Перейти на главную страницу

24 Сентября 2005 года

Документы

Суббота




Из доклада министра обороны РФ Сергея ИВАНОВА
«Актуальные задачи развития Вооруженных Сил Российской Федерации»:


    «Жилищная проблема без преувеличения является ключевой в системе социального обеспечения военнослужащих.
    Действующая до настоящего времени система обеспечения жильем военнослужащих требует кардинальных изменений. В первую очередь она не позволяет сформировать фонд служебного жилья и даже приводит к его уменьшению. Дело в том, что получение военнослужащими по увольнении постоянного жилья взамен служебного в условиях ограниченных возможностей федерального бюджета затягивается до 6—7 лет вместо положенных по закону 3 месяцев. Это приводит к тому, что в настоящее время фонд служебного жилья Минобороны составляет 98 тыс. квартир, однако только из закрытых военных городков подлежат отселению на постоянные квартиры около 70 тыс. семей. Всего, чтобы решить жилищную проблему в целом и чтобы каждый человек, пока он служит в армии, гарантированно имел крышу над головой, требуется около 450 тыс. служебных квартир.
    Для решения жилищной проблемы необходимо не только разработать и принять дополнительные меры по увеличению ассигнований, направляемых на финансирование строительства жилья, но и осуществить переход на накопительную систему обеспечения жильем военнослужащих.
    Необходимо прямо сказать, что за год-два эти копившиеся десятилетиями проблемы разрешить невозможно. Но ускоренное формирование полновесного фонда служебного жилья в сочетании с продолжением рассчитанной на 2002—2010 гг. программой «Государственные жилищные сертификаты» и запуском принципиально новой накопительной системы обеспечения жильем военнослужащих даст возможность выйти из кажущейся тупиковой ситуации.
    К 2012—2015 году предполагается практически полностью решить проблему предоставления военнослужащим служебного жилья, сократив сроки предоставления его до 1—3 месяцев. В этой связи, помимо строительства новых жилых помещений, будут активно перестраиваться под служебное жилье казармы и другие здания, освобождающиеся в ходе планового сокращения численности войск.
    Функционирование накопительной системы позволит обеспечить:
    — улучшение морально-психологического климата в воинских коллективах и семьях военнослужащих;
    — формирование у военнослужащих уверенности в жилищном обеспечении их семей;
    — компенсацию ограничений, связанных с военной службой как особого вида федеральной государственной службы, сопряженной с риском для жизни;
    — социальную справедливость;
    — подтверждение статуса военнослужащих как граждан, находящихся под особой защитой государства».

Указ президента Российской Федерации

    
Вопросы накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих
    В соответствии с Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» и Федеральным законом от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» постановляю:
    1. Возложить на Министерство обороны Российской Федерации функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего функционирование накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.
    2. Правительству Российской Федерации:
    а) обеспечить создание в установленном порядке федерального государственного учреждения «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» (далее - Федеральное управление накопительно-ипотечной системы), находящегося в ведении Министерства обороны Российской Федерации;
    б) сохранить за военнослужащими, назначенными с их согласия в Федеральное управление накопительно-ипотечной системы на должности с меньшими должностными окладами:
    должностные оклады по ранее замещаемым должностям на время службы в новых должностях - до возникновения у них права на получение должностных окладов большего размера;
    дополнительные выплаты, установленные по ранее замещаемым должностям, - на период службы в Федеральном управлении накопительно-ипотечной системы;
    в) определить уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по нормативно-правовому регулированию и государственному контролю (надзору) в сфере отношений по формированию, инвестированию и использованию накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих - участников накопительно-ипотечной системы.
    3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
    
Президент Российской Федерации В. ПУТИН.
    Москва, Кремль,
    20 апреля 2005 года, № 449


«Организация реализации в Министерстве обороны Российской Федерации Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих»

    Во исполнение поручения Президента Российской Федерации, данного на совещании в Министерстве обороны Российской Федерации 23 марта 2004 г. о переходе с 1 января 2005 года к накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих с учетом рыночных условий развития экономики страны Минэкономразвития России при участии Минобороны России и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти был разработан и принят Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих».
    Перевод обязательств государства перед военнослужащими в жилищной сфере из натуральной формы (предоставление квартиры) в денежную форму расширит возможности военнослужащих самостоятельно принимать решения по выбору места проживания, качеству и размеру приобретаемого жилья.
    С введением новой накопительно-ипотечной системы на переходный период сохранится существующая система обеспечения жильем военнослужащих, заключивших контракты до 1 января 2005 г.
    Возможность приобретения военнослужащим жилья в собственность с использованием инструментов ипотечного кредитования в любое время по истечении трех лет участия в накопительно-ипотечной системе, не дожидаясь окончания срока службы, а также выбора месторасположения и размера жилья, является одной из новых форм реализации военнослужащим права на жилище (Схема № 1).
    Основой для создания накопительно-ипотечной системы является долгосрочный характер воинской службы (в среднем 15—20 лет) и предусмотренные в бюджете целевые ассигнования для накопления средств на именных накопительных счетах военнослужащих с последующим приобретением ими жилья.
    Размер накопительного взноса на одного участника устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете с учетом уровня инфляции, предусмотренного прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год.
    При этом принято, что за 17-летний срок участия в накопительно-ипотечной системе (средняя продолжительность военной службы до достижения 20 лет календарной выслуги) на именном накопительном счете участника должны быть накоплены средства для приобретения жилья в размере 54 квадратных метров (Схема № 2), исходя из расчетного состава семьи 3 человека. В федеральном бюджете на 2005 год предусмотрен размер накопительного взноса на одного участника в сумме 37 тыс. рублей в год (54 кв. метра х 11.800 руб. стоимость 1 кв. метра = 637.200 руб.; 637.200 руб./17 лет расчетный срок накоплений = 37.482 руб., ежегодно ~ 37.000 руб.).

    Справочно: Средняя расчетная субсидия по жилищным сертификатам в ценах 2005 года составляет в среднем около 767 тыс. рублей на семью военнослужащего.

    В настоящее время военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, в соответствии с действующим законодательством обеспечиваются жилыми помещениями по социальной норме площади жилья (18 кв. метров общей площади на человека) с учетом членов семьи (среднестатистическая семья военнослужащего 3—4 человека) (Схема № 3).
    Отдельным категориям военнослужащих (в званиях полковник и выше, преподавателям вузов, командирам частей, военнослужащим, имеющим почетные звания или ученые степени) предоставляется дополнительная общая площадь жилья в размере от 15 до 25 кв. метров.

    Пример 1.
    1. Майор, подполковник - увольнение по предельному возрасту (45 лет). Календарная выслуга 27 лет, в том числе 5 лет обучения в вузе, 22 года службы на офицерских должностях. Средняя семья 3—4 человека:
    - существующая система жилищного обеспечения - предоставляется квартира площадью 65 кв. метров. Военнослужащий получает жилье в собственность только при увольнении с военной службы;
    - накопительно-ипотечная система - срок накоплений 22 года. По достижении 27 лет календарной выслуги военнослужащий получит средства, покупательная способность которых позволит приобрести жилье общей площадью 72,9 кв. метра.

    Пример 2.
    1. Полковник - увольнение по предельному возрасту (50 лет). Календарная выслуга 32 года, в том числе 5 лет обучения в вузе, 27 лет службы на офицерских должностях. Средняя семья 3—4 человека:
    - существующая система жилищного обеспечения - предоставляется квартира площадью 65 кв. метров. Дополнительно от 15 до 25 кв. метров общей площади жилого помещения. Итого площадь квартиры 80—95 кв. метров. Военнослужащий получает жилье в собственность только при увольнении с военной службы;
    - накопительно-ипотечная система - срок накоплений 27 лет. По достижении 32 лет календарной выслуги военнослужащий получит средства, покупательная способность которых позволит приобрести жилье общей площадью 93,2 кв. метра.
    При этом необходимо учитывать, что при обеспечении военнослужащего жильем существующая система жилищного обеспечения учитывается жилая площадь уже имеющаяся у него или членов его семьи в собственности.
    В 2007 году планируется создание единого реестра собственников жилья в Российской Федерации.
    Кто может стать участником накопительно-ипотечной системы? (Схема № 4).
    1. Обязательное участие в системе – только для офицеров и прапорщиков (мичманов), заключивших первые контракты о прохождении военной службы после 1 января 2005 г.

Категория Основание для участия в НИС Дата возникновения основания для включения в реестр
Офицеры, призванные или поступившие в добровольном порядке на военную службу из запаса Заключение первого контракта о прохождении военной службы Дата приказа, в котором объявлено о вступлении в силу первого контракта о прохождении военной службы

2. Добровольное участие в системе для следующих категорий военнослужащих

Категория Кто имеет право участвовать в НИС
Выпускники, высших военно-учебных заведений (до 2008–2009 гг.) Окончившие вузы после 1 января 2005 г. и заключившие первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 2005 г.
Прапорщики и мичманы (до 2008 года) Общая продолжительность военной службы которых составит 3 года начиная с 1 января 2005 г., если они заключили первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 2005 г. (то есть после 1 января 2002 г.)

На весь срок действия накопительно-ипотечной системы
Сержанты и старшины, солдаты и матросы Заключившие второй контракт о прохождении военной службы не ранее 1 января 2005 г.

    Основанием для участия в НИС указанных категорий военнослужащих является обращение (в письменной форме) об их включении в реестр.
    Датой возникновения основания для включения военнослужащего в реестр является дата регистрации в журнале учета служебных документов их обращения (в письменной форме) о включении в реестр.
    «Правила формирования и ведения реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Министерством обороны Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба» утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2005 г. № 89.
    Во исполнение данного постановления Правительства выпущены следующие приказы министра обороны Российской Федерации»;
    № 220 от 8 июня 2005 г. «Об утверждении Инструкции о формировании и ведении реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации»;
    № 225 от 8 июня 2005 г. «О документах, необходимых для формирования и ведения реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Министерством обороны Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба».
    Направлен на утверждение министру обороны Российской Федерации проект приказа об утверждении «Инструкции по подготовке сведений о количестве участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации для формирования бюджетной проектировки».
    Первичные документы (карточки участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих) на включение военнослужащего в реестр участников накопительно-ипотечной системы готовятся в воинских частях, в которых хранятся личные дела на офицеров (первые экземпляры), прапорщиков (мичманов), сержантов и старшин, солдат и матросов, проходящих военную службу по контракту (Схема № 5).
    В дальнейшем карточки направляются по команде в виды Вооруженных Сил Российской Федерации, военные округа, рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, главные и центральные управления Министерства обороны Российской Федерации, в которых формируется список на включение в реестр.
    Реестр участников накопительно-ипотечной системы будет вести в Минобороны России Управление по реализации жилищных программ, которое будет взаимодействовать по всем вопросам с Уполномоченным федеральным органом.
    Согласно Указу Президента Российской Федерации от 20 апреля 2005 г. функции уполномоченного федерального органа возложены на Министерство обороны Российской Федерации (Схема № 6), для чего предусматривается создание федерального государственного учреждения «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих».
    На указанное Федеральное управление будут возложены функции взаимодействия со всеми заинтересованными органами исполнительной власти, ведения именных счетов, инвестирования средств жилищного накопления, предоставления целевых жилищных займов и накоплений.

Когда участник системы получает право на использование накоплений?

    1. При достижении общей продолжительности военной службы двадцать лет и более, при этом счет не закрывается и на нем продолжается накапливание средств.
    2. При увольнении военнослужащего, общая продолжительность военной службы которого составляет десять лет и более по следующим основаниям:
    а) по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;
    б) по состоянию здоровья - в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным или ограниченно годным к военной службе;
    в) в связи с организационно-штатными мероприятиями;
    г)по семейным обстоятельствам, предусмотренным законодательством Российской Федерации о воинской обязанности и военной службе.
    3. В связи с гибелью или смертью военнослужащего, признанием его в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявлением его умершим.
    При этом в случае признания военнослужащего, имеющего выслугу от 10 до 20 лет, а в случае его гибели или смерти независимо от выслуги, нуждающимся в улучшении жилищных условий, ему (членам его семьи) могут выплачиваться дополнительные денежные средства, которые военнослужащий мог бы накопить до даты достижения выслуги двадцать лет.

Какие условия получения участником системы ипотечного кредита?

    Каждый участник накопительно-ипотечной системы не менее чем через три года после его включения в накопительно-ипотечную систему имеет право на заключение с уполномоченным федеральным органом договора целевого жилищного займа.
    При этом средства, учтенные на именном накопительном счете, идут на погашение первоначального взноса при получении ипотечного кредита (займа).
    В дальнейшем обязательства по ипотечному кредиту (займу) погашаются ежемесячно в размере денежных средств, перечисленных на счет участника в течение отчетного месяца.
    При досрочном увольнении участника накопительно-ипотечной системы с военной службы, если у него не возникли основания на использование накоплений, он обязан возвратить выплаченные уполномоченным федеральным органом суммы по договору целевого жилищного займа, а также уплатить проценты по этому займу по ставке, установленной договором о предоставлении целевого жилищного займа, ежемесячными платежами в срок, не превышающий десяти лет.
    Необходимо обратить внимание, что переход к накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих определен Президентом Российской Федерации в ежегодном послании Федеральному Собранию как одно из приоритетных направлений социальной политики государства и находится на контроле в Администрации Президента.
    Переход к накопительно-ипотечной системе должен способствовать стабилизации военных кадров, поскольку гарантии государства на выплату накопленных для военнослужащих денежных средств неразрывно связаны со сроками прохождения военной службы. Досрочное расторжение контракта о прохождении военной службы влечет за собой утрату прав на получение указанных денежных сумм, а в случае предоставления указанных средств, в виде ипотечного кредита - обязанность их возвращения.

Как стать участником накопительно-ипотечной системы?

    Военнослужащие, которые могут стать участником накопительно-ипотечной системы добровольно, должны написать рапорт на командира воинской части (Схема № 7). Выпускники высших военно-учебных заведений, окончившие вузы после 1 января 2005 г. и заключившие первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 2005 г., пишут рапорт на командира воинской части, в которую назначены на должность (в чье распоряжение зачислены) приказом министра обороны Российской Федерации. Указанный рапорт необходимо обязательно зарегистрировать в журнале учета служебных документов.
    На основании вашего рапорта и личного дела формируется выписка из личной карточки участника, которая направляется в органы военного управления по команде (вид Вооруженных Сил Российской Федерации, военный округ, род войск Вооруженных Сил Российской Федерации или главное (центральное) управление Министерства обороны Российской Федерации), в котором формируется список на включение в реестр.
    Список направляется в регистрирующий орган Минобороны России (УРЖП МО РФ), в котором каждому участнику будет присвоен регистрационный номер (Схема № 8) из 20 цифр, который будет неизменным весь период вашей службы. На указанный регистрационный номер в уполномоченном федеральном органе будет открыт именной накопительный счет, на котором будут накапливаться денежные средства. При переводе в другой орган исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, счет не закрывается.
    При этом необходимо учитывать, что чем раньше военнослужащий изъявит желание участвовать в системе, тем большая сумма накопится в итоге.
    После включения в реестр в часть будет направлено уведомление и включена в личное дело личная карточка участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (Схема № 9).
Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex