на главную страницу

3 Ноября 2005 года

Из жизни звезд

Четверг

Мгновения и эпоха Алисы Фрейндлих

Валерия МОРОЗОВА.



В Петербурге прошла XI церемония награждения театральной премией «Золотой софит». «Актером года» была названа Алиса Фрейндлих. Эта женщина внесла в мир искусства свой собственный стиль игры. Умение подать предмет, явление, преломив их через призму своей индивидуальности, оттолкнувшись от внешнего, до тонкости постичь внутреннюю суть; дар вдохновенной импровизации, высокий взлет, острота и свежесть чувств – все это особый дар великой актрисы – дар поэтического свойства. Многие созданные ею образы стали классикой отечественного театра и кино. А ведь история эпохи под названием «Алиса Фрейндлих» начиналась так давно…

     Мама Алисы Фрейндлих, Ксения Федоровна Федорова, смолоду жила в Пскове, участвовала в художественной самодеятельности. Затем она переехала в Ленинград, училась на драматических курсах Ленинградского театра рабочей молодежи. Там же Ксения Федоровна познакомилась с актером Бруно Фрейндлихом, выходцем из немцев. В 1934 году в доме на Исаакиевской площади родилась Алиса. Из окон квартиры был хорошо виден собор, а в пяти минутах ходьбы от дома стоял знаменитый Медный всадник. Очарование города с детства вошло в душу девочки и околдовало на всю дальнейшую жизнь. Перед самой войной родители Алисы расстались. Бруно Фрейндлих с театром уехал в эвакуацию в Ташкент, а Ксения Федоровна с дочерью оставались в Ленинграде. С тех пор у Алисы на всю жизнь осталась привычка ничего не оставлять на тарелке. Отношения с Бруно Фрейндлихом у матери Алисы после войны так и не восстановились. Из эвакуации он вернулся с новой семьей – женой и только что родившейся дочкой Ириной. Но Ксения Федоровна не запрещала дочери встречаться с отцом. Правда, встречи эти происходили тайком – жена Бруно Артуровича была категорически против этого. Их дочка Ирина долгое время вообще не знала о существовании своей сестры.
     Алиса с детства мечтала стать актрисой. В какой-то мере к этому ее подтолкнуло влияние отца… «Разговор двух дам», - слегка дрожащим от волнения голосом объявила свое выступление на приемном экзамене в Ленинградский театральный институт им. А. Островского Алиса… Комиссия была покорена. Будучи студенткой, Фрейндлих дебютировала в кино, сыграв небольшие роли в мелодраме «Неоконченная повесть» и драме «Таланты и поклонники». Тогда же Алиса Фрейндлих вышла замуж за своего однокурсника по театральному институту. Однако их брак оказался непрочным. Вскоре после окончания института они развелись.
     В 1957 году Алиса окончила институт. Она блестяще сыграла в дипломном спектакле «Мораль пани Дульской» и была принята в труппу Ленинградского драматического театра имени Комиссаржевской. Именно этот театр стал стартовой площадкой для Фрейндлих. Первые ее роли были из амплуа травести. Но даже мальчишек Алиса играла настолько талантливо, что вскоре ей была доверена главная роль в спектакле «Время любить». С этой работы и началась новая линия в творчестве актрисы – мелодраматическая.
     С Игорем Владимировым Алиса Фрейндлих познакомилась еще в конце 50-х. По его настоянию актриса перешла в Театр имени Ленсовета, руководителем которого он являлся. А вскоре творческий союз перерос в семейный. В этом браке у Алисы Бруновны родилась дочь Варвара. В «Ленсовете» актриса раскрылась по-настоящему. Очень скоро Алиса Фрейндлих стала первой леди театра. Она играла в спектаклях «Женский монастырь», «Последний парад», «Люди и страсти» и была в них главным центром притяжения. Все произнесенное ею приобретало особый душевный смысл. Самая рядовая бытовая роль возвышалась Фрейндлих до поэзии.
     В отличие от театра в кино актрисе долгое время не везло. То ей доставались небольшие роли, то режиссеры находили, по их мнению, более подходящих исполнительниц. Так, например, Алисе не довелось сыграть Алевтину в «Зигзаге удачи», которую блестяще исполнила Валентина Талызина. Прорывом могла стать работа Фрейндлих в картине Элема Климова «Похождения зубного врача». Однако фильм вышел в 1965 году - уже после окончания «оттепели». Он пришелся не ко двору и был «положен на полку» на пару десятилетий. Но не только это осложняло судьбу Фрейндлих в кино. Часто приходилось отказываться от съемок из-за работы в театре, и многие роли просто прошли мимо. Так было с «Зеркалом» Андрея Тарковского.
     Переломным для актрисы стал 1976 год, когда она была приглашена Эльдаром Рязановым на роль Людмилы Прокофьевны Калугиной в комедийной мелодраме «Служебный роман». Дуэт Алисы Фрейндлих с Андреем Мягковым в этой картине оказался просто бесподобен. Трогательные и смешные, они сразу завоевали сердца зрителей. После выхода фильма актриса получила множество писем, в которых женщины писали: «После вашего фильма мы сразу отправились в парикмахерскую, сделали себе такую же прическу, сшили себе такое же платье и вообще привели себя в порядок». Это было настоящее признание. Алиса Бруновна и сейчас называет эту роль в числе своих самых любимых.
     В 1978 году Алиса Фрейндлих вместе со своим мужем Игорем Владимировым снялась в мелодраме «Старомодная комедия» по одноименной пьесе Арбузова. А следующий год принес актрисе еще две замечательные роли, одни из лучших в ее биографии. В фантастической притче Андрея Тарковского «Сталкер» Алиса Фрейндлих сыграла в общем-то небольшую роль жены главного героя. Работа заняла всего лишь несколько съемочных дней, но знающие толк в кино люди высоко отметили ее игру. Другой работой стала роль королевы Анны в приключенческом фильме Георгия Юнгвальд-Хилькевича «Д’Артаньян и три мушкетера». «Я никогда не видела живую королеву, разве что по телевизору или в прессе. Мы с режиссером хотели сделать абсолютно земную женщину, мимо которой ничто не прошло – ни любовь, ни ревность, ни страх, ни торжество победы. Ей свойственны все эмоции и все слабости человеческие. Да, королева! Но за внешней этической сеткой скрывается живой человек, испытывающий те же чувства, что и любой другой», - так оценила свой персонаж сама актриса.
     Стоит также отметить исключительную музыкальность Алисы Фрейндлих. Она начала петь на экране еще в картине «Служебный роман». Затем были песни в фильмах «Старомодная комедия» и «Д'Артаньян и три мушкетера». Теплая, лиричная манера исполнения ею песен принесла актрисе славу, пришлась по душе зрителям. В последствии они часто исполнялись по радио и на телевидении.
     В начале 80-х Алиса Фрейндлих и Игорь Владимиров разошлись. Как раз тогда у актрисы возник роман с молодым актером Театра имени Ленсовета по имени Юрий Соловей, который стал ее третьим мужем. Разница в возрасте между ними была 15 лет - столько же разделяло ее с Владимировым. Юрий Соловей нигде до этого не учился, в театр попал случайно, но, по словам Фрейндлих, был очень талантливым артистом и художником, настоящий самоучка. Третий брак Алисы Бруновны просуществовал недолго. Причина развода банальна: стрессов больше, чем радости и счастья.
     В 1983 году Алиса Фрейндлих покинула Театр имени Ленсовета и стала актрисой БДТ имени М. Горького. Там она играла Ирину в «Блондинке» Володина, сразу три роли в мюзикле Саймона «Последний пылкий влюбленный» и, наконец, Настю в пьесе Максима Горького «На дне». Продолжала Фрейндлих плодотворно работать и в кино, снимаясь в картинах разных жанров, при этом чувствуя себя везде легко и органично. И все же основными ее жанрами оставались драма и мелодрама. Легкая, непринужденная манера игры Алисы нередко сопрягалась с тонкой комедийностью. Особенно это проявлялось в фильмах Эльдара Рязанова. После успеха «Служебного романа» актриса с удовольствием приняла его приглашение на роль Огудаловой в фильме «Жестокий романс» по пьесе Островского «Бесприданница». Правда, худсовет сомневался относительно ее кандидатуры. Огудалова – монстр, вторая Кабаниха. Какая из Фрейндлих Огудалова? Но Рязанову удалось показать, что это просто несчастная женщина, рано овдовевшая, не имеющая средств к существованию, и у нее своя внутренняя драма. Именно такой и сыграла ее Фрейндлих в этом фильме. В постсоветское время Алиса снималась редко. Она вновь сыграла королеву Анну в продолжении «мушкетеров» - «Мушкетеры двадцать лет спустя» и «Тайна королевы Анны». Однако эти фильмы не имели столь шумного успеха, как первая картина. Зато большой удачей актрисы стала роль писательницы в фильме Валерия Тодоровского «Подмосковные вечера». В театре Алиса Фрейндлих осуществила свою давнюю мечту – исполнила роль леди Макбет в трагедии Шекспира, которую на сцене БДТ поставил режиссер Чхеидзе. Однако эта работа стала не только триумфом актрисы, но и своеобразным прощанием с труппой БДТ. С тех пор актриса работает по приглашениям в разных театрах.
     Так уж случилось, что личной жизнью Алиса Фрейндлих пожертвовала ради искусства. И все же о своих бывших мужьях она вспоминает с теплотой. «У меня были талантливые, необыкновенно интересные мужья: Игорь Владимиров и Юрий Соловей», - говорит Алиса Бруновна. Да и одинокой сегодня она себя не считает. У нее замечательная семья - дочь Варвара, зять Сергей Тарасов, вице-губернатор Петербурга, любимые внуки. В последние годы кино не баловало, а те роли, которые ей предлагали, Алиса Бруновна отвергала. И все же телезрители смогли насладиться очередной работой их любимой актрисы. Она сыграла главную роль в сериале «Женская логика», который имел успех, после чего вышли вторая и третья части. Сейчас же идет работа над фильмом «Полторы комнаты и окрестности» о жизни Иосифа Бродского, где Фрейндлих играет мать поэта.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex