|
Беседу вел Виталий ДЕНИСОВ, «Красная звезда». |
2005 год будет ключевым для выполнения Федеральной целевой программы (ФЦП) перехода на контракт ряда частей и соединений Российской армии в 2004—2007 годах. Почти треть от запланированного количества - около 56 тысяч человек из 147,5 тыс. — должны подписать контракт в этом году. Какие условия благоприятствуют и какие мешают заключению контрактов? Что волнует российских добровольцев, как они относятся к своей службе и готовы ли ее продолжать? Ответы на эти и другие вопросы важно знать не только военно-политическому руководству страны, но и всему российскому обществу, которое понимает: переход к профессиональной армии резко повысит ее боеготовность, сделает ее более мобильной и эффективной, а сама контрактная служба изменит как систему отношений внутри воинских коллективов, так и между армией и гражданским обществом. «Плюсы» и «минусы» сегодняшнего процесса контрактизации изучают и обобщают специалисты Социологического центра Вооруженных Сил РФ, который был сформирован в 2002 году. О том, что сегодня больше всего волнует добровольцев, что необходимо сделать для того, чтобы военная служба по контракту стала еще более привлекательной, «Красной звезде» рассказывает начальник центра капитан 1 ранга Леонид ПЕВЕНЬ.
- Леонид Васильевич, бытует мнение, что граждане подписывают контракт исходя прежде всего из материальных соображений. Это так?
- Материальный элемент привлечения к контрактной службе важен, но он не единственный. После 3 лет службы по контракту молодой человек имеет право на бесплатное высшее образование, а после 5 лет - на участие в накопительно-ипотечной системе приобретения жилья. Есть немало и других стимулов к службе. Хотя, конечно, сбрасывать со счетов материальные интересы никак нельзя. Труд военнослужащего – труд опасный, если хотите, жертвенный – должен достойно оплачиваться.
- Охотно ли идут на службу добровольцы?
- Тут нельзя ответить однозначно. В разных регионах ситуация разная. Так, наиболее стабильно осуществляется набор в Дальневосточном регионе, в Сибири, на Урале. А вот в Московской, Нижегородской, Калининградской областях очередей молодых людей у входов в военкоматы пока не наблюдается. Все объясняется просто – уровень жизни в этих регионах выше, найти заработок проще. Там же, где высок уровень безработицы, где средняя зарплата ниже, чем в целом по стране, желающих стать военным профессионалом куда больше.
Задание на 2005 год по набору на контрактную службу более 50 тысяч военнослужащих рядового и сержантского состава напряженное. Тем более что мы хотим, чтобы контракт давал возможность не просто набирать в армию добровольцев, а отбирать в нее лучших. Опыт убеждает: для вербовки одного контрактника необходимо провести работу как минимум с 23 - 24 потенциальными кандидатами. А в идеале – почти с 40.
- А каков социальный портрет сегодняшнего добровольца, чем он руководствуется, делая выбор в пользу контрактной службы?
- В Российскую армию идут в основном выходцы из семей рабочих госпредприятий, военнослужащих, сельской интеллигенции, бюджетников, то есть из семей с низким уровнем доходов. Армия для них, как показывают результаты опросов, - возможность повысить свой социальный статус.
Хочу при этом отметить, что молодежь, согласно данным наших исследований, обнаруживает не только ярко выраженную индивидуалистическую мотивацию службы по контракту (наиболее часто в ответах упоминаются «достойный заработок» и «полноценная жизнь»). Все больший вес приобретает и высокий уровень патриотизма и зависимости самооценки от общественного мнения. Это не случайно, так как готовность к защите Отечества заложена в россиянах на генном уровне. Именно поэтому мы строим пропаганду контрактной службы, которую я бы назвал русским словом «добровольная». Само собой, она основана не только на материальных преимуществах, но и на идее выполнения воинского долга по защите Отечества, на идее добровольного служения Родине. Так что я категорически против того, что наши контрактники рассматриваются частью российского общества как наемники. Еще хуже, если они сами себя станут таковыми считать. Термин «добровольцы» в этом смысле наиболее верный.
- То есть вы хотите сказать, что многое будет зависеть от того, как к происходящим в армии процессам будет относиться общество?
- Безусловно. Мы сможем добиться успехов и выполнить намеченные планы как перевода частей и соединений на контракт, так и сокращения срока службы по призыву только в том случае, если в армии и обществе реально будет меняться отношение к человеку в погонах в сторону уважения его личности. Общество, надо признать, пока слабо осознает, что стоит перед проблемой смены парадигмы военно-служебных отношений. Это значит, что оно должно делегировать в ряды Вооруженных Сил лучших представителей, делать все, чтобы служба в армии была престижной и почетной.
- Для этого надо знать о контрактной службе все. Как вы оцениваете уровень информационно-пропагандистской работы?
- Его надо повышать. Отмечу: продвижение вперед есть. Так, если в прошлом году только треть потенциальных кандидатов из числа военнослужащих и находящихся в запасе граждан знала о некоторых преимуществах контрактной службы, то в 2005 году об условиях контракта знают вдвое больше потенциальных добровольцев. В каких-то регионах эта работа ведется, что называется, «на уровне», в каких-то нужно решительно менять подходы.
Что касается форм информации о контрактной службе, то варианты существуют самые разные. В ряде субъектов Федерации материалы об условиях службы по контракту направлены в службы занятости. Работу по набору добровольцев ведут военкоматы: им переданы данные о местах размещения частей, комплектующихся контрактниками, информация об условиях прохождения службы по контракту. На региональных и центральных телеканалах размещаются рекламные ролики. Плюс к этому плакаты, листовки, баннеры и личная работа офицеров с военнослужащими и гражданами по разъяснению преимуществ военной службы по контракту…
- Какие проблемы профессионализации армии вы могли бы отметить особо?
- Изучив полученные социологические данные, а также предложения, высказанные военнослужащими - участниками опросов в войсках, представители Социологического центра обосновали ряд рекомендаций, реализация которых могла бы способствовать обеспечению эффективности реализации мероприятий ФЦП. В частности, мы предлагаем оперативно разработать и внедрить в соединениях и воинских частях, участвующих в переходе на контракт, качественно новые меры материального и морального стимулирования военной службы на добровольной основе.
Конкретно необходимо:
- установить более эффективные дисциплинарные и материальные стимулы для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, включающую систему штрафов за дисциплинарные проступки, в том числе предоставить командирам подразделений право дифференцированно выплачивать надбавку за особые условия боевой подготовки в зависимости от результатов служебной деятельности и состояния воинской дисциплины, а отличившихся воинов премировать дополнительно;
- обосновать необходимость приостановления действия положений Федерального закона от 26 апреля 2004 г. № 29-ФЗ, ущемляющих право военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в воинских частях постоянной готовности и заключивших контракт о прохождении военной службы 1 января 2004 г. и позже, на бесплатный проезд один раз в год к месту проведения очередного отпуска и обратно.
Анализ ситуации диктует также необходимость осуществления комплекса мер по совершенствованию военно-служебных отношений в воинских коллективах соединений и воинских частей постоянной готовности, переходящих на новый способ комплектования, для чего предусмотреть:
- разработку проекта положения о сержантском (старшинском) составе Вооруженных Сил и придать этой категории военнослужащих дополнительные полномочия, возложив повышенную ответственность за воспитание и обучение подчиненного личного состава;
- введение с момента начала перехода на новую систему комплектования соединений и воинских частей постоянной готовности в штатную структуру штабов дополнительных 2-3 воинских должностей для работы с личными делами добровольцев, а для выполнения хозяйственных работ, уборки территории, служебных помещений и т.п. - должностей гражданского персонала;
- формирование при каждой воинской части постоянной готовности отдельного подразделения, в котором будут проходить службу военнослужащие, расторгнувшие контракт о прохождении военной службы и не выслужившие установленные сроки военной службы по призыву, а также военнослужащие, совершившие самовольное оставление части;
- проведение корректировки программ обучения в военно-учебных заведениях Минобороны России с целью подготовки молодых офицеров к руководству подразделениями, укомплектованными военнослужащими, проходящими службу по контракту. Направление выпускников вузов в соединения и воинские части постоянной готовности желательно проводить только после первого года службы в войсках (силах).
В целях повышения эффективности культурно-досуговой работы, повышения ответственности должностных лиц за обеспечение полноценного быта и досуга добровольцев, действенности информационно-пропагандистской работы по сопровождению программы следует:
- изучить возможность создания с использованием элементов базы гарнизонных домов офицеров, солдатских (матросских) клубов для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, культурно-развлекательных комплексов, включающих в себя библиотеки с читальными залами, бильярдные, залы просмотра видеофильмов и DVD, залы игровых автоматов, спортивные тренажерные залы, парикмахерские, бани (сауны), комнаты психологической разгрузки, компьютерные классы, интернет-клубы, помещения для проведения выставок и презентаций, междугородные телефоны, объекты военной торговли, кафе (бары), дискотеки и др.;
- ввести в практику работы внутрипроверочных комиссий (возможно, социальных комиссий) соединений и воинских частей постоянной готовности проведение ежеквартальных проверок, контролирующих выполнение условий контрактов о прохождении военной службы с сержантами (старшинами) и солдатами (матросами);
- наращивать в рамках развития концепции информационно-пропагандистской работы по сопровождению программы, военно-рекламную деятельность в масштабах страны в интересах повышения имиджа Вооруженных Сил и привлечения добровольцев в их ряды через демонстрацию привлекательных сторон военной службы, показа видеороликов о военной службе по контракту, рекламных сюжетов и передач о жизнедеятельности армии и флота, используя электронные СМИ - Интернет, центральные и особенно региональные телевизионные и радиоканалы, в том числе возможности национальной телевизионной компании «Звезда».
Материалы исследований Социологического центра ВС РФ читайте в следующем выпуске «Профессионала».
|