на главную страницу

26 Октября 2005 года

Армия и общество

Среда

В Батуми нашим неуютно

Олег ГОРУПАЙ, «Красная звезда».
Батуми.



     


     
Визитная карточка

     Генерал-майор Данилов Анатолий Михайлович родился 13 ноября 1958 г. в селе Новосильское Воронежской области. В 1975 г. окончил Минское суворовское военное училище, в 1979-м - Донецкое высшее военно-политическое училище, в 1988-м - Военно-политическую академию им. В. И. Ленина, в 2003-м - Военную академию Генерального штаба ВС РФ. Службу проходил на различных командных должностях в Белорусском и Дальневосточном военных округах, в том числе начальником штаба полка, командиром полка, заместителем командира пулеметно-артиллерийской дивизии.
     


     Дислоцированной в столице Аджарии 12-й военной базе Группы российских войск в Закавказье (ГРВЗ) нынешнее грузинское политическое руководство пытается создать максимум проблем. При этом некорректными способами воздействия на личный состав базы официальный Тбилиси не брезгует - достаточно вспомнить весенние пикеты у штаба военной базы и оплаченные хулиганские выходки местной молодежи, направленные против россиян.
     О сегодняшней ситуации на базе и вокруг нее по просьбе «Красной звезды» рассказывает командир соединения генерал-майор Анатолий Данилов.

     – Анатолий Михайлович, еще совсем недавно практически ни один новостной выпуск грузинских теле- и радиоканалов не обходился без упоминаний о «массовых» демонстрациях местного населения, якобы требующего немедленного ухода россиян из Батуми и Грузии в целом. Каким образом дела обстоят сегодня, с чем приходится сталкиваться российскому солдату на «гостеприимной» грузинской земле?

     - За прошедшее время ситуация вокруг военной базы не улучшилась, несмотря на то, что пикетирование, демонстрации, митинги и откровенные провокации, направленные против личного состава и объектов соединения, прекратились. Накал страстей несколько спал из-за того, что все эти процессы временно перестали стимулироваться и оплачиваться местными властями и прежде всего грузинскими спецслужбами. Однако все по-прежнему остается под их жестким контролем, и с определенной долей уверенности можно говорить о том, что в ближайшее время мы вновь можем столкнуться с проявлениями нетерпимости к российским военнослужащим. Уже сегодня местные власти в судебном порядке предъявляют к нам претензии по поводу якобы незаконного занятия управлением и штабом военной базы своего нынешнего здания. Как утверждает грузинская сторона, факт передачи его россиянам во времена правления Аслана Абашидзе является незаконным. Это достаточно беспочвенные утверждения, имеющие основной целью дальнейшее нагнетание обстановки вокруг соединения и максимально возможное затруднение повседневной жизнедеятельности личного состава военной базы.

     - Говорят, что многие участники вышеупомянутых акций имели возможность неплохо подзаработать. Это действительно так?

     - По имеющимся у нас данным, каждый из участников подобных пикетов, митингов имел возможность значительно пополнить личный бюджет (150-250 рублей за разовое участие, что для Грузии совсем неплохо).
     В основном это студенческая и просто ничем не занятая молодежь, остро нуждающаяся в деньгах. Основная же часть взрослого населения Батуми никоим образом не поддерживает свое политическое руководство в вопросе вывода российской военной базы. Наоборот, подавляющее большинство считает, что Грузия и Россия должны быть основными союзниками и партнерами, а не какие-либо другие соседние страны. Отношение простого народа к нам, российским военным, вполне дружелюбное.

     - Несмотря на трудности подобного рода, учебный процесс в соединении не прерывался ни на минуту. На что в ходе его организации командование военной базы обращает первоочередное внимание?

     - Все мероприятия, запланированные на 2005 учебный год, нами выполнены. Показанные при этом результаты в целом были достаточно неплохими. По итогам весенней итоговой проверки соединение отмечено командованием ГРВЗ в лучшую сторону. Надеюсь, что результаты нынешней проверки окажутся не хуже. Во главе угла в течение всего года были вопросы боевой подготовки, а также организации и проведения мероприятий по выводу части боевой техники и вооружения на территорию России.

     - Анатолий Михайлович, сказалась ли на качестве боевой подготовки личного состава передача грузинской стороне учебного центра «Гонио»?

     - Конечно, и прежде всего тем, что грузинская сторона подобным образом практически блокировала любые варианты выполнения учебно-боевых задач из стрелкового оружия, не говоря уже о танковом и артиллерийском вооружении.

     - Каков же выход из сложившейся ситуации?

     - Любой командир даже из тупиковой ситуации обязан найти выход. Решение мною принято, и в ходе подготовительного периода на территории одного из военных городков будет оборудован специализированный тир. С началом очередного учебного года личный состав соединения сможет выполнять упражнения учебных стрельб из ПМ и малокалиберного оружия. Конечно, это будет неким упрощением, но в нашей ситуации выбирать не приходится.
     - Судя по настрою грузинских властей, можно предположить, что и в вопросах обеспечения военной базы горючим и смазочными материалами, продовольствием и вещевым имуществом также существуют проблемы. Насколько они остры?

     - Вышестоящие довольствующие органы как ГРВЗ, так и СКВО предпринимают все возможное и невозможное для обеспечения военной базы всем необходимым. Естественно, что существующие политические условия заставили нас принимать, скажем так, неординарные решения. В результате практически все вопросы, связанные с обеспечением соединения и его личного состава положенными видами довольствия, сегодня решены. Единственное, что нам так и не удалось «пробить», так это доставку щелочи и кислот для аккумуляторов. Нет финансовых средств на так называемую растаможку, как нет для этого и специального транспорта для доставки этих компонентов из России. Кроме того, грузинская сторона не дает разрешения на прогон транспорта с территории России в Грузию.

     - Тем не менее, как я понял, солдат сыт, обут и одет?

     - Всеми положенными видами довольствия, повторюсь, военнослужащие соединения обеспечены в полном объеме. Основная проблема для нас на сегодня - огромный недокомплект личного состава.

     - С чем это связано?

     - Объясню на характерном примере. В 2004 году, после окончания академии, на должность заместителя командира военной базы был назначен офицер, который до сих пор не может въехать на территорию Грузии по причине отказа в оформлении ему въездной визы. В настоящее время он допущен к исполнению служебных обязанностей по другой должности в Группе боевого управления в Ереване. И таких случаев не один и не два, а десятки. Многие офицеры из-за отсутствия виз переназначаются на должности во внутренние округа, а мы остаемся без командного и личного состава. По сравнению с прошлым годом число военнослужащих в соединении уменьшилось почти в два раза.

     - Ситуация с визами настолько критическая?

     - Если не будут предприняты какие-либо меры, то к концу января на военной базе не будет ни одного человека, обладающего документами на право легального пребывания на территории иностранного государства.

     - Каким видится выход из сложившейся ситуации?

     - На мой взгляд, меры должны быть адекватными. Если военнослужащий ГРВЗ, как гражданин России, не может в полном объеме реализовать свои конституционные права за ее пределами, то государство просто обязано сделать все для того, чтобы защитить его. У нас же некоторые военнослужащие годами не могут выехать в Россию к месту проведения отпуска по причине отсутствия визы.

     - Ситуация действительно критическая. Но хотя бы на территории военной базы военнослужащие чувствуют себя защищенными? Позволяют ли бытовые условия с более или менее приемлемым комфортом проводить свободное от службы время?

     - В военных городках бытовые условия, конечно, отнюдь не роскошные, но вполне удовлетворительные. В зимнее время все помещения - казармы, штабы, общежития и другие объекты социального назначения - отапливаются. Чувство же собственной защищенности военнослужащие обеспечивают себе тем, что ежедневно совершенствуют профессиональное мастерство и надежно несут службу в суточных нарядах и караулах.

     - Анатолий Михайлович, на 12-й военной базе достаточно много солдат и сержантов, проходящих службу по контракту. Как вы оцениваете исполнение ими своих служебных обязанностей, как зарекомендовала себя данная категория военнослужащих?

     - Те контрактники, которые проходят службу в нашем соединении, подготовлены хорошо и способны выполнять возложенные на них задачи. Они действительно профессионалы. Служба – это их хлеб в прямом смысле этого слова, и они ею дорожат.

     - Вероятно, 2008 год окажется годом окончательного вывода военной базы с территории Грузии. Решена ли проблема обеспечения жильем на территории России военнослужащих, уже выслуживших установленные сроки и приближающихся к заветным 45 и 50 годам?

     - Данная проблема для нас является, вероятно, самой острой. За последние два года квартирами были обеспечены всего два офицера, и несколько военнослужащих получили государственные жилищные сертификаты. Некоторые военнослужащие по три-четыре года ждут квартир на территории России, будучи зачисленными в распоряжение командира соединения или уже уволенными, но не исключенными из списков части. Могу назвать конкретные фамилии: подполковники Демьянов, Макуха, Гогуа, майоры Баринов, Золотарев и ряд других. За это время государством им выплачена такая сумма в виде денежного содержания, что вполне хватило бы на покупку нескольких квартир. Как, по-вашему, что для государства выгоднее - обеспечить офицера жильем вовремя или выплачивать денежное содержание не обремененному конкретными служебными обязанностями военнослужащему? Надеюсь, что эта проблема все-таки будет решена, ведь ГРВЗ согласно политическому заявлению руководства Российской Федерации находится в состоянии вывода.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex