового Жилищного кодекса данное постановление стало очередным шагом на пути введения в стране 100-процентной оплаты гражданами жилья и услуг ЖКХ.

     Какие именно федеральные стандарты оплаты жилого помещения и коммунальных услуг были закреплены 541-м постановлением правительства? Прежде всего установлен стандарт уровня платежей граждан в размере 100 процентов экономически обоснованных затрат на содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг. Таким образом, в еще более жесткой форме было подтверждено аналогичное положение постановления правительства от 26 августа 2004 года № 441 «О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья на 2005 год».

     Кроме того, определена максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг – 22 процента от совокупного дохода семьи. Также введен социальный стандарт нормы площади жилого помещения – 18 кв. м на человека. Наконец, на 2006 год зафиксированы предельная стоимость предоставляемых жилищно-коммунальных услуг и федеральный стандарт стоимости капитального ремонта жилого помещения – в среднем по Российской Федерации соответственно 41,6 руб. и 3,2 руб. на 1 кв. м общей площади жилья в месяц.

     Что означает на практике принятие указанных стандартов? В основном полную монетизацию льгот по оплате жилья и услуг ЖКХ. Натуральные льготы в данной сфере уходят в прошлое. При этом после вступления в силу 541-го постановления правительства регион, не желающий вводить у себя 100-процентную оплату услуг ЖКХ, обязан дотировать муниципальным организациям разницу между их реальной стоимостью и размером тарифов из собственного бюджета.

     Следует указать на негативные последствия, которые для малообеспеченных граждан принесет введение федерального стандарта оплаты жилья и коммунальных услуг в размере 22 процентов от месячного семейного бюджета. Как показывает опыт, для наших людей реальным пределом возможностей является показатель в 15 процентов от месячного дохода. Уровень, вошедший в правительственное постановление, соответствует, скорее, практике развитых западных стран, где социально допустимым считается аналогичный показатель в 25 процентов при гораздо более высоком благосостоянии населения.

     Наряду с этим возрастут расходы на оплату коммунальных услуг. С учетом установленного на 2006 год предела стоимости услуг ЖКХ в 41,6 руб. в месяц стандартная «двушка» в 50 кв. м будет, к примеру, ежемесячно обходиться проживающей в ней семье в 2.080 рублей. Это в среднем на 30 процентов дороже, чем в текущем году, а по ряду регионов на 2006 год рост тарифов на коммунальные услуги прогнозируется на уровне 60—70 процентов.

     Увеличение стоимости коммунальных услуг – объективное следствие реформы ЖКХ. С ее началом рост коммунальных тарифов в ряде регионов составил 200—300 процентов, что привело к расширению кризиса неплатежей в жилищно-коммунальной сфере. Если раньше население, прежде всего самая дисциплинированная его часть – пенсионеры, из последних сил старалось исправно нести бремя коммунальных расходов, то с введением 100-процентной оплаты жилья и услуг ЖКХ, а также с бурным ростом тарифов это стало физически невозможным. С начала 2005 года собираемость коммунальных платежей в среднем по стране уже снизилась более чем на 10 процентов, задолженность потребителей перед предприятиями ЖКХ увеличилась на 46 млрд. руб., достигнув рекордной суммы в 314 млрд. рублей. Если учесть, что Федеральная служба по тарифам недавно приняла решение о внеплановом увеличении тарифов на электроэнергию для граждан с 1 января 2006 года от 9 до 30 процентов в зависимости от региона, можно с уверенностью прогнозировать дальнейшее усугубление ситуации.

     Правительственными актами, регулирующими реформу ЖКХ, предусмотрена возможность компенсации населению тех объемов платежей за жилье и коммунальные услуги, которые превышают установленный 22-процентный предел. По различным оценкам, на сегодняшний день до трети наших граждан не в состоянии осуществлять 100-процентную оплату жилищно-коммунальных услуг. По официальным данным, правом на получение жилищных субсидий будут пользоваться 6 млн. российских семей. Однако с реализацией данного права, по-видимому, будет не все так просто. Причина – в изменившемся порядке предоставления жилищных субсидий. Теперь для соответствующей категории граждан открываются индивидуальные лицевые счета, на которые местные органы власти будут перечислять необходимые суммы. Понятно, что в крупных мегаполисах задержек с поступлением компенсационных денег, скорее всего, не будет. Но для жителей регионов, в особенности небольших городов и поселков, это может стать серьезной проблемой. Ведь на сегодняшний день стопроцентным бюджетным финансированием, позволяющим беспрепятственно выдавать жилищные субсидии, обеспечен всего 21 субъект Российской Федерации. Остальные 68, составляющие 75 процентов территории страны, до сих пор являются дотационными. Кроме того, подчеркну, механизм предоставления гражданам жилищных субсидий пока отсутствует.

     Правительственные инициативы по введению 100-процентной оплаты жилья и услуг ЖКХ, бурный и практически неконтролируемый рост коммунальных тарифов, переданных «на откуп» регионам, отсутствие утвержденного порядка выдачи жилищных субсидий нуждающимся в них людям – все это будет иметь только одно последствие. Все большее число российских семей будет не в состоянии вовремя рассчитываться за жилищный найм и услуги ЖКХ. Ситуация приобретет характер «снежного кома», и однажды платежи по объективным причинам могут попросту прекратиться. Предположим, задолженность по коммунальным платежам достигнет полугодового рубежа. Тогда включается заложенный в Жилищном кодексе механизм отселения должников из занимаемого по договору социального найма, то есть неприватизированного, помещения. Причем выселения принудительного, с предоставлением жилплощади из расчета санитарной нормы в 6 кв. м на человека, что в три раза меньше установленного 541-м постановлением правительства социального стандарта жилой площади.

     В Жилищном кодексе есть одна опасная и до сих пор нерешенная проблема. До 1 марта 2006 года люди, проживающие в многоквартирных домах, имеют право создать товарищество собственников жилья и взять бразды правления коммунальным хозяйством в свои руки. Те же дома, где такие товарищества созданы не будут, с 1 марта следующего года выставляются местными властями на конкурс по их обслуживанию. В результате управление такими домами перейдет к частным компаниям, которые будут собирать с квартирантов деньги не только за жилищные услуги, но и за услуги коммунальные – электроэнергию, отопление, газ и воду. Иными словами, между жильцами и производителями услуг появится прослойка паразитирующих структур, фактически приватизирующих финансовые потоки ЖКХ, не неся при этом практически никакой ответственности.

     Где гарантия, что собранные от населения деньги будут переданы этими компаниями по назначению, что потребители будут защищены от перебоев со светом, водой, теплом и газом? Такой гарантии при существующей нормативной базе никто дать не может. Более того, Жилищным кодексом в случае передачи дома управляющей компании предусмотрен принцип коллективной ответственности населения по услугам ЖКХ. То есть, если кто-то из жильцов не погасит задолженность по коммунальным платежам, то отвечать будут все его соседи. При этом следует отметить, что напрямую рассчитаться с производителями услуг будет невозможно – только через компанию-посредника. А если эта компания в течение нескольких месяцев саботирует процесс расчетов и включается уже известный нам механизм принудительного выселения за неоплату коммунальных услуг?

     Возникает закономерный вопрос – что ставит во главу угла правительство, проводя реформу жилищно-коммунального хозяйства? Интересы наших граждан или либерально-бюрократические монетизационные принципы? По имеющимся оценкам, приводя на грань банкротства миллионы российских семей, экономический и социальный блоки Кабинета министров стремятся «сберечь» на реформе ЖКХ порядка 2 триллионов рублей. Притом что деньги эти в стране есть – один Стабилизационный фонд к концу следующего года превысит данную сумму.

     Переложив бремя расходов по услугам ЖКХ на кошельки простых граждан, правительство фактически свернуло процесс модернизации коммунальной инфраструктуры, не вложив в нее за последние восемь месяцев ни копейки. Надвигается зима, коммунальное хозяйство страны на этот раз будет готово к ней еще меньше.

     Очевидно, что положение дел в жилищно-коммунальной сфере требует немедленного вмешательства органов власти. Следует отменить или как минимум приостановить действие положений Жилищного кодекса и правительственных постановлений, явно противоречащих здравому смыслу и интересам большинства россиян. Прежде всего – об отселении людей за полугодовую задержку оплаты коммунальных услуг, о навязывании муниципальными властями управляющих компаний против воли проживающих в доме граждан. В ином случае правительство рискует окончательно потерять доверие нашего народа.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex