на главную страницу

23 Сентября 2005 года

Армия и общество

Пятница

Доступ к небу

Наиль ГАФУТУЛИН, «Красная звезда».



В ближайшие полтора года законодатели обещают определиться: кому, где и как можно летать.

     О малой авиации России. Такова была тема совещания, которое состоялось в Совете Федерации под руководством первого заместителя председателя Комитета СФ по обороне и безопасности Василия Ключенка. Парламентарии, представители федеральных органов государственной власти, ведущих авиакомпаний, авиационной промышленности, финансовых, инвестиционных кругов, страховых и лизинговых компаний авиационной промышленности, страховых компаний и общественных организаций собрались, чтобы сформировать рабочую группу по разработке законодательных инициатив в области малой авиации.
     Но эта авиация только называется малой. Как выяснилось, ее проблемы имеют общероссийское значение и касаются каждого четырнадцатого нашего соотечественника. В начале 1990-х, по данным Минтранса РФ, региональная авиация ежегодно выполняла около миллиона рейсов и перевозила почти 10 миллионов пассажиров. Сегодня пассажирские перевозки на легких самолетах сократились почти в 40 раз, а на самолетах Ан-2 – более чем в 50 раз. Как результат воздушные суда «местного значения» перевозят всего 400 тысяч человек в год. Причем большим авиакомпаниям этот вид бизнеса не интересен в связи с его малыми объемами, мелким, не говоря уже об отдельных частниках, не «по зубам» зарегулированность доступа к небу.
     При этом надо учесть, что 12 миллионов россиян живут в городах и поселках, где круглогодичного наземного сообщения с «большой землей» не существует. Большинство из этих удаленных мест – Крайний Север, Дальний Восток, Забайкалье, Урал – изобилуют сырьевыми ресурсами, обеспечивающими основные доходы российской экономики. Получается, что малая авиация в состоянии значительно повлиять на развитие экономики этих регионов. И тогда становится понятным, почему в мае нынешнего года глава государства дал поручение разработать предложения о развитии в стране малой авиации. В этой связи правительством был подготовлен проект концепции возрождения и развития малой авиации до 2015 года. Правда, на этом все пока и остановилось. Минэкономразвития и Минфин никак не могут согласовать этот документ.
     Надо отметить, что чиновники не спорят с тезисом об экономической эффективности и социальной значимости этого вида транспорта. Просто они уже не первый раз затягивают принятие документов. Похоже, бюрократов пугает объем задач. На состоявшемся в верхней палате совещании неоднократно звучала мысль о давно назревшей необходимости полностью изменить структуру воздушного пространства страны.
     Специалисты утверждают, что сегодня воздушное пространство России чересчур зарегулировано. Его структура основана на коридорах для воздушных судов, любой полет совершается по заявке, а ответственность за ЧП в воздухе делят между собой летчик, руководитель полетов и завод-производитель. За рубежом все несколько иначе. Во-первых, за все отвечает летчик. Кроме того, в большинстве стран в малой авиации существуют уведомительная система для полетов во внутреннем пространстве и разрешительная система при пересечении границ. А безопасность обеспечивается за счет деления воздушного пространства на зоны, в отдельные из которых частникам вход и вовсе запрещен. Для нарушителей разработана репрессивная система – от внушительных штрафов до уголовной ответственности.
     Четкие законодательные нормы и либерализация воздушного пространства открывают перед малой авиацией большие перспективы. Так, в США эксплуатируют сегодня более 250 тысяч самолетов авиации общего назначения, из них 70 тысяч используют для деловых и корпоративных перевозок. Для сравнения – в России, по разным оценкам, от 6 до 7 тысяч самолетов так называемой малой авиации. А отсутствие точных цифр связано в том числе и с правовыми пробелами – непонятно, где их регистрировать. 143 владельца свои летательные аппараты зарегистрировали в РОСТО. «А остальные?» – недоумевал на совещании представитель этой организации.
     

     
Наша справка

     В мире принято авиацию подразделять на экспериментальную, государственную (Минобороны, МВД и пр.) и гражданскую. Гражданская авиация используется для воздушных перевозок (пассажиров, грузов, почты); выполнения авиационных работ; проведения учебных, спортивных, культурно-просветительных мероприятий, развития технического творчества, удовлетворения личных потребностей граждан; доставки в районы чрезвычайных ситуаций сил и средств для проведения аварийно-спасательных работ, а также грузов для оказания помощи пострадавшим. В зависимости от того, используется ли она в указанных целях за плату (по найму) или нет, авиация признается коммерческой или общего назначения.
     

     Кстати, споры о том, кто возьмет на себя роль небесного ГАИ, будет выдавать разрешения на полеты, проводить переэкзаменовку и иметь отношение к прочим процедурам, также не способствуют развитию малой авиации. Как и максимально сложный порядок сертификации летательных аппаратов, который подчас вынуждает отечественных производителей получать сертификаты на свою технику за рубежом (благо, они у нас признаются). В общем, проблем масса. И большинство из них прозвучало в выступлениях Александра Дубасова из РОСТО, Виктора Остапенко из НИИ Громова, Валерия Смирнова из Минтранса РФ, представителей Государственной Думы, Минобороны, МВД, Генеральной прокуратуры, Российского фонда федерального имущества и других. Необходимо отметить, что многие участники мероприятия – сами летчики, как говорится, только-только «от штурвала». И выступления неоднократно начинались словами «последний раз я летал вчера». А значит, люди знали, о чем говорили. По результатам совещания сформирована рабочая группа, которой и предстоит подготовить проект закона.
     В конце совещания первый заместитель председателя Комитета СФ по обороне и безопасности Василий Ключенок заявил «Красной звезде», что будущий закон должен стать удобным для летчиков и безопасным для общества. В этом случае можно будет ожидать настоящий бум развития малой авиации. Сенатор отметил, что в этой области у нас долго не было нормального законодательного регулирования, что сдерживало ее развитие. И при создании условий парк малой авиации в кратчайшие сроки увеличится в 3-4 раза. От этого выиграют и регионы, и граждане, и авиационная промышленность страны.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex