на главную страницу

20 Октября 2005 года

Планета людей

Четверг

Россия Америке партнер,

и не только из-за нефти

Андрей КАРПОВ.



     Посол США в РФ Уильям Бернс заявил, выступая во вторник в Москве на Всемирном экономическом форуме, что, «если смотреть вперед на будущее отношений США и России, необходимо отметить, что сильная Россия отвечает интересам США». По его словам, «каковы бы ни были различия между нами, все равно это неизбежно, но существует и очень большая общность. И это вызов для дипломатов и политиков наших стран - найти эту общность, на основе которой можно строить сотрудничество». Бернс отметил, что отношения с Россией имеют значение как для двустороннего взаимодействия, так и с точки зрения глобального порядка: «Россия - это страна между Европой и Азией, страна, являющаяся единственной ядерной державой, сравнимой с Соединенными Штатами, продолжающая оставаться важным членом Совета Безопасности ООН и располагающая углеводородами».
     Итак, США публично - и не в первый раз при республиканской администрации Дж. Буша-младшего - высказываются за сильную Россию. Это не только дипломатическая вежливость или хитрость (и не следствие личных искренних симпатий нынешнего американского президента к нашей стране). Почему?
     Причин, как представляется, несколько. Соединенным Штатам, сталкивающимся с обостряющимися внутренними проблемами - огромный дефицит госбюджета, фактическая деиндустриализация целых секторов экономики, последствия трагедии Нового Орлеана, высветившей социальные «болячки» сверхдержавы, - в одиночку все сложнее нести ношу мирового лидера, парировать новые вызовы глобальному порядку. Не хватает ни ресурсов, ни возможностей отслеживать все общественно-политические процессы на всей планете и оперативно реагировать на них.
     Не могут в США не учитывать и происходящую реконфигурацию геополитического пространства. Интеграции европейских стран в рамках Евросоюза, превращение Китая и Индии – двух ядерных держав – в новые мировые центры силы, рост пассионарности в исламском мире, находящий выражение в уродливых формах экстремистских движений… Тот же Афганистан показывает американцам предел их военных возможностей. Асимметричные ответы вооруженных экстремистов на стратегию американцев сводят на нет преимущества высокотехнологичной военной машины. В Ираке ситуация для США не лучше.
     Усиление политического радикализма под зелеными знаменами ислама – этой молодой мировой религии на Ближнем Востоке и в Центральной Азии - ставит перед Вашингтоном все больше трудных вопросов. В конечном счете американцы, большие прагматики в политике, наверное, примирились бы с появлением исламских халифатов даже в Европе (ведь США отделены от беспокойной Евразии океанами, а ослабление чванливого Старого Света им только на руку). Но вот беда – американской экономике нужен во все больших объемах импорт углеводородного сырья. А как раз огромные запасы нефти, природного газа имеются в беспокойных регионах Евразии и в России. Не случайно посол Бернс, говоря о России, подчеркнул, что она располагает углеводородами.
     Отсюда и интерес к России как стране, которая может, во-первых, стабильно поставлять американской экономике нефть и сжиженный газ, а во-вторых, способна способствовать сохранению стабильности хотя бы в бывших советских республиках Средней Азии, богатых нефтью и природным газом, и это углеводородное сырье американцам хотелось бы видеть на мировом рынке. Для этого должны исправно работать добывающие структуры и трубопроводная система, чтобы не было, как в Ираке, где повстанцы регулярно совершают диверсии на объектах нефтедобывающего комплекса.
     Поэтому точки совпадения (или прикосновения) интересов России и США имеются, и данный исторический момент важно использовать для улучшения взаимодоверия между двумя крупнейшими ядерными державами, в том числе экономическими методами. Тем более что другие мировые центры силы, несмотря на свою порой антиамериканскую дежурную риторику, успешно развивают экономическое сотрудничество с США. Кстати, хорошо бы повнимательнее приглядеться: а кто заинтересован в культивировании антиамериканизма в российском политическом мышлении? Не наши ли традиционные и новые геополитические конкуренты на Евразийском континенте, присматривающиеся к нашим просторам и сырьевым ресурсам и заинтересованные в слабости российского государства? Но это только мысли вслух.
     С точки зрения непредвзятого геополитического анализа, от краха США Россия, безусловно, не выиграет. Еще неизвестно, как начнут развиваться события в Евразии, когда ослабевшие Североамериканские штаты утратят возможность участвовать в мировой политике. Ситуационные анализы не обещают России в этом случае ничего хорошего.
     К слову, партнерству с США благоприятствует и исторический контекст. В XIX веке во многом благодаря Российской империи, ее военно-политической поддержке североамериканское государство устояло перед натиском Старого Света…
     Американской экономике требуются ныне углеводороды, и их надо поставлять в Штаты, пока там не перешли на альтернативные источники энергии (правда, использовать вырученные многомиллиардные средства следовало бы не так, как это происходит сегодня, когда деньги лежат мертвым грузом в иностранных банках). Возможности в сфере энергетического сотрудничества между Россией и США огромные. По итогам 2005 года экспорт российской нефти в США превысит, как ожидается, 20 млн. тонн, а в ближайшие годы может достигнуть 50 млн. тонн, сообщил на днях российский вице-премьер Александр Жуков.
     Американские компании по своим финансовым и технологическим возможностям в состоянии принять участие в освоении гигантского Штокмановского газоконденсатного месторождения в Баренцевом море (объем его разведанных запасов оценивается более чем в три трлн. куб. м газа). В качестве возможных партнеров «Газпрома» в этом проекте называют американские Chevron и ConocoPhillips. У последней уже есть опыт взаимодействия с российскими нефтяниками. В рамках долгосрочного сотрудничества «Коноко-Филлипс» вошла в акционерный капитал «ЛУКОЙЛа» (с намерением увеличить там свою долю до 20 процентов) и создала с россиянами совместную группу по приобретению новых активов как в нашей стране, так и за рубежом.
     В свою очередь «ЛУКОЙЛ» контролирует 8 процентов розничного рынка нефтепродуктов на северо-востоке США, являясь там третьим по размеру игроком. Компания располагает в США более чем двумя тысячами АЗС. Планируется развитие бизнеса по экспорту Аи-76 из России в США. Бензин из России будет поставляться на купленные россиянами нефтебазы и доводиться там до американских стандартов.
     Немалыми возможностями по энергетическому сотрудничеству с США располагают также «Сургутнефтегаз» и государственная «Роснефть». Разумеется, для увеличения экспорта нефти и нефтепродуктов в США требуется развитие трубопроводных маршрутов до морских терминалов. В частности, не первый год речь идет о строительстве нефтепровода до Мурманска, но почему-то «воз и ныне там». Словом, Россия должна наконец научиться более умело использовать свой «углеводородный козырь» в мировой политике, эффективнее сопрягая и координируя экономические проекты и дипломатические усилия в национальных интересах.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex