на главную страницу

8 Ноября 2005 года

Планета людей

Вторник

Оружие массового поражения

Алексей ЛЯЩЕНКО.



Доступность и массовость, простота использования и перемещения, относительная дешевизна и эффективность применения – все эти качества делают легкое и стрелковое оружие (ЛСО) одним из самых ходовых товаров на мировых рынках. Без стрелкового оружия не обходится ни один вооруженный конфликт. Более того, в ходу мнение, что во многом именно ЛСО с его перечисленными качествами часто и не позволяет урегулировать войны, количество которых в последние годы не уменьшается. Не очень эффективными пока оказываются и такие тенденции, как «потепление» мировой политики, многочисленные инициативы по разоружению, сокращение военных расходов крупнейших мировых держав. И без координации усилий международного сообщества в этом вопросе, похоже, не обойтись. Дело за «малым» - договориться.

     
То, что можно утащить вдвоем


     Мир наводнен стрелковым оружием и легкими вооружениями: пистолеты и винтовки, пулеметы и минометы, ручные гранаты и гранатометы, переносные ракетные комплексы и многое другое. Единого определения ЛСО мировое сообщество до сих пор не выработало. Поэтому на экспертном уровне ЛСО считаются в основном стрелковые вооружения калибром до 100 мм, а на бытовом – «то, что можно утащить и применить максимум вдвоем».
     По данным Женевского института международных исследований, в настоящее время в мире насчитывается более 550 миллионов единиц стрелкового оружия. Из этого количества 226 миллионов единиц (41,1 процента) используются вооруженными силами стран мира, еще 18 миллионов единиц (3,3 процента) – правоохранительными органами. Более половины мировых запасов стрелкового вооружения – 305 миллионов единиц (55,5 процента) – находится в частных руках и около одного миллиона (0,2 процента) – в неправительственных, повстанческих и незаконных вооруженных формированиях.
     Как видно, большая часть этого оружия находится под контролем законных властей, но когда ЛСО попадает не в те руки, оно приносит беды. Проблема ЛСО приобретает особую остроту в контексте многочисленных региональных и локальных конфликтов. Прежде всего это относится к развивающимся странам, особо подверженным «конфликтному вирусу»: из более чем 150 конфликтов, вспыхнувших в мире после Второй мировой войны, 130 приходится на государства «третьего мира».
     Самое главное - это очень смертоносное оружие. По некоторым подсчетам, в период с 1990 по 2004 год только во внутренних конфликтах погибли порядка 10 миллионов человек. Кроме того, миллионы людей получают ранения, многие остаются калеками, причем, согласно международно признанной статистике, 80 — 90 процентов пострадавших относятся к категории гражданского населения. Генсек ООН Кофи Аннан отнес ЛСО к категории «оружия массового поражения».
     Стрелковое оружие легко приобрести. ЛСО выпускается во многих странах мира, поэтому имеется значительное число его поставщиков, в том числе легальных. Но наряду с новым оружием из страны в страну перемещаются миллионы единиц ЛСО, уже бывшего в употреблении, стоимость которого зачастую намного ниже производственной цены: в некоторых регионах, например, автомат АК-47 можно купить всего за 15 американских долларов, а то даже и за мешок зерна.
     Стрелковым оружием легко пользоваться: стрелять может научиться даже ребенок, что, к сожалению, очень часто и происходит. Так как стрелковому оружию требуется лишь минимальное техническое обслуживание, оно исправно служит в течение десятилетий. ЛСО сравнительно легко транспортировать и хранить - доставка этого оружия в зону конфликта может быть осуществлена обычным транспортом или на животных.
     При этом легкое и стрелковое оружие обладает разрушительной мощью. Постоянное совершенствование ЛСО, и прежде всего повышение его скорострельности (до 700 выстрелов в минуту), приводит к тому, что даже небольшая хорошо вооруженная группа может представлять серьезную угрозу безопасности.
     В докладах специалистов ООН по тематике ЛСО отмечается, что, хотя «накопленные запасы стрелкового оружия и легких вооружений сами по себе не являются причиной конфликтов, в которых они используются, они могут обострить их и придать им более смертоносный характер». ЛСО в руках террористов, сепаратистов, различных преступно-мафиозных группировок - это крайне опасное средство дестабилизации обстановки, перевода конфликтных ситуаций в режим открытого вооруженного противостояния.

     
Миллиардный рынок


     Крупнейшим мировым рынком ЛСО являются США. Из примерного количества стрелковых вооружений в 550 миллионов единиц во всем мире как минимум 230 миллионов, то есть более 40 процентов, находится в США. Особенно это касается гражданских стрелковых и охотничьих вооружений – из более чем 230 миллионов единиц стрелковых вооружений в стране на 2000 год львиная доля в 225–226 миллионов, то есть около 98 процентов, приходится на частных граждан.
     При этом сами США ежегодно производят порядка 3,5 миллиона единиц гражданских стрелковых вооружений и импортируют примерно 1,5 миллиона. Общее количество американских предприятий, производящих стрелковое оружие для военного и гражданского сектора, превышает три сотни. Все компании - частные.
     Помимо США крупнейшими мировыми производителями и экспортерами ЛСО были и остаются государства Западной и ряда стран Восточной Европы, СССР и Россия, Китай. По мере разрастания «холодной войны» изготовлением ЛСО активно занялись развивающиеся страны, производя его как на основе полученных лицензий, так и нелегально. В настоящее время к признанным фаворитам в деле производства ЛСО добавились новые игроки на этом поле — Бразилия, Индия, Израиль, Пакистан, Египет, Тайвань, ЮАР, Южная Корея. Москва, так же как и США, в годы «холодной войны» поставляла инозаказчикам большое количество стрелкового оружия, строила производственные мощности по его выпуску, передала значительное количество лицензий на производство ЛСО. По данным экспертов, за 50 с лишним лет в мире произведено только автоматов Калашникова различных модификаций около 100 миллионов, он состоит на вооружении более чем в 50 государствах.
     Отметим, что после развала СССР и роспуска Организации Варшавского договора произошло значительное (до 75 процентов) снижение объемов производства ЛСО в регионе, включающем Россию, государства СНГ и страны Восточной Европы. Связано это было с общей дезорганизацией экономики на постсоветской территории и резким снижением финансовых затрат на оборону, что в условиях, когда многие предприятия - производители военной техники просто не успели встать на ноги в новых экономических условиях, было для них гибельным. Восточноевропейцы же в этот период занимались сознательной реструктуризацией своего военного производства для его адаптации к натовским стандартам. По сути, добровольный уход России со многих рынков ЛСО привел к значительному усилению на них позиций США, Китая и других стран. На долю американцев в настоящее время приходится порядка 40 процентов мирового экспорта ЛСО по сравнению с 7 процентами, которые сохраняет за собой Россия.
     По экспертным оценкам, мировые годовые обороты легальной торговли ЛСО оцениваются в 4–6 миллиардов долларов США. Это составляет как минимум 80–90 процентов всей мировой торговли стрелковым вооружением. Но значительно большие объемы торговли ЛСО проходят нелегально или полулегально. По некоторым данным, годовой оборот «черного» и «серого» рынков ЛСО достигает 10–15 миллиардов долларов.

     
Всемирные усилия


     На этом фоне проблематика ЛСО с каждым годом привлекает к себе все большее внимание международного сообщества. Мировое сообщество разработало и внедрило международные нормы в области нераспространения ядерного оружия, запретило химическое и биологическое оружие и противопехотные мины. Однако до сих пор подобной системы обязательных норм и стандартов в отношении ЛСО в общем-то не существует.
     Этому во многом мешают «двойные стандарты», которыми руководствуются многие государства с их мощнейшим оружейным лобби, или «простая» политизированность вопроса.
     Например, во время событий в Косово Россия выдвигала на первый план проблему незаконных поставок оружия: в Албании были разграблены склады с оружием, часть оружия попала на «черный» рынок, а потом оказалась в Косово у сепаратистов. Западные партнеры Москвы не уделяли этому достаточного внимания, хотя даже формально нарушения были налицо.
     Конфликтными нередко оказываются и легальные поставки ЛСО. Существует понятие «соответствие поставок оружия потребностям страны, которая его покупает». США в 2001 году передали Эстонии с армией в 4 тысячи военнослужащих 44 тысячи единиц автоматического оружия. Возникает вопрос: зачем, ведь это явно дестабилизирует ситуацию?
     Не поддержаны пока и российские предложения, касающиеся реэкспорта ЛСО только при наличии на это согласия страны - первоначального экспортера. Причем особое нежелание брать на себя подобные обязательства проявляют как некоторые западные страны и государства Центральной и Восточной Европы, где остались большие запасы ЛСО советского производства, так и некоторые развивающиеся страны. А ведь ужесточение правил реэкспорта ЛСО могло бы стать действенным средством, препятствующим попаданию ЛСО в «теневой» оборот.
     Вместе с тем сегодня главная задача видится в том, чтобы были перекрыты потоки незаконного «расползания» ЛСО. Однако предлагаемые формы борьбы с нелегальным оборотом оружия – например, мониторинг состояния запасов и хранения ЛСО (предполагает допуск на склады и регулярные инспекции), разработка всевозможных ограничительных критериев для его экспорта, обязательная ликвидация излишков ЛСО, нанесение точной и единой для всех стран мира маркировки – многие страны воспринимают как посягательство на национальный суверенитет, ограничение права на самооборону, вмешательство в их законные действия по обеспечению безопасности.
     Наиболее значимым глобальным форумом, посвященным тематике ЛСО, стала международная конференция ООН по проблеме незаконной торговли ЛСО во всех ее аспектах, состоявшаяся в июле 2001 года в Нью-Йорке. Форум завершился принятием итогового документа - «Программы действий по предотвращению и искоренению незаконной торговли легким и стрелковым оружием во всех ее аспектах и борьбе с ней». Не позднее 2006 года в рамках ООН должна состояться обзорная конференция по ходу реализации этого документа.
     Как показал опыт, диапазон подходов среди членов международного сообщества к проблемам ЛСО очень широк, что затрудняет выход на общеприемлемые решения. И тем не менее сравнительно успешной можно назвать эту работу на региональном уровне.
     Например, проблема «расползания» ЛСО имеет приоритетное значение для Африки, являющейся на данный момент абсолютным лидером по числу всевозможных конфликтов. Африканцы смогли выработать и принять целый ряд документов по ЛСО. Специальные программы, к примеру Межамериканская конвенция о борьбе с незаконным производством и оборотом огнестрельного оружия, боеприпасов, средств взрывания и других связанных с ними элементов, действуют в странах Южной и Центральной Америки.
     В Европе в конце ноября 2000 года Форумом ОБСЕ по сотрудничеству и безопасности был принят Документ о легком и стрелковом оружии, который можно рассматривать в качестве наиболее «продвинутого» международного акта по данному вопросу. Документ содержит стандарты, принципы и меры, относящиеся к производителю и маркировке стрелкового оружия, регистрации, экспортному контролю и экспортным критериям, прозрачности, безопасности хранения и излишкам ЛСО. Особое внимание в нем было уделено информации о сделках и поставках ЛСО.
     В то же время государства других регионов, обильно насыщенных ЛСО (это относится прежде всего к странам Азии, арабским государствам, объединенным в рамках Лиги арабских государств), до сих пор не сумели выработать каких-то общих документов по этойпроблематике.
     Одна из последних инициатив в этой сфере, известная как инициатива Джека Стро, бывшего главы МИД Великобритании, - международную торговлю вооружениями следует поставить под строгий контроль. Для этого необходимо подписать «большой» договор о международной торговле оружием, в котором и прописать принципы оружейного экспорта-импорта. Большую роль в выдвижении этой инициативы сыграло гражданское общество в Европе - такие международные неправительственные организации и институты, как Стокгольмский международный институт исследований проблем мира, Saferworld (Великобритания), Small Arms Survey (Швейцария), NISAT (Норвегия), российский ПИР-Центр. Инициативу одобрила и поддержала Еврокомиссия. Другие страны, которые являются крупными игроками на оружейном рынке, например США, Россия, Китай, ее пока изучают.

     
Российская позиция


     Пресечение незаконных поставок ЛСО, несомненно, имеет для России исключительное значение. Ведь ими подпитываются и боевики на Северном Кавказе, и всевозможные сепаратисты в прилегающих к российским границам «горячих точках», и криминал.
     С другой стороны, Россия является крупным производителем и экспортером ЛСО на мировой рынок, за который идет борьба. И за многими «стенаниями» сторонников ограничения ЛСО могут стоять вполне конкретные экономические интересы.
     При этом Москва считает, что международное взаимодействие не будет в полной мере эффективным, пока государства сами не примут решительные меры по пресечению незаконной торговли ЛСО, наведению должного порядка в собственном «доме». Отсюда важность обеспечения национального контроля за ЛСО и принятия конкретных мер по укреплению и совершенствованию соответствующих внутренних законов и нормативно-правовых актов. Напротив, в налаживании продуктивного сотрудничества между правоохранительными органами (пограничники, таможенники, полицейские) всех стран, в более полном задействовании потенциала уже существующих структур, в том числе Интерпола, Всемирной таможенной организации и т.д., ключ к успеху в этом деле. Конечно, и при наличии политической воли правительств всех государств.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex