на главную страницу

18 Октября 2005 года

Планета людей

Вторник

Германия:объединение без единства

Алексей ЛЯЩЕНКО.



Одним из важнейших событий, изменивших ход мировой истории, считается объединение Германии, 15-летие которого отмечается в стране в этом октябре. Соединению Запада и Востока предшествовало символичное падение Берлинской стены 9 ноября 1989 года. Само объединение Германии в октябре 1990-го было объявлено окончанием «холодной войны» между блоками и системами во главе с СССР и США - Организацией Варшавского Договора и НАТО. Потом последовал фактический распад самого Советского Союза, вывод российских войск с территории, в частности Германии, переезд правительства этой страны из Бонна в Берлин и разговоры о появлении едва ли не новой супердержавы на Европейском континенте. Однако сегодня Федеративная Республика Германия, оплот и локомотив Евросоюза, встречает юбилейную дату в глубочайшем за весь послевоенный период кризисе - с пробуксовывающей экономикой и внешней политикой, а также нестабильной внутриполитической ситуацией.

     
Весси против осси

     Государственный праздник – День немецкого единства – отмечается 3 октября. Но разного рода торжественные и не очень мероприятия продолжаются, как правило, почти весь месяц (вспомним и Октоберфест!) - для любого немца объединение Германии по-прежнему означает начало новой эпохи в истории его страны.
     По традиции центром праздника каждый год становится столица какой-либо федеральной земли. В год 15-летия объединения Германии основные официальные мероприятия проходили в Потсдаме, столице Бранденбурга. На торжественном богослужении в церкви святого Николая присутствовала немецкая политическая элита - как времен объединения, так и нынешняя, а также почетные гости из бывшего СССР и США. Экс-президент СССР Михаил Горбачев в очередной раз посадил дерево в память об этом событии. Отметим также, что бывший советский лидер, а также экс-президент США Джордж Буш-старший и бывший канцлер Германии Гельмут Коль получили очередную премию в несколько десятков тысяч евро за вклад в объединение Германии. Немецкая премия Point Alpha, названная так в честь наблюдательного пункта на границе между ГДР и ФРГ, в этом году вручалась впервые.
     К 15-летию объединения Германия пришла хотя и единой географически, однако весьма разобщенной, например социально. Опросы, проводящиеся перед очередной датой, показывают довольно парадоксальную картину. В среднем 84 процента немцев считают, что объединение стало благом для Германии, однако половина из них при этом уверены, что лично они от этого события проиграли.
     В сознании самих жителей страны
     они по-прежнему делятся на «осси» и «весси» - соответственно жителей Восточной и Западной Германии, словно бы Берлинская стена продолжает благополучно стоять на месте. Единственной сферой, в которой воссоединение Германии действительно произошло в полной мере, является бундесвер. В остальном же как у восточных, так и у западных немцев за это время накопилось немало претензий друг к другу на бытовом уровне.
     Например, весси недовольны тем, что им каждый месяц приходится отдавать из своего заработка так называемый «налог на солидарность», которого осси, как объекты этой солидарности, не платят. Весси видят, что в восточных землях построены отличные дороги, и считают их даже лучше западногерманских. Восток получил новейшие систему связи и коммуникаций, а также отремонтированные дома, социальные объекты и вообще значительно обновленную систему жилищно-коммунального хозяйства. Осси же критикуют заносчивость западных сограждан и «экономическую дискриминацию»: средний уровень зарплат на Востоке почти на треть ниже доходов в Западной Германии.
     Отметим, что именно экономика объединения Германии, в отличие от политики, «всплывает» регулярно. Под экономическими преобразованиями в Восточной Германии до сих пор не подведена черта, и здесь, видимо, еще очень не скоро можно будет говорить о каких-либо положительных сдвигах. Надежды властей ФРГ, фактически «купившей с потрохами» ГДР, взявшей на себя абсолютно все заботы по «восстановлению ослабленных коммунистическим строем» восточногерманских земель и вложившей за эти годы в развитие бывшей ГДР 1,25 триллиона евро, не оправдались.
     Восточные земли развиваются чрезвычайно медленно, и, по данным экспертов, примерно с 1994 года в экономике бывшей ГДР наблюдается явный застой. Объемы производства за последние 10 лет практически не изменились, а если говорить о производительности труда в восточногерманской экономике в целом, то с 1996 года она не превышает 60 процентов от производительности экономики западных земель. Молодые специалисты предпочли уехать из восточных земель за рубеж. В результате бывшая ГДР, где сосредоточена четверть рабочей силы страны, стали местом компактного проживания половины безработных немцев - из 15 миллионов жителей Восточной Германии работают только 40 процентов. При этом почти половина огромных трансфертов была потрачена на социальную помощь - и это приучило население бывшей ГДР к такому порядку вещей.
     В конце концов сложившийся перекос стал угрожать и западным землям. Ежегодно (с первого дня объединения Германии) им приходится «жертвовать» почти 100 миллионов евро, что составляет порядка 4 процентов своего ВВП, на нужды восточных соотечественников. Между тем темпы экономического роста ФРГ сегодня меньше 4 процентов. И, по расчетам экспертов, германская экономическая рецессия на две трети складывается из последствий ухода денег на Восток. Правда, сыграло свою роль и прошлогоднее расширение Евросоюза. Принятие в состав ЕС сразу 10 новых государств серьезно перераспределило европейский бюджет и заставило даже Германию направить часть средств, традиционно отводившихся Восточной Германии, «европейским новичкам».
     
Фрау канцлер и коалиция

     Все это не могло не сказаться на внутриполитической ситуации в стране. Канцлер ФРГ Герхард Шредер и его Социал-демократическая партия Германии (СДПГ) вынуждены были пойти на досрочные выборы в бундестаг. Однако по их итогам вместо явной и безоговорочной победы оппозиции в виде ХДС/ХСС или столь же явного преимущества нынешнего правящего блока Германия получила политический кризис. Только через три недели драматических и изнурительных зондирующих и предварительных переговоров о создании правящей «большой коалиции» в составе ХДС/ХСС и СДПГ его удалось, и то пока в общем частично, разрешить.
     Основным вопросом этих переговоров был вопрос о федеральном канцлере. Партнеры по будущему коалиционному правительству согласились, что кандидатуру его главы должна выставлять все же самая крупная парламентская фракция - ХДС/ХСС, имеющая в бундестаге 226 депутатских мандатов (у СДПГ - 222). Уже объявлено, что Герхарда Шредера на посту федерального канцлера сменит председатель Христианско-демократического союза Ангела Меркель. Таким образом, женщина впервые в истории Германии становится федеральным канцлером. Ангела Меркель родилась 17 июля 1954 года в западногерманском Гамбурге, но в возрасте трех лет переехала вместе с родителями в городок Темплин в 80 км к северу от Берлина, то есть в ГДР. В 1973-1978 годах изучала физику в лейпцигском университете. По окончании несколько лет работала в Центральном институте физической химии Академии наук ГДР в Адлерсхофе. Защитив в 1986 году кандидатскую диссертацию, Ангела вскоре сменила физику на политику. После объединения Германии в 1990 году она стала - в 36 лет - членом ХДС, а затем и депутатом бундестага от этой партии. Партийная карьера была успешной и завершилась стремительным взлетом. В 1998 году Ангела Меркель стала генеральным секретарем, в 2000-м - председателем ХДС, а с 2002 года - еще и председателем фракции ХДС/ХСС в бундестаге. У Меркель есть немалый опыт работы и в исполнительной власти. С 1991 по 1994 год Ангела Меркель была министром по делам женщин и молодежи в правительстве Гельмута Коля, с 1994 по 1998 год - министром по делам окружающей среды, охраны природы и безопасности ядерных реакторов.
     В обмен на согласие на канцлерство Ангелы Меркель и отставку Герхарда Шредера СДПГ получает в будущем кабинете восемь министерских портфелей: иностранных дел, финансов, юстиции, труда, по вопросам охраны окружающей среды, здравоохранения, транспорта, а также экономического сотрудничества и развития. К ХДС/ХСС - наряду с руководителем ведомства федерального канцлера в ранге министра - отходят посты министров обороны, внутренних дел, экономики, семьи, образования, а также сельского хозяйства.
     Предвыборные программы социал-демократов и консерваторов по большинству пунктов настолько отличны друг от друга, что трудно представить, каким образом недавние противники намерены вместе управлять страной. При этом уже сейчас наблюдатели отмечают, что в будущем кабинете официально теряющая власть СДПГ займет места, которые необходимы как раз ХДС/ХСС для реализации предвыборных обещаний. И если портфели распределятся именно таким образом, как было предварительно объявлено, то получается, что именно социал-демократическим министрам придется готовить объявленную ХДС/ХСС крупномасштабную налоговую реформу, перестраивать системы социального обеспечения, проводить реформы на рынке труда. Таким образом, «правительство новых возможностей», как назвала свой формирующийся пока кабинет будущий канцлер, грозит оказаться очень слабым. Равно как и сама канцлер Меркель, как считают наблюдатели, будет не способна на решительные шаги во внутренней, внешней и социально-экономической политике без поддержки социал-демократов. Одновременно она будет подвергаться большому давлению со стороны своих собственных коллег из Христианско-демократической партии. Поэтому уже сейчас многие эксперты и политологи в Германии не исключают новых досрочных выборов в бундестаг «через год-два», на которых народ, а не политики, будет решать, кто будет управлять страной.
     
«Союзник номер один»

     Будущий канцлер уже объявила, что намерена произвести «определенные изменения» во внешней политике своей страны.
     Так, Германия при Ангеле Меркель будет стремиться к более тесному сотрудничеству с США «во всех направлениях и сферах» и вернуться к статусу «союзника номер один». Наиболее логичным в этой связи, наверное, стало бы направление контингента немецких военнослужащих в Ирак, против чего категорически выступала Германия Герхарда Шредера. Однако главой МИД в новом правительстве станет представитель СДПГ, а это значит, что социал-демократы будут стремиться поддерживать резкий тон во взаимоотношениях с США. Так же, как они это делали до сих пор. И весьма велика вероятность, что так оно и будет.
     Но усиления военного присутствия ФРГ в ряде регионов, в первую очередь в Азии, исключать нельзя. Еще правительство Шредера объявило, что вследствие возросшей мощи Германии, которая «может взять на себя большую ответственность за обеспечение мира в Европе и за ее пределами», решено частично перенацелить бундесвер на предотвращение или урегулирование конфликтов в «горячих точках» за рубежом. Уже сегодня около семи тысяч немецких военнослужащих непосредственно задействованы в антитеррористической борьбе. В Боснии и Герцеговине находятся около тысячи солдат и офицеров бундесвера, в Косово – 2.700, в Афганистане – 2.500, в районе Африканского Рога – 1.800, в Средиземном море – около 200, в Узбекистане – 300 человек. Бундесвер представлен и в Македонии, Грузии, Судане, Кувейте. В 2003 году число немцев, участвующих в международных операциях, достигло 60 тысяч. Надо отметить, что Ангела Меркель и блок ХДС/ХСС поддерживают планы увеличения их количества.
     При этом особое внимание будет уделяться не только операциям НАТО, но и укреплению обороноспособности ЕС. По словам будущего канцлера ФРГ, сильная Европа должна быть в состоянии самостоятельно решать свои возникающие на континенте проблемы, но не без помощи со стороны «трансатлантических союзников». Эти тезисы лишь частично, но все же подтверждают курс Германии канцлера Шредера, направленные на стремление Евросоюза проводить более самостоятельную от США внешнюю политику.
     Однако канцлер Меркель хотела бы «поправить ситуацию с антиамериканизмом в ЕС». Речь идет, в частности, о связке Париж - Берлин - Москва, не согласившейся с силовым решением иракского кризиса. По ее мнению, эта связка внесла разлад в единый европейский механизм, и делу «укрепления Европы» этот союз отнюдь не послужил. Парадоксально, но эту позицию не совсем разделяет Вашингтон. Там полагают, что распад «тройственного союза» неизбежно приведет к еще более тесному сближению Франции и России как блока, способного противостоять усилению роли США в Европе. И возродит геополитическое противостояние Парижа и Берлина.
     Но если «ось» и не распадется, то «особых» германо-российских отношений, по мнению Ангелы Меркель, не должно существовать точно. «Они уводят в сторону от единого пути, который прокладывает Евросоюз», - считает будущий канцлер ФРГ.
     
Диалог продолжится

     В этой связи последствия прихода к власти кандидата от ХДС/ХСС, разумеется, волнуют Москву. Однако большинство аналитиков не склонны драматизировать ситуацию и считают, что можно надеяться: Германия не пойдет сугубо антироссийским курсом. Блок ХДС/ХСС в своей предвыборной программе призывал к улучшению германо-американских отношений, но «ни в коем случае за счет ухудшения российско-германских отношений».
     Хотя, видимо, некоторые изменения все же последуют. И не в самую приятную для Москвы сторону. Партийный союз ХДС/ХСС в оппозиции постоянно обвинял правительство канцлера Шредера за то, что критика России, когда речь заходит, например, о соблюдении прав человека или ситуации в Чечне, не слишком остра. Дискуссия на этот счет, наверное, усилится, но в правительстве новые лидеры будут вынуждены приводить свои аргументы в более сдержанной форме, чем они это делали в оппозиции.
     Так что вряд ли это будет помехой развитию сотрудничества. Россия остается и останется одним из главных торгово-экономических партнеров Германии. За первые шесть месяцев 2005 года товарооборот между РФ и ФРГ вырос по сравнению с периодом 2004 года почти на 50 процентов и превысил рекордную отметку в 15 миллиардов евро. Как отмечал Президент РФ Владимир Путин, «за этими цифрами - и новые рабочие места в России и в Германии, и приток инвестиций, и новые масштабные проекты, это реально работает на развитие двух наших стран».
     Принято считать, что много положительного в российско-германских отношениях появилось благодаря личной дружбе президента Путина и канцлера Шредера. Возможно, что теперь такой дружбы между новыми руководителями Германии и России, уже познакомившихся и неоднократно пообщавшихся, не будет: начнутся сугубо деловые отношения. Но лидеры двух стран по-прежнему будут вести диалог и на немецком, и на русском языке, которым владеет Ангела Меркель, что должно сохранить взаимопонимание и прежний высокий уровень прочности в отношениях двух государств.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex