на главную страницу

21 Октября 2005 года

Планета людей

Пятница

Трубопроводы – это геополитика

Валерий ЩЕГОРЦОВ, научный руководитель
Института геополитической информации «Энергия».



17 ноября в турецком Самсуне в присутствии руководителей России, Турции и Италии состоится официальная церемония открытия трубопровода «Голубой поток», который предназначен для поставок российского природного газа в Турцию через акваторию Черного моря, минуя третьи страны (основным партнером «Газпрома» выступила итальянская компания Eni). В этом же ряду – проект строительства морского Североевропейского газопровода, который после 2010 года напрямую, без стран-транзитников, направит потоки природного газа из Сибири в Германию, а затем и в другие страны Европы. Сооружение этих газопроводов органично вписывается в нынешние тенденции международного разделения труда, в рамках которого России предстоит расширять экспорт углеводородного сырья на мировой рынок, в чем заинтересованы наши соседи и партнеры.


     Благоприятная конъюнктура, сложившаяся на мировых рынках нефти, и оптимистические прогнозы относительно роста потребления нефти в промышленно развитых регионах мира стимулируют усилия России и других постсоветских стран по увеличению экспорта нефти. При этом между «центрами силы» (США, Евросоюз, Китай, Индия и т.д.) идет острая конкуренция за постсоветскую нефть. Сталкиваются как экономические, так и геополитические интересы основных игроков на мировой «шахматной доске». Поэтому выбор маршрутов транспортировки нефти и газа с территории бывшего СССР становится результатом сложного взаимодействия множества факторов и зачастую политика перевешивает экономику.
     Особое внимание мирового сообщества, естественно, привлекает Российская Федерация, являющаяся наряду с Саудовской Аравией главным поставщиком нефти для экономики государств западной цивилизации. Поэтому ее возможности по транспортному обеспечению экспорта нефти продолжают оставаться темой дискуссий и диапазон разногласий колеблется от успокаивающих заверений о том, что возможности нашей страны по транспортировке нефти превышают объем возможного экспорта, до алармистских заявлений о дефиците мощностей. Какова же реальная ситуация по экспортному потенциалу нефти России и каковы перспективные экспортные маршруты доставки нефти на мировые рынки?
     
Черноморское направление

     Сложившиеся на сегодня геостратегии южных нефтяных маршрутов связаны прежде всего с транспортировкой нефти четырех постсоветских государств - РФ, Казахстана, Азербайджана и Туркмении - через Черное море. Главная проблема здесь - пролив Босфор, единственная артерия перехода танкеров в Средиземное море. Прохождение черноморских проливов, особенно Босфора, для нефтеналивных судов всегда было делом непростым. И дело здесь не только в штормовой погоде, задерживающей (особенно в зимнее время) прохождение танкеров на многие дни, но и в нарастающем ужесточении позиции турецких властей по регулированию судоходства. Простои танкеров при входе в Босфор в зимний период могут составлять несколько недель.
     Фактическая пропускная способность Босфора составляет порядка 80 млн. тонн в год и может быть, по экспертным оценкам, увеличена лишь до 100 млн. тонн. Прогнозы свидетельствуют, что максимальная нагрузка на пролив может наступить уже к 2010 году. Такое положение подталкивает нефтеэкспортеров к поиску более надежных вариантов доставки нефти.
     Планы вывода южных экспортных потоков из России на мировые рынки нефти в обход Босфора насчитывают не одно десятилетие. Число их превышает десяток. Это и маршруты через территорию стран Балканского полуострова, и через Турцию, и через Иран. Предлагается задействовать также маршруты через Украину и Польшу (Одесса - Броды – Гданьск).
     Однако основных проектов, способных решить проблему черноморских проливов, не так уж и много. Это, во-первых, маршрут Баку – Тбилиси – средиземноморский порт Джейхан (Турция) с пропускной способностью 50 млн. тонн нефти в год. Он предназначен для транспортировки азербайджанской (и, возможно, казахстанской) нефти через турецкую территорию и имеет протяженность 1.767 км. Этот проект - «любимое дитя» американских геополитиков, стремящихся уменьшить экономическое взаимодействие постсоветских республик с Россией и «привязать» азербайджанское государство к турецкому маршруту. Правда, до сих пор не ясно, хватит ли возможностей у азербайджанской «нефтянки» для самостоятельного заполнения трубопровода на полную мощность.
     Перспективным может стать также маршрут от одного из черноморских портов Болгарии или Румынии через Балканский полуостров с выходом в портовый терминал в Греции (или Албании). Здесь есть несколько вариантов, среди которых Бургас (Болгария) - Александруполис (Греция). Этот проект, правда, остается в стадии затянувшихся согласований между Болгарией, Грецией и Россией. Ряд российских нефтяных компаний заинтересован в реализации проекта, но вопрос упирается в процедуру согласования с болгарскими и греческими партнерами, которые никак не могут договориться между собой.
     Альтернативой ему выступает проект трубопровода Бургас - Влера (Албания), в строительстве которого готовы участвовать американские компании ExxonMobil и ChevronTexaco, стремящиеся затруднить укрепление экономических позиций России на Балканах, в геополитически важном для США европейском регионе. Имеется также возможность интеграции нефтепроводов «Дружба» и «Адрия», что позволит поставлять российскую нефть до
     хорватского порта Омишаль.
     Свою игру на «трубопроводном поле» ведет Украина. Наш западный сосед завершил в 2001 году строительство нефтепровода Одесса - Броды протяженностью 674 км и терминала «Южный» (в 40 км от Одессы). Система обладает пропускной способностью до 14,5 млн. тонн нефти в год и по замыслу Киева предназначалась для поставок каспийской нефти в Европу. Продолжение трубопровода до Гданьска взяли на себя польские компании. Но разговоры о каспийской нефти для украинско-польского проекта пока остаются лишь разговорами - азербайджанские официальные лица не раз заявляли, что свободной нефти для этой трубы у Баку нет (азербайджанцам предстоит заполнить «трубу» до Джейхана). Вряд ли воспользуется маршрутом на Гданьск и Казахстан, по крайней мере в ближайшие годы. Астана использует для экспорта своей нефти на мировые рынки российские трубопроводы, одновременно завершая совместно с Китаем строительство нефтепровода до железнодорожной станции Алашанькоу (КНР).
     Строительство нефтепроводов, подчеркнем еще раз, всегда содержит геополитическую составляющую. И далеко не всегда экономика здесь доминирует над политикой. Те же США готовы вкладывать немалые деньги в проекты в бывших советских республиках, лишь бы добываемая в них нефть шла на Запад по трубопроводам в обход России.
     В связи с этим следует отметить некоторые риски для России при строительстве дополнительных нефтепроводов через Турцию. По территории этой страны уже проходит ряд газо- и нефтепроводов, и дальнейшее усиление ее позиций как международного диспетчера транспортных потоков углеводородов в Черноморском регионе, как представляется, объективно нецелесообразно. Турецкая сторона обретает чрезмерные рычаги воздействия на нефтяной экспорт из стран СНГ и возможность ставить вопрос о пересмотре ранее достигнутых договоренностей об условиях транспортировки в свою пользу (как пример - ситуация с газопроводом «Голубой поток»).
     
Иранский вариант

     Сегодня Иран активно пропагандирует маршрут экспорта нефти из Каспийского региона на мировой рынок в Азию через свою территорию по схеме замещения. Эта схема замещения предусматривает, что поставщики направляют свое сырье на переработку на иранские НПЗ, а взамен получают эквивалентные объемы для экспорта в Персидском заливе. Привлекательность этого маршрута растет в условиях увеличения производства нефти в России и прикаспийских государствах. Если раньше этим путем экспортировались незначительные объемы сырья из Туркменистана и Казахстана, то теперь крупные российские компании начали проявлять интерес к иранскому варианту.
     Однако в самом Иране транспортная и перерабатывающая инфраструктуры остаются не готовы к росту интереса к иранскому маршруту. Сейчас иранский порт Нека на Каспии не способен принимать большое количество нефти и пропускная способность нефтепровода, соединяющего его с нефтеперерабатывающими заводами Тегерана и Тебриза, также ограничена. Власти Ирана, правда, ведут работы по расширению пропускной способности маршрута вплоть до 500 тыс. баррелей в сутки. Но пока казахстанская PetroKazakhstan собирается поставлять нефть на иранские НПЗ по железной дороге.
     
Мурманский проект

     Идея построить нефтепровод от месторождений Западной Сибири до Мурманска существует уже несколько лет. Цель проекта - начать регулярный экспорт нефти в США и увеличить поставки в Европу. Меморандум о строительстве нефтепровода был подписан несколько лет назад крупнейшими российскими нефтяными компаниями. Рассматривались два варианта маршрута трубопровода: Западная Сибирь – Ухта - Мурманск протяженностью 3.600 км и Западная Сибирь – Уса - Мурманск (через Белое море) протяженностью 2.500 км. Мощность трубопровода, как предполагалось, должна была составить 80 - 120 млн. тонн нефти в год.
     По убеждению нефтяников, нефтепровод нужен для покрытия дефицита трубопроводных мощностей «Транснефти» из-за увеличения объемов нефтедобычи. Но в самой «Транснефти» с такими расчетами не согласились, полагая, что пока достаточно будет увеличения мощностей Балтийской трубопроводной системы. Поэтому вопрос о нефтепроводе на Мурманск остается не решенным до сих пор, хотя не раз обсуждался на самом высоком государственном уровне.
     Возможно, сказалось то обстоятельство, что до сих пор не ясно, сумеют ли американцы стабилизировать ситуацию в Ираке и наладить бесперебойные поставки дешевой нефти из этой страны на свои НПЗ на Атлантическом и Тихоокеанском побережьях. Возобновление в полном объеме добычи иракской нефти при участии американских компаний сделало бы менее актуальным поиск Соединенными Штатами альтернативных источников поставок нефти, в том числе по мурманскому маршруту. Пока жизнь показывает иллюзорность надежд на замирение Ирака.
     Американская экономика нуждается в российской нефти, тем более что нынешний уровень политических отношений между РФ и США гарантирует стабильность в поставках углеводородного сырья. По итогам 2005 года экспорт нефти из России в США превысит 20 млн. тонн. В ближайшей перспективе, как рассчитывает Правительство РФ, эти поставки достигнут уже 50 миллионов. Мурманск является одним из наиболее удобных пунктов доставки нефти на американский континент.
     
Бросок на Восток

     Реализации проекта строительства трубопровода на Мурманск, видимо, не способствует и появление идеи построить мощный нефтепровод до Тихоокеанского побережья России. Его наполнение, по крайней мере на первом этапе, было бы невозможно без западносибирской нефти, которую сторонники северного варианта собирались двинуть на Мурманск. Но в самом восточном проекте долгое время не было ясности. Существовали два конкурирующих направления: Ангарск - Находка и Ангарск - Дацин. Первое из них поддерживала государственная трубопроводная компания «Транснефть», а второе активно лоббировал ЮКОС. После известных событий вокруг ЮКОСа острота противостояния двух вариантов маршрута тихоокеанского трубопровода была снята, но разработка технико-океанского обоснования трубопровода Восточная Сибирь – Тихий океан с ответвлением на китайский Дацин затягивается. Разумеется, это вызывает досаду у наших восточных соседей, особенно Японии, готовой принять участие в финансировании проекта.
     Российский нефтепровод очень важен для экономики быстроразвивающихся стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Азиатские страны чрезвычайно зависимы от нефти Ближнего Востока: она занимает до 80 процентов в структуре импорта Японии, Южной Кореи и Китая. Очевидно, что они будут стараться снизить свою зависимость от событий в странах Ближнего Востока. Конкуренция между азиатскими потребителями может оказаться весьма выгодной для России, так как позволит выбрать наиболее привлекательное предложение по ценовой формуле.
     Китай уже не первый год пытается диверсифицировать маршруты нефтяного импорта, но пока не очень преуспел в этом вопросе. Две трети объема импортной нефти в Китай ввозится через Индийский океан, Малаккский пролив и Андаманское море. Этот маршрут весьма опасен. Угроз здесь немало: американское военно-морское присутствие, пиратские нападения на танкеры, которые происходят в регионе регулярно. В связи с этим одной из важнейших задач энергетической стратегии Китая является диверсификация путей доставки нефти в страну. Поэтому Пекин возлагал большие надежды на трубопровод на Дацин.
     Одновременно китайцы стараются наладить крупные поставки нефти из Казахстана. Казахстан, как известно, является вторым после России государством на территории бывшего СНГ по уровню нефтяных запасов, его ежедневная нефтедобыча превышает 1,3 миллиона баррелей в день. В настоящее время из Казахстана в Китай строится нефтепровод Атасу – Алашанькоу. Протяженность нефтепровода составит 963 км. Пропускная способность на первом этапе - 10 млн. тонн в год. Ожидается, что заполнение трубопровода нефтью начнется уже с января 2006 года. Согласно подписанному соглашению трубопровод будет заполняться наполовину казахстанской, наполовину - российской нефтью.
     Надо учитывать, что сотрудничество между Казахстаном и Китаем не отвечает замыслам США, всячески стремящимся усложнить жизнь КНР, своему основному геополитическому конкуренту в первой половине XXI века. Поэтому не исключены попытки затруднить поставки казахстанской нефти на восток, вплоть до разыгрывания карты исламского экстремизма и «оранжевого сценария» в Астане…
     
* * *

     Потребность мирового рынка в российской нефти в ближайшие десятилетия, по мнению экспертов, будет возрастать, особенно в случае дальнейшей дестабилизации ситуации на Ближнем и Среднем Востоке. Поэтому продолжится борьба основных центров силы за потоки углеводородного сырья из России и контроль за их маршрутами. В этой ситуации нашему государству предстоит еще научиться умело использовать противоречия мировых экономических «тигров» и выстраивать внешнеэкономическую стратегию в собственных национальных интересах. Россия должна более активно использовать нефть как козырную карту в своей геополитической игре, не подстраиваясь под интересы других стран.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex