Перейти на главную страницу

29 Октября 2005 года

Вестник РОСТО

Суббота




Не ради прибыли

    В учебных организациях

    Поездка в Новгородскую объединенную техническую школу (ОТШ) началась с неожиданного открытия. Оказалось, что сопровождавший меня начальник управления аппарата областной администрации Борис Алексеев – ее воспитанник. Здесь он в 1970-е годы получил специальность водителя, в армии служил в автомобильном взводе, а при увольнении получил звание младшего лейтенанта.

    «Армейская служба пошла успешно во многом благодаря заложенному в этой школе фундаменту», – считает Борис Владимирович. Кстати, до прихода в администрацию области он, полковник милиции, возглавлял в УВД управление по борьбе с организованной преступностью. По его инициативе в этой школе из числа бойцов СОБРа перед командировкой в Чечню подготовили водителей бронетранспортеров. Сам же Алексеев, как выяснилось в беседе, тридцать лет не бывал по знакомому адресу на Хутынской улице. Ему было что вспомнить, о чем подумать, сравнивая день вчерашний и нынешний.
    В силовых структурах Северо-Западного региона Новгородскую объединенную техническую школу знают и ценят. Здесь готовят весьма востребованных водителей БТР и специалистов силовых и осветительных агрегатов (электромехаников). По этим специальностям ежегодно выпускают 340 человек. Плюс еще 350 водителей автомобиля категорий В и С. Итого без малого 700 специалистов отправляются отсюда служить – план школа выполняет всегда.
    Впечатление произвел уже внешний вид школы: современный холл, насыщенные оборудованием и пособиями классы, идеальный порядок в автопарке. Для обучения курсантов созданы все условия.
    - Кардинальные перемены начались четыре года назад с назначением на должность начальника школы полковника Николая Васильевича Каргина, – рассказывает председатель Новгородского областного совета РОСТО (ДОСААФ) полковник Николай Цалко. – Знаете, сколько средств было на счету школы, когда он ее принял? 89 копеек! А в прошлом году доход составил около 5 миллионов рублей.
    В том, что Каргин человек, не только влюбленный в свое дело, но и толковый хозяйственник, говорили мне многие. А еще, как оказалось, в его офицерской биографии были Афганистан, служба в Туркмении, на Урале. Николай Васильевич не понаслышке знает об особенностях эксплуатации автомобилей и бронетранспортеров в разных климатических зонах, хорошо разбирается в тонкостях ремонта.
    Техники в школе немало – свыше сорока единиц. Больше половины приходится на военную составляющую: БТР и автомашины армейского типа. Вот только с обеспечением по линии Министерства обороны дела совсем плохи: за два года не получено ни одной единицы. Раньше хоть и не второй категории (как полагается по нормам), а более изношенную технику все же давали. Есть трудности с поставками агрегатов и запчастей, оборудованием для автопарка. И если для автомобилей что-то еще можно купить, то для БТРов запчасти в обычном магазине, как известно, не продаются. Приходится рассчитывать на мастерство своих ремонтников, которое не беспредельно.
    Характерно, что о скудном централизованном финансовом обеспечении Каргин не упоминал. Но эта общая для всех школ РОСТО беда и Новгородскую не миновала. В прошлом году поступило всего 18,5 процента необходимых средств, а за первое полугодие нынешнего года и того меньше – 13,5. Тем не менее уже год в Новгородской ОТШ не берут доплату с курсантов, обучаемых по направлению военкоматов.
    В этой связи важный нюанс: подготовка водителя бронетранспортера и одновременно автомобилиста с правами категории С обходится существенно дороже, чем стандартное обучение на категорию В и С. Хотя в первом случае нужно наводить 50 часов, а во втором – 60. Все дело в том, что вождение БТР (не менее 16 часов) и грузовых армейских «Уралов» и КамАЗов – очень затратное дело. Для сравнения: у курсантов по программе В и С вождение на грузовике составляет всего 20 часов, да и то на ГАЗ-53. В итоге подготовка обычного водителя двух категорий обходится в 7 – 9 тысяч рублей, а водителя бронетранспортера (плюс категория С) – почти 24 тысячи. Иными словами, каждый водитель бронетранспортера – своеобразная «пробоина» в бюджете. Умножьте-ка на 260… Хотя сам Каргин на это не сетует – для того и поставлен, чтобы в первую очередь готовить пополнение для армии. Да не какое-нибудь, а с хорошей закалкой – именно такие парни ей нужны.
    - Стараемся опираться на собственные силы, – поясняет Николай Васильевич. – Причем понимаем, что нельзя постоянно поднимать стоимость обучения на коммерческой основе: за полгода она возросла у нас всего на 10 процентов. Хотя цены на бензин за это время увеличились в полтора раза, коммунальные расходы – в среднем в 1,45. А доходы удалось поднять только на 27 процентов.
    Как же выходят из ситуации? Тщательный расчет и четкая организация работы позволили в первом полугодии на 44 процента увеличить «пропускную способность» школы. Больше платных курсантов – ощутимее суммарные доходы.
    Почему новгородцы обращаются именно сюда? Ведь в городе есть конкуренты, предлагающие более дешевые услуги по обучению вождению. Сказываются не только устоявшийся авторитет Новгородской ОТШ, но и использование пропагандистских возможностей. Причем на рекламу в привычном понимании денег не тратят. Создали свой сайт в Интернете, активно работают с военкоматами в период приписной кампании. Постоянно на слуху имя школы и благодаря бесплатному обучению призывников – местные СМИ в свою очередь бесплатно размещают объявления об этом. Сейчас вот и на бортах автомашин собираются разместить соответствующую информацию. Иными словами, сам Каргин, его заместитель Владимир Карпов и другие сотрудники не привыкли довольствоваться достигнутым – все время в поиске.
    Другое дело, что с этого года им преподнесен «сюрприз», который, мягко говоря, все-таки выбил из колеи. Согласно изменениям в законодательстве теперь школа лишена льгот на оплату коммунальных услуг – тарифы те же, что и для чисто коммерческих структур. Но даже не это самое неприятное: снято льготное налогообложение за землю, и уже в этом году придется полностью платить за аренду автодрома. А это ни много ни мало 170 – 180 тысяч рублей. Такие деньги взять просто неоткуда. Вся надежда на то, что в органах власти все же учтут специфику работы учебных организаций РОСТО (ДОСААФ), выполняющих важную государственную задачу отнюдь не ради прибыли. Не исключено, что чем-то поможет местный бюджет. Хотя областная администрация и так ежегодно выделяет 800 тысяч рублей на поддержку оборонных организаций (в основном деньги адресуются убыточному авиационно-спортивному клубу.
    …Когда возвращались с Алексеевым обратно, он не скрывал, что доволен увиденным. Новгородская ОТШ сумела и заложенные предшественниками добрые традиции сохранить, и в рыночные отношения вписалась. Со старыми и новыми проблемами, считает Борис Владимирович, удастся справиться: такому коллективу многое по плечу. А если бы еще пришла поддержка «сверху»! Зашла у нас речь и о том, что ни в военных училищах, ни в академиях программой не выделено ни одного учебного часа для знакомства с историей и практической деятельностью РОСТО (ДОСААФ). А ведь делом занимаемся общим. И не одно уже десятилетие.
    

На снимке: заместитель начальника Новгородской ОШТ Владимир КАРПОВ на «пятиминутке» с преподавателем Сергеем КУЗНЕЦОВЫМ.
 ||  Олег ПОЧИНЮК, «Красная звезда».



Большая регата Назаровых


    Подвижники

    Фронтовику Петру Александровичу Назарову есть чем гордиться. Его сыновья Виктор, Николай и Сергей не покоряли космос, не совершали каких-то других великих подвигов и все-таки прославили свою Родину, свой Донской край, Оборонное общество страны. Какими такими делами? Созданием спортивных моделей. Да таких, что весь спортивный мир признал их оригинальность, красоту и иные достоинства, проявившиеся на чемпионатах в разное время и в разных странах.
    Четыре раза в честь славных побед Назаровых на чемпионатах мира исполнялся Гимн нашей державы.


    Виктор и Николай – мастера спорта международного класса, заслуженные тренеры России, а Сергей – заслуженный мастер спорта. Они – надежный костяк сборной страны, все трое – члены Всемирной федерации парусного спорта.
    Вначале увлекся судомоделизмом старший из братьев – Виктор. В его сердце огонь творчества зажег руководитель кружка, известный в Донском крае судомоделист Владимир Кузнецов. Он наставлял своего воспитанника: «Не раскисай при неудачах, не зазнавайся в минуты славы». Этому принципу спортсмен верен и сегодня.
    От старшего брата эстафету судомоделизма приняли младшие. Первым чемпионом мира стал самый младший из них – Сергей. Столь высокого титула он удостоен дважды. В 1978 году одержал нелегкую победу в Италии, а в 1983-м – в Польше. Особенно трудный поединок, вспоминает Сергей, состоялся у него в Италии с чемпионом Европы венгром Андрашем. 19 гонок их модели шли на равных, и лишь на 20-й, последней, он сумел обойти модель соперника и завоевал «золото».
    Несведущие люди считают, что судомоделизм – это просто увлечение. Примеры известных мастеров убеждают, что это азартный и интересный интеллектуальный вид спорта. Он дает комплекс знаний, умений и навыков, необходимых в жизни и связанных с гидродинамикой и аэродинамикой. Он как магнит притягивает многих одаренных людей.
    – Когда я впервые увидел модели на станции юных техников, а потом в ДЮСТШ ДОСААФ, то просто потерял покой, – признался мне Виктор Петрович.
    Наверное, любознательность, увлеченность и помогали ему достичь успехов. Первую модель будущий чемпион мира самостоятельно построил в 12 лет. Несколько позже смастерил свой «Большой охотник», с которым выступал на областных соревнованиях и занял первое место. Потом были у него еще победы.
    Путевку в большой спорт братья Назаровы получили с помощью и при поддержке ДОСААФ. После службы в армии (а они все трое прошли армейскую школу, были младшими командирами) Виктор, например, устроился на работу в учебную организацию ДОСААФ. Какое-то время был директором ДЮСТШ, тренером. Здесь получил очень нужный спортсмену опыт в конструировании моделей, в тренерском деле. Это позволило добиваться желаемого успеха. В 1973-м он – чемпион Советского Союза в классе радиоуправляемых яхт, его включили в состав сборной страны.
    В 1998-м на чемпионате мира в Германии ему не было равных. Радиоуправляемая модель яхты, изготовленная Виктором, и мастерство управления вознесли его на гребень мировой славы. В честь спортсмена из Таганрога, одержавшего победу, в Берлине прозвучал наш Гимн. Есть у него еще одна победа, как он говорит, «польского происхождения». Но на том чемпионате мира взять удалось «бронзовый» рубеж.
    Не ради простого любопытства, а чтобы узнать, что требуется от спортсмена, чтобы завоевать чемпионский титул, попросил Назаровых посвятить меня в особенности их вида спорта. «Требуются максимум желания, максимум умения, максимум воли и терпения», – услышал в ответ. Но не только. Нужны особые материалы: кевлар и прочее. И еще – много времени. Больше года ушло у Николая Назарова на изготовление и доводку своей замечательной радиоуправляемой модели «Ф5-10». Поехал с ней заслуженный тренер России на чемпионат в Венгрию как серебряный призер предыдущего чемпионата в Австрии, а возвратился в родной город на берегу Азовского моря чемпионом мира.
    Идут годы, но энтузиазм воспитанников ДОСААФ в полюбившимся им деле не иссякает. Свои знания и опыт Назаровы передают юному поколению, будущим чемпионам. Старший брат, Виктор – тренер по парусному спорту школы олимпийского резерва. Николай – преподаватель на станции юных техников, тоже в Таганроге. Сергей – методист Ростовского городского центра детского технического творчества. Велик их вклад в развитие судомодельного спорта, особенно класса яхт. У каждого многие десятки подготовленных спортсменов высокого полета. В их числе Александр Денисов, Сергей Хрущев и Алексей Ставров – чемпионы мира. Игорь Закучаев, Виталий Петров, Вячеслав Конда, впитав науку своих наставников, выбрали судьбу офицера. Вдохновляющему примеру отца и двух дядей последовал сын Сергея Петровича Алексей. Он, студент Таганрогского государственного радиотехнического университета, стал чемпионом страны в классе яхт. Да разве перечислишь всех их питомцев… Эстафету от старших приняли молодые. Огонь зажигается от огня.
    

На снимках: двукратный чемпион мира Сергей НАЗАРОВ демонстрирует спортивные награды; перед стартом. Фото автора и из архива.
 ||  Леонид МАЗЫРИН.



Первым делом - самолеты


    Остановиться, оглянуться…

    Неклиновской общеобразовательной школе-интернату с первоначальной летной подготовкой имени 4-й Краснознаменной воздушной армии уже более десяти лет. За эти годы в стенах этого уникального учебного заведения, которое сродни суворовскому военному училищу или кадетскому корпусу, воспитаны сотни влюбленных в небо и авиацию мальчишек, продолживших затем обучение в высших и средних военных учебных заведениях России.

    - Наша школа появилась в тот момент, – рассказывает директор спецшколы подполковник запаса Леонид Гольдберг, – когда шло сокращение Вооруженных Сил, ликвидировались авиационные полки, увольнялись боевые летчики, резались самолеты и не все могли понять, почему в столь неподходящей ситуации появилось это учебное заведение. Чтобы понять, нужно было приподняться над логикой конъюнктурного мышления.
    Становлению летной школы во многом способствовала помощь и поддержка командования ВВС Российской Федерации, 4-й воздушной армии, губернатора Ростовской области Владимира Чуба и администрации Неклиновского района. Благодаря усилиям командного состава и педагогического коллектива школа стала одной из лучших в Российской Федерации.
    Хотя начинать приходилось с нуля. В селе Носово, что на берегу Миусского лимана, был организован аэроклуб для учащихся 10-х и 11-х классов. Но вскоре стало ясно, что возможностей Носовской школы для полного развертывания программы по созданию учебного заведения такого типа недостаточно.
    И тогда, в апреле 1993 года, в кабинете командующего 4-й воздушной армией генерал-лейтенанта Владимира Сергеевича Михайлова появились начальник департамента образования Неклиновского района Леонид Исаакович Гольдберг и глава района Александр Александрович Геращенко, которые и предложили идею создания специальной школы-интерната с первоначальной летной подготовкой. Михайлов, как человек государственный, понял, что такая школа лишней не будет.
    В том же 1993 году на базе Краснодесантской средней школы решением главы администрации А. Геращенко была создана Неклиновская спецшкола-интернат с первоначальной летной подготовкой. А спустя два года командующий 4-й воздушной армией генерал-лейтенант Владимир Михайлов принял решение о размещении ее на территории военного городка бывшей школы младших авиационных специалистов, что недалеко от Таганрога.
    - Школа была размещена на территории батальона связи, – продолжает Леонид Исаакович, – командарм Михайлов отдал нам казарму и учебный корпус. Откровенно говоря, даже некоторые из его заместителей считали, что это бесперспективная затея. Но мы знали главное: все равно рано или поздно армия и авиация начнут возрождаться, когда-то вновь будут в цене летчики, инженеры, авиационные специалисты.
    Началось совершенствование учебно-материальной базы, в котором приняли участие все сотрудники школы. Первым директором школы был назначен боевой летчик, в недавнем прошлом командир экипажа стратегического бомбардировщика подполковник
    И. Козловский. Он подобрал квалифицированных педагогов и воспитателей: С. Седенкову, В. Третьякова, П. Ажарджуманову, В. Чемеркина, В. Захаренко, С. Мирошниченко и других. Обустроиться в военном городке было нелегко, бытовые условия оставляли желать лучшего, но трудности никого не пугали. Командиром роты в 1994 году стал майор А. Евдокимов, а старшиной – В. Тимченко. Эти военные специалисты, постоянно заботившиеся об улучшении условий быта, учебы и досуга ребят, завоевали уважение у воспитанников.
    Авторитет школы особенно вырос, когда ее директором стал Леонид Исаакович Гольдберг. В короткие сроки была оборудована еще одна казарма для воспитанников, увеличилось число обучающихся, что позволило сформировать вторую учебную роту, командиром которой стал майор
    Б. Хоренко. Грамотный, квалифицированный офицер ежегодно добивается от своего подразделения высоких показателей в учебе и дисциплине. Помогают ему в этом офицеры-воспитатели А. Кокорин, В. Чепко, А. Рычков, старшина роты В. Легенчук.
    Огромное внимание в школе уделялось первоначальной летной подготовке воспитанников как важнейшему этапу становления будущих авиационных и инженерных кадров ВВС. Группу военных специалистов возглавил кавалер ордена «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени подполковник Н. Логинов. Более чем 140 воспитанникам он дал путевку в небо. Летную практику учащиеся получают на самолетах Як-52 на 325-м авиационном ремонтном заводе в Таганроге. В программу обучения воспитанников входит и парашютно-десантная подготовка: каждый совершает по 4 парашютных прыжка. Эту работу на высокий уровень поднял руководитель парашютно-десантной подготовки, специалист высокого класса майор
    А. Дуркин.
    В школе трудятся подлинные мастера своего дела. Будущие летчики и инженеры получают знания в полном объеме общеобразовательной школы, а также по специальным предметам, что в сочетании с физической закалкой, высокими морально-деловыми качествами позволяет им успешно продолжать обучение в высших военных учебных заведениях страны, в том числе академиях. Традиционно высоких результатов в специальной подготовке добиваются преподаватели В. Ерешенко, B. Захаренко, Н. Дуркин, И. Лукьяненко, Т. Косяченко.
    В марте 1998 года о школе заговорили на федеральном уровне. Команда воспитанников, возглавляемая заместителем директора по летной подготовке Н. Логиновым и заместителем директора по воспитательной работе С. Мирошниченко, заняла 2-е место во Всероссийских соревнованиях «Космонавт-1998» в Волгограде. Этот результат стал хорошим заделом для последующих выступлений на конкурсах в Краснодаре, Челябинске, Монино. И везде были призовые места!
    Уже пять лет школа активно участвует во всех районных и областных спортивных соревнованиях – по футболу, волейболу, пулевой стрельбе, легкой атлетике, пожарно-прикладному многоборью – и неизменно занимает первые места. Свежую спортивную струю в жизнь учеников внесли руководители физвоспитания подполковники B. Семик и
    В. Ерешенко. Усилиями этих офицеров оборудован школьный стрелковый тир, благоустроены стрельбища и стадион.
    В 1998 году решением губернатора Ростовской области школе присвоено имя прославленной
    4-й Краснознаменной воздушной армии с вручением именного знамени. Это событие стало высокой оценкой труда коллектива и большим стимулом для дальнейшего совершенствования образовательного процесса. Наглядным примером тому служит количество выпускников, окончивших школу с золотыми и серебряными медалями. В ее летопись внесены фамилии медалистов В. Запороцкого, Е. Нескоромного, А. Бабаяна, И. Козловского. Школа особенно гордится своими первыми выпускниками, ставшими офицерами по окончании военных вузов: А. Гранкиным, Е. Анпиловым, братьями Мелиховыми, И. Резником, В. Гриценко, Я. Назаровым, А. Харитоновым и многими другими.
    Руководит учебным процессом в школе почетный работник образования Российской Федерации, заместитель директора по учебно-воспитательной работе С. Седенкова. Глубокими и прочными знаниями вооружают ребят мастера педагогического труда Н. Козишкурт, Г. Савчук, Г. Андрианова,
    Н. Твердохлебова, И. Папкович, Л. Васильева, Л. Агаркова, А. Таранушин, Н. Дегтярев и другие. В школе многое делается для совершенствования учебно-материальной базы: капитально отремонтированы столовая, учебные корпуса, спальные помещения, медицинский пункт, открыт читальный зал библиотеки, восстановлен летний плавательный бассейн. А не так давно сюда получил назначение новый заместитель директора по летной подготовке – подполковник Виктор Рябов. За его плечами более тысячи часов налета на боевых самолетах. Офицеру есть что показать и чему научить будущих асов.
    Минуло уже более десяти лет, как открылась эта школа. В истории страны это миг, но миг замечательный. Выпускники спецшколы, поступившие в военные академии и институты, с гордостью говорят: «Мы – из Неклиновской летной школы! Той самой, что носит имя 4-й воздушной армии».
    

На снимках: директор спецшколы-интерната подполковник запаса Леонид Гольдберг; в музее школы. Фото Вячеслава ЗАБАШТЫ.
 ||  Николай АСТАШКИН, «Красная звезда».


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex