на главную страницу

26 Октября 2005 года

Планета людей

Среда

Паспорта безопасности и кодекс религий

Беньямин ЮНАЕВ,
член Международного комитета
по изучению катастроф.




     Зловещие волны терактов, спровоцировавших мировую войну с «чумой» ХХ1 века, требуют принятия кардинальных решений на государственных уровнях. Казалось бы, такую постановку вопроса никто теперь уже и не отвергает. Однако должного ответа главной угрозе человечеству пока нет. Такова безрадостная действительность.
     Что конкретно сделано? 28 сентября 2001 года Совет Безопасности ООН под давлением обстоятельств (атака на США 11 сентября) принял антитеррористическую резолюцию 1373, в которой указаны основные пути борьбы с международным терроризмом. В частности, Совбез постановил, что ни одно государство не должно допускать, чтобы его территория использовалась в целях планирования, финансирования, оказания содействия террористам. Прошло четыре года. Резолюция не выполняется.
     Почему? На наш взгляд, причина кроется в том, что принятию резолюции не предшествовали четкие определения относительно самого понятия международного терроризма, его видов, а также юридической ответственности террористических организаций и всех, кто за ними стоит. Ничего этого, к сожалению, сделано не было. А стало быть, отсутствовало четкое понимание того непреложного факта, что международный терроризм – это явление многогранное.
     Соответственно не были сформулированы критерии противостояния международному терроризму во всех его проявлениях – от атак на отдельные промышленные предприятия и транспортные средства до электромагнитного терроризма и угрозы применения оружия массового поражения как рычага давления на политику того или другого государства.
     Анализ методов борьбы с терроризмом в России, США, Израиле и других странах показывает, что успешная антитеррористическая деятельность зависит в первую очередь от правильного планирования и координации охранно-организационных мероприятий. При этом во главу угла должна быть поставлена профилактика терроризма на всех уровнях государственной, региональной и городской власти.
     Объектами своих атак террористы часто избирают предприятия особой важности и повышенного риска, учреждения управления жизнедеятельностью населения. Речь идет в первую очередь о нефте- и газодобывающих и перерабатывающих предприятиях, морских портах, пассажирских судах.
     Соответственно предприятия промышленности, учреждения и организации независимо от форм собственности должны разработать планы профилактических мероприятий с целью защиты от террористических актов, а в случае если они произойдут – ликвидации их последствий.
     Планы профилактических мероприятий могут быть разными по форме. Самым же удобным и не требующим особых затрат, по мнению автора этого материала, является Паспорт безопасности объекта. Он должен быть разработан инженерно-техническим составом предприятия. Его содержание – прогнозируемые природные, техногенные аварии и катастрофы, а также возможные теракты. Имея такой мобилизационный формализованный документ, руководящий персонал предприятия будет действовать не по наитию, не спонтанно, допуская многочисленные ошибки и совершая несуразные действия, а рационально.
     На основании Паспортов безопасности необходимо разработать городские и региональные органы безопасности (ГОБ, РОБ). А на государственном уровне создать Единую государственную систему безопасности (ЕГСБ). Таким образом будет образована своего рода вертикаль безопасности, которая резко повысит готовность страны на всех уровнях действовать в чрезвычайных ситуациях.
     Возьмем, к примеру, обязанности РОБ прибрежного региона. В первую очередь они должны включать обеспечение безопасности путей следования грузового и пассажирского морского транспорта. Для этого по всей протяженности пограничного побережья следует установить радары, позволяющие вести наблюдение за всей прилегающей территорией морского бассейна. Пограничные военные катера должны постоянно дежурить (как это делается, скажем, в Израиле) в нескольких километрах от берега. РОБ также должен располагать полной информацией о прибывающих в порты судах. Поступающая от экипажей судов информация подлежит тщательной проверке.
     В соответствии с международной практикой в том случае, если какие-то из представленных данных не соответствуют имеющимся ранее или вызывают подозрение, судну предлагают остановиться и стоять, пока проблема не будет устранена. За 80—100 миль от побережья производится повторная проверка данных. При этом вторая анкета имеет некоторые измененные вопросы для проверки соответствия предоставляемых данных с данными, полученными ранее. При входе судна в территориальные воды представители РОБ еще раз сверяют данные по радиосвязи с экипажем, а катер пограничной службы производит идентификацию корабля. Только после этого ему дается разрешение войти в порт.
     Держать под полным контролем целый прибрежный район невозможно. Именно поэтому в портах и на предприятиях, расположенных в прибрежных зонах, необходимо иметь Паспорт безопасности. Большая часть территории России простирается вдоль береговой линии, на которой расположены предприятия повышенного риска.
     Всем известные события, включая самое зловещее – 11 сентября 2001 года, показывают, что для террористов свойственно прохождение длительного подготовительного пути, включающего не только чисто техническую сторону конкретного теракта, но и целую программу идеологического и религиозного воспитания в школах, лагерях, ячейках. Нейтрализация терроризма в свою очередь также требует системной подготовки. Это должна быть целая стратегия противодействия, включающая в том числе работу политического руководства с духовными лидерами всех конфессий, прежде всего ислама. Важно помнить, что мусульманские духовные лидеры, проживающие в странах Европы, России, США, Израиле и других странах, нуждаются в сильной поддержке властей всех уровней.
     Может быть, самая главная задача в этом плане состоит сегодня в том, чтобы вернуть мусульман от фундаменталистских течений к нормальной религии – идеологии миролюбия Корана. Но это и самая трудная задача, поскольку не кто иной, как фанатики-смертники приобретают репутацию героев и образцов для подражания. Этому способствуют, порой даже не осознавая своей провокационной роли, средства массовой информации. Некоторые журналисты не совсем четко понимают, что своими действиями иногда способствуют рекламированию террористов и их политической пропаганде.
     И уже совсем негоже, когда на мельницу терроризма воду льют известные политики. В этом плане эпизод разговора в открытом эфире Виктора Черномырдина с Шамилем Басаевым удачным шагом никак не назовешь. Ведь чеченские боевики сразу сообразили, что на российское правительство можно результативно давить.
     Иное дело жесткое заявление Владимира Путина на заседании правительства 7 июля 2003 года по случаю теракта на Тушинском аэродроме: никаких уступок, «выковыривать, доставать, уничтожать»!
     Весьма важным профилактическим мероприятием представляется рассмотрение в ООН вопроса об изменении статуса о правах человека для террористов и их покровителей. Права террористов должны быть во всех сферах ограничены. Это один из первоочередных шагов на пути создания мировой структуры антитеррора, можно сказать, первый вопрос повестки. Не приступив к его решению, нечего и думать о распутывании узлов в идеологии и политике кланов, поощряющих террористов.
     Вопрос о тактике антитерора, об использовании новейших технических и технологических средств при проведении охранно-организационных мероприятий. Здесь переплетаются идеология, политика, право, работа средств массовой информации – все это необходимо тщательно координировать. Ни у кого не должно возникать сомнений о неотвратимости наказания за любое покровительство, любое подстрекательство, включая «невинные» пропагандистские видеоряды электронных СМИ.
     Есть также идея разработки Кодекса религий мира и учреждения на его основе управляющего органа – Совета представителей различных конфессий. Ясно, что это нелегкая задача, но выполнять ее рано или поздно все равно придется. Для начала можно опереться на Международную ассоциацию религиозной свободы при ООН. Но только для начала, в состав этого органа входить не следует.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex