на главную страницу

17 Сентября 2005 года

Заметки обозревателя

Суббота

«КА»чественный прорыв

Юрий АВДЕЕВ, «Красная звезда».



На прошедшем в подмосковном Жуковском Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2005 фирма ОАО «Камов», помимо своих традиционных вертолетных разработок, представила концепцию применения армейской авиации. На суд специалистов камовцы представили систему, не имеющую аналогов в мире.


     Считается, что законодателями моды здесь выступают США, которые не раз демонстрировали свою концепцию воздушно-наземной операции в Ираке, Афганистане, Югославии и других «горячих точках» планеты. Мобильность, готовность к маневру силами и средствами, системность построения ударных сил, помноженное на централизованное управление, – вот далеко не полный перечень приемов, входящих в штатовский арсенал. Использование при этом наземных командных пунктов (НКП), а также воздушных командных пунктов (ВКП) – авиакомплексов AWAKS E-3, E-8 и т.п. можно назвать классическим. Именно они выводят на цель ударные авиационные комплексы, выявленные космическими спутниками наблюдения, беспилотными летательными аппаратами (БПЛА) и передовыми авианаводчиками (ПАН).
     Однако подобная система решения оперативных и оперативно-тактических задач – отнюдь не американское ноу-хау. Не углубляясь в историю, в качестве примера вспомним советскую военную концепцию уничтожения авианесущих многоцелевых группировок. После обнаружения противника из космоса или с воздуха огневое воздействие планировалось осуществлять самолетами морской ракетоносной авиации и ракетными подводными лодками под управлением воздушных или наземных командных пунктов.
     Безусловно, подобного рода системы отличаются высокой эффективностью, но, к сожалению, довольно высокозатратны. Помимо этого они имеют и другие весьма существенные недостатки. Так, воздушные командные пункты, управляя массированными ракетно-авиационными ударами, нуждаются в постоянной защите. ВКП также не могут обеспечить 100-процентное управление силами и средствами на тактической и оперативно-тактической глубине. Все эти аргументы заставляют искать новые пути по эффективному управлению военно-воздушной составляющей.
     На тактическом уровне, другими словами – на передовой, основной упор при проведении воздушно-наземной операции делается на штурмовую и армейскую авиацию. И здесь в связи с быстро меняющейся обстановкой требуется максимально быстрое прохождение информации об обнаружении противника для его скорейшего уничтожения. Вот почему на первый план выходит задача качественного изменения информационного обеспечения и взаимодействия всех сил и средств на поле боя.
     Возможности для этого есть, считают камовские специалисты. Широкое распространение компьютерных и сетевых технологий, качественное изменение элементной базы позволяют создать систему централизованного боевого управления штурмовой и армейской авиации. Уже сегодня в ее основу можно положить принятые на вооружение или проходящие испытания летательные аппараты и комплексы. Они довольно мобильны. Это показали прошлогодние учения в Киргизии, когда на авиабазу Кант самолетами ВТА была осуществлена переброска вертолетов нового поколения ВВС России Ка-50 и Ми-24ПН.
     Разведку, распознавание и классификацию целей можно производить вертолетами радиолокационного дозора (РЛД) Ка-31. Эффективность вертолетного комплекса радиолокационного обнаружения и целеуказания подтверждена эксплуатацией девяти Ка-31 с борта индийских фрегатов пр. 11356 в 2003-2005 годах. По закрытым каналам данные бортовой РЛС вертолета РЛД передаются на мобильную группу боевого управления (ГБУ), которая поддерживает постоянную связь с КП. В случае необходимости доразведку целей выполняют вертолеты Ка-60ТР, являющиеся модификацией среднего транспортного вертолета Ка-60 (проходит испытания).
     С борта Ка-60ТР на ГБУ (ВКП, НКП частей и подразделений группировки войск) передается не только информация с бортовой РЛС, но и видеоизображение с телекамеры и тепловизора, установленного в серийном приборе ГОЭС разработки Уральского оптико-механического завода. Основой системы передачи видеоизображения с борта вертолета являются технические решения, реализованные в специальной модификации вертолета Ка-27. Она уже несколько лет обеспечивает трансляцию видеосигналов на борт флагмана Северного флота – атомный крейсер «Петр Великий».
     Эффективным средством разведки является и БПЛА Ка-137. Реализуемость отечественных проектов БПЛА вертолетного типа доказана испытаниями демонстратора технологий Ка-37 и серийным производством его корейского аналога. На новых аппаратах предполагается установить стандартные системы оптико-электронной разведки в устройствах ГОЭС.
     Для повышения вероятности уничтожения целей в первой атаке в район предстоящих боевых действий на легких разведывательных вертолетах Ка-226 перебрасываются передовые авианаводчики (ПАН) и разведывательные группы.
     После принятия решения офицер управления ГБУ организует вывод в район нахождения цели группы ударных вертолетов в составе Ка-50 (принят на вооружение в 1996 году), Ми-28Н (находится на испытаниях) и командирской машины Ка-52 (прошел первую часть испытаний).
     Огневое поражение бронецелей и других объектов можно возложить на штурмовики Су-25СМ, вооруженные ПТУР «Вихрь», и фронтовые бомбардировщики
     Су-24М, применяющие контейнеры с самоприцеливающимися суббоеприпасами. Возможность подсветки целей вертолетом Ка-50 в интересах истребительно-бомбардировочной, фронтовой и штурмовой авиации уже продемонстрирована и подтверждена на одном из полигонов российских ВВС.
     Прикрытие ударных сил от авиации противника осуществляют истребители и зенитно-ракетные части ВВС и сухопутных сил, получающие целеуказание от тех же вертолетов РЛД Ка-31. Помимо этого обнаружение низко летящих целей выполняется вертолетами Ка-52, которые оснащены двумя РЛС. Унифицированные приборные панели с многофункциональными дисплеями и индикаторами тактической обстановки КАБРИС на этих вертолетах позволяют передавать и получать всю тактическую информацию телекодом, т.е. в закрытом режиме.
     Здесь необходимо особо подчеркнуть, что до настоящего времени армейская авиация подобной возможности не имела. Опыт боевых действий в Чечне показывает: вынужденный обмен информацией по открытым радиоканалам зачастую приводит к ничем не оправданным потерям в личном составе и технике.
     Вернемся к перехватам воздушных целей. Выполнение этой задачи не составит проблем и для экипажей вертолетов Ка-52, вооруженных УР класса «воздух–воздух» «Игла-С» или РВВ-АЕ. В дуэльной ситуации, когда вертолетной группе под управлением Ка-52 будут противостоять лучшие иностранные вертолеты, преимущество останется на стороне отечественных машин. Для такого оптимистического заявления есть веские причины. Прежде всего, бортовая РЛС «Арбалет-52» в сравнении с зарубежными аналогами имеет лучшие характеристики по дальности обнаружения и разрешающей способности. А ПТУР «Вихрь» не имеет равных по дальности и мощности боевой части. Отличительной чертой вертолетов нового поколения Ка-50, Ка-52 и Ми-28Н является расширение унифицированных средств поражения с штурмовой авиацией. При этом артиллерийские системы ударных «вертушек» аналогичны БМП-2 и БМП-3.
     В бою важна не только номенклатура средств поражения, но и то, когда их можно использовать. Круглосуточность применения системы армейской авиации гарантируется наличием в ее составе как комплексов РЛД, так и «ночных» вертолетов Ка-52 и Ми-28Н. Основные проблемы создания в России ударных вертолетных группировок, способных применять управляемое оружие и летать ночью, полностью решены. Освоены в серии приборы ГОЭС, очки ночного видения «Гео-ОНВ» (приняты на снабжение Вооруженными Силами) и «Скосок». На модернизированных Ми-24ПН апробирован круглосуточный комплекс «Радуга».
     Устойчивость рассматриваемой системе армейской авиации придают унификация элементов комплексов БРЭО и их построение по схеме с открытой архитектурой. Кроме того, комплексы БРЭО вертолета РЛД Ка-31, ударных Ка-50 и Ка-52, транспортного Ка-60 и разведывательно-ударного Ка-60ТР построены по модульному принципу и взаимозаменяемы поблочно, что сокращает номенклатуру запасных частей, перебрасываемых в район боевого применения.
     Подытоживая вышесказанное, можно сделать вывод, что Вооруженные Силы РФ уже в ближайшем будущем могут получить армейскую авиацию нового поколения, создаваемую на проверенных технических и технологических решениях. В частности, на ОАО «ААК «Прогресс» все готово к серийному производству Ка-50 и завершается подготовка к выпуску Ка-52. Вертолеты Ка-31 серийно изготовляются в Кумертау, БРЭО выпускается в подмосковном Жуковском, оптико-электронные системы – в Екатеринбурге. На Урале подготовлено серийное производство ПТУР «Вихрь», корпорация «Тактическое ракетное вооружение» готова к поставкам РВВ-АЕ, а Коломенское КБМ – комплексов «Игла-С».
     Все это не только сводит технические и экономические риски к минимуму, но и делает идею качественного изменения армейской авиации вполне реализуемой. Во главе угла перевооружения армейской авиации должен лежать системный подход, комплексирование уже созданных вертолетов и наземных (воздушных) средств управления. Для завершения создания системы армейской авиации и придания ей возможности выполнять боевые задачи круглосуточно и в любых метеоусловиях необходимо завершение опытно-конструкторских работ по перспективной технике – ударным Ми-28Н, Ка-52, сухопутной модификации вертолета РЛД Ка-31 и среднему многоцелевому Ка-60. В такую систему могут и должны быть интегрированы Ми-8АМТШ, Ми-24ПН и Ка-50.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex