на главную страницу

16 Ноября 2005 года

ПРОФЕССИОНАЛ

Среда

НАСТОЯЩИЙ ПРОФИ УЧИТСЯ ВСЕГДА

Владимир ЕВДОМАШКИН.
Владикавказ – Нальчик.
Фото Юрия ШИПИЛОВА.



Об особенностях реализации Федеральной целевой программы перехода к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, в масштабах одного из мотострелковых соединений СКВО, а также об участии военнослужащих соединения в антитеррористической операции в Нальчике рассказывает командир этого соединения генерал-майор Василий ТОНКОШКУРОВ.

     

     
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА

     Генерал-майор Василий Тонкошкуров родился 27 января 1960 г. в городе Караганда Казахской ССР. В 1981 г. с отличием окончил Ташкентское высшее общевойсковое командное военное училище. Проходил службу в Группе советских войск в Германии, в 1983 – 1985 гг. – в должности заместителя командира батальона в Афганистане. Будучи заместителем командира гвардейского мотострелкового соединения Дальневосточного военного округа, поступил в Академию Генерального штаба. После ее окончания с июля 2004 г. – командир одного из мотострелковых соединений 58-й армии Северо-Кавказского военного округа.
     

     

     - Василий Петрович, мотострелковые полки, входящие в состав вверенного вам соединения, с будущего года приступят к контрактному способу комплектования личным составом. С какими проблемами реализации соответствующей Федеральной целевой программы придется столкнуться командованию прежде всего и чем они обусловлены?

     - Прежде всего считаю, что ФЦП, учитывая накопленный в войсках опыт, нужно более основательно и детально проработать и дополнить в социально-экономическом плане. Ведь социальные льготы, заложенные в ней, вовсе не соответствуют сегодняшней действительности. Соответственно на данный момент невозможно в полном объеме обеспечить военнослужащего по контракту тем, что положено, и тем, чем хотелось бы, дабы военная служба на деле, а не на словах действительно стала привлекательной. Причем как в плане реально достойной оплаты ратного труда, так и в плане правовой и социальной защищенности всех без исключения военнослужащих. Это первое.
     Во-вторых, надо пересмотреть и конкретно сформулировать обязанности гражданина, который, став военным человеком, автоматически становится защитником Отечества и гарантом его целостности и суверенитета. Думаю, ни для кого не секрет, что на контрактную службу сегодня многие идут не по призванию или из желания беззаветного служения Родине и большой любви к армии, а скорее, убегая от безысходности и безработицы на «гражданке». Такие случайные люди для армии вредны. Как показывает опыт, такие воины к выполнению своих обязанностей относятся халатно, службу несут без особого усердия, самоуверенно полагая, что получку-то все равно дадут, никуда не денутся. К тому же подобные «профессионалы» только и надеются поскорей срубить деньжат и под любым предлогом вновь вернуться на «гражданку».
     Раз уж мы заговорили о профессиональной, то есть высокообученной, превосходно подготовленной армии, надо подходить к этому вопросу более жестко и серьезно. Нам нужны люди, по убеждению принявшие серьезное решение на долгие годы связать свою судьбу с Вооруженными Силами. Мое убеждение – настоящим профи становится лишь тот, кто беспрестанно учится ратному ремеслу на протяжении всей своей военной службы. Именно поэтому будет далеко не лишним ужесточить отбор претендентов на контрактную службу и более конкретно и детально оговорить в программе условия досрочного прерывания контракта.
     И третье. Обсуждая плюсы и минусы ФЦП, на мой взгляд, нельзя обойти стороной наболевшие проблемы, связанные с офицерским корпусом. Я имею в виду застаревшие социально-бытовые вопросы, мизерные зарплаты, позволяющие офицерским семьям едва сводить концы с концами. Думается, что сейчас основная задача должна быть направлена на улучшение жизненного устройства и быта, прежде всего, офицера, на значительное повышение его дохода. Именно таким путем нужно повышать как сам статус военного, так и престиж военной службы в целом.

     - Поверить в то, что контрактизация соединения пройдет без сучка без задоринки, – трудно. Тем более что одна из частей дивизии сравнительно недавно обосновалась в Ингушетии…

     – Действительно, переход на новый способ комплектования частей соединения гладко не пройдет, и на то есть свои, вполне объективные причины. Начнем с того, что надо учитывать все нюансы, присутствующие во всех трех субъектах Российской Федерации, в которых расквартированы части соединения. Это Республика Северная Осетия – Алания, Кабардино-Балкарская Республика и Республика Ингушетия. С учетом того что происходит на Северном Кавказе, в целом обстановка в этих республиках нестабильна. К сожалению, во всех трех субъектах отмечаются проявления и очаги терроризма. Последние события в Нальчике – более чем красноречивое тому подтверждение.
     Несомненно, подобный фактор будет порождать ряд трудностей. Уже сейчас многие офицеры и военнослужащие по контракту задаются справедливым вопросом: почему в Чечне зарплаты одни, а, скажем, в соседней Ингушетии, где тоже далеко не спокойно, – другие? С другой стороны, от желающих служить в той же Ингушетии отбоя нет. Почему? Объяснение простое. В части, пунктом постоянной дислокации которой является н.п. Слепцовск, все офицеры по штату обеспечены жильем! Для контрактников казармы переоборудовали в комфортные общежития, возводятся новые жилые помещения. В этом огромный плюс. Ведь весь личный состав части живет внутри военного городка. Это положительно сказывается как на боеготовности, так и на состоянии воинской дисциплины полка. В связи с этим особых проблем с укомплектованием личным составом дислоцированной в Ингушетии части быть не должно.
     Совсем иная ситуация может сложиться в двух других регионах, где остро ощущается нехватка жилья для военнослужащих. Когда подавляющее большинство личного состава будет вынуждено жить за пределами военного городка на съемных квартирах, тогда нам придется в определенной степени пересмотреть временные показатели боеготовности каждой части. И еще один момент, который непременно хотелось бы отметить. Комплектованием 42-й мотострелковой дивизии в Чеченской Республике занимались фактически все Вооруженные Силы РФ. В нашем случае мы будем ограничены пределами нашего военного округа. Повторюсь, что в ЧР более высокие заработки, существует и ряд социальных льгот, к сожалению, не предусмотренных для военнослужащих, проходящих военную службу в вышеуказанных субъектах РФ. Подобные факторы, разумеется, усложнят поставленную перед нами задачу. Однако мы приложим все усилия, чтобы, как это заведено издревле в армии, справиться с ней в точности и в положенные сроки.

     - Василий Петрович, насколько готовы молодые офицеры принять на себя командование подчиненными, которые старше их по возрасту?

     - Уверен, что кадровым офицерам, обладающим достаточным опытом работы с людьми и в совершенстве владеющим своей профессией, не придется даже задумываться о том, сколько лет его подчиненному. Он находится в строю, носит военную форму, получает за службу деньги – значит, просто обязан в соответствии с уставом подчиняться и выполнять все приказы командира. И точка.
     С офицерами по призыву дело может обстоять сложнее. Ни опыта, ни достаточной подготовки у двухгодичников нет. К тому же подавляющее большинство выпускников гражданских вузов, несмотря на то что и учились на военных кафедрах, в армии ранее не служили. Поэтому они вполне могут и комплексовать, стесняться незнания деталей сурового армейского быта. По этой причине уже сейчас мы стараемся, чтобы офицеры двухгодичники не занимали командные должности. Считаю, что это привилегия именно кадровых военных. А для офицеров по призыву всегда найдется дело: быть воспитателями, техниками и т.д.

     - Как вы оцениваете действия своих подчиненных, принимавших участие в отражении нападения экстремистов на государственные и военные объекты в Нальчике?

     - Прежде всего хотелось бы отметить, что вполне успешное отражение нападения боевиков было гарантировано благодаря четко отработанному взаимодействию с МВД и УФСБ Кабардино-Балкарской Республики. Обладая своевременно полученными оперативными данными, мы сумели мгновенно отреагировать на готовящийся выпад бандитов. В Нальчик, как и предусмотрено соответствующим планом действий в сложившейся обстановке, была введена ротная тактическая группа, взявшая под свою охрану, на мой взгляд, главную цель боевиков – Нальчикский аэропорт. Предотвратив захват стратегически столь важного объекта, оперативная группа прохладненского полка позволила тем самым избежать страшной и трудно прогнозируемой беды.
     У меня сложилось обоснованное впечатление, что нападавшие на аэродром бандиты вовсе не ожидали, что получат столь организованный и беспощадный отпор.
     При дальнейшем развитии событий в Нальчике, когда боевики предприняли отчаянные попытки захвата зданий и объектов силовых структур, в район проведения спецоперации из Прохладного на усиление выдвинулась батальонная тактическая группа, которая полностью блокировала город, не оставив боевикам ни малейшего шанса безнаказанно укрыться в ближайших горах.
     Так что могу твердо сказать: молодцы! С задачей справились с честью, впрочем, как и положено военным. Тем более что опыта в проведении подобных акций им не занимать. Боевое крещение они прошли еще прошлой осенью, выполняя свой воинский долг во время печально известных событий в Беслане…

     - И последнее. Как у вас складываются взаимоотношения с представителями государственной власти и органов самоуправления выше названных субъектов РФ?

     - Вполне нормально. Мы всегда находили и находим взаимопонимание. Меня приглашают на правительственные совещания по текущим вопросам, чем могут, тем и помогают; мы тоже никогда не отказываем, живем-то бок о бок. Иначе и быть не может. Словом, делим и радость, и горе пополам.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex