на главную страницу

27 Октября 2005 года

Армия и общество

Четверг

КОМАНДУЮЩИЙ ТЫЛОМ

Евгений ДЕМА. Петр АЛТУНИН, «Красная звезда».



Генерала армии Владимира Михайловича Архипова мы знали хорошо: служили под его началом несколько лет, причем в близком окружении. Каким он был? Если кратко – волевым командиром, глубоко знающим военное дело.


     Мы видели его в разных обстоятельствах: в Закавказском военном округе, которым он командовал, где под его руководством в горах шли тактические учения, на сборах и военных советах, где он жестко требовал от подчиненных неукоснительно, но с умом исполнять приказы и распоряжения, видели и на перерывах между какими-либо методическими занятиями в кругу офицеров – Владимир Михайлович ценил острое слово, добрую шутку и сам был горазд на это. Знали, что он всегда старался помочь тому, кто обращался за помощью, и остро реагировал на бездушие подчиненных.
     Особой «слабостью» в разговоре, да и в деле, у него были танкисты. Когда он говаривал ставшие присловьем слова: «Порядок в танковых войсках», то, хоть и сдабривал их улыбкой, они звучали весомо, за ними ведь стояла его боевая биография.
     Танкистом он решил стать еще в детстве, когда на своей малой родине – станции Черкар Актюбинской области – во все глаза смотрел, как с учений возвращаются танки. Поэтому в 1952 году и поступил в Ташкентское танковое училище, которое успешно окончил. В его аттестации есть слова: «Курсант Архипов обладает отличными знаниями по эксплуатации, уходу и сбережению материальной части и вооружения. Имеет прочные навыки вождения танка и колесных машин. Отлично стреляет из танкового оружия».
     А когда после выпуска три года покомандовал танковым взводом, то перед назначением на роту в аттестации уже было сказано, что взвод стал отличным и лучшим в батальоне. Не задержался и на роте – стал одним из самых молодых комбатов. К тому же продолжал всесторонне шлифовать свои навыки и знания: еще будучи старлеем, становится механиком-водителем первого класса, а потом и наводчиком орудия 3-го класса. Теперь уж все танковые профессии насквозь видел.
     Да и жизнь повидал: служил в больших и малых гарнизонах Украины, Северной группы войск, Сибири. И всегда был на высоте. В Академии бронетанковых войск стал ленинским стипендиатом, его полк, которым командовал три года, на учении «Одер — Нисса» был удостоен высокой оценки министра обороны. В Академии Генерального штаба сдал кандидатский минимум. И не случайностью или влиятельной поддержкой – ее просто не было – объясняется назначение его командиром элитной танковой дивизии – знаменитой гвардейской Кантемировской.
     Так Архипов, генерал-майор, выходил на «оперативный простор»: армейский корпус в ГСВГ, заместитель командующего войсками Среднеазиатского военного округа... САВО в то время имел стратегическое значение, и, помимо повседневной ратной страды на полигонах и танкодромах, его надо было продолжать обустраивать. Работа шла широким фронтом – от размещения вооружения и боевой техники до совершенствования военных городков, строительства школ, госпиталей и поликлиник, торгово-бытовых предприятий. С таким багажом он прибыл в такой же перворазрядный Закавказский округ теперь уже в качестве командующего войсками. А через два года – с еще более весомым «багажом» – стал командовать Московским военным округом.
     – Думал, что это моя последняя должность, – признавался потом Владимир Михайлович.
     Но, оказывается, это было не все. Руководство страны уже знало его не только как военачальника, но и как человека от «земли», войскового хозяйственника с государственным мышлением.
     55-летнему командующему войсками был доверен Тыл Вооруженных Сил с его огромными материальными и техническими ресурсами.
     …Один из нас как-то был на совещании начальников главных и центральных управлений, подчиненных Тылу, где Архипов сказал:
     – Вроде тылом все время занимался, но вот с этой высоты на него посмотрел: многого не знаю. Ведь более 300 тыловых профессий и везде свои особенности. Помогайте, буду учиться у вас…
     Так оно и было. Держа в руках руководство такой махиной, как Тыл, Архипов сразу направился в войска и на флоты, изучая тонкости и особенности продовольственного и вещевого обеспечения, службы горючего и автодорожных подразделений. Продолжая дело своих предшественников по реформированию Тыла, он искал новые подходы по его взаимодействию с военно-экономическими структурами народного хозяйства. А тут еще на долю Владимира Михайловича пришелся переход к рыночной экономике, ликвидации планового государственного обеспечения армии и флота. В этой обстановке Архипов проявил завидную осмотрительность и принципиальность. Давал отпор тем, кто стремился в одночасье разрушить все, что создавалось государством десятилетиями.
     И к его голосу прислушивались. Все-таки в то сложное переходное время Тылу удалось удержаться на плаву. Это и дало возможность последующим его руководителям в новых условиях вдохнуть в него новую силу.
     В своей книге «Богатство наследия России» бывший начальник штаба Тыла, доктор наук, профессор генерал-полковник Иван Голушко, прослуживший не один год плечом к плечу с Владимиром Михайловичем Архиповым, писал, что он «обладал исключительно тонким аналитическим умом и широким оперативным мышлением. В короткие сроки освоил общую структуру и систему материально-технического обеспечения в центральном звене. Своим человеческим обаянием сумел сплотить и направить коллектив служб Тыла на решение совершенно новых проблем обеспечения войск в рыночных условиях».
     Не уходил из армейского строя Владимир Михайлович и в последние годы: он возглавлял Совет ветеранов Тыла Вооруженных Сил.
     Скончался генерал армии Архипов год назад, 27 октября 2004 года, на 72-м году жизни. 28 октября на Новодевичьем кладбище ему будет открыт памятник.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex