Агутин вполне мог от армии «откосить». Его отец Николай Петрович работал директором Аллы Пугачевой, «Цветов», «Веселых ребят» и за «закулисного» ребенка было кому похлопотать. Тем более что у будущей «звезды» за плечами уже был джазовый колледж, Институт культуры, где была получена специальность «Режиссер театра». По крайней мере ребятам с таким творческим багажом прямая дорога хотя бы в армейские ансамбли песни и пляски. Агутин же отправился аж на северо-западную границу, в Карелию.
- Я человек недисциплинированный, неорганизованный. Тем не менее от службы бегать не собирался, - рассказывает Леонид.- А хотел пойти в армию по причине эдакого любовно-романтического конфликта. Сработала и некая мужская амбициозность: если не пойду в армию, что потом буду рассказывать? Неудобно, что я там не был, большинство ведь тогда служили.
В военкомат пошел на общих основаниях: куда пошлют, туда и пошлют. Хотелось, конечно, попасть в военный оркестр, но «устраиваться» в жизни не умел и не умею. Считал, что призывная комиссия, увидев документы, сама разберется, как мной распорядиться. Решили – путь ему в Погранвойска.
Армия стала для меня тяжелым испытанием, но помогла хорошая спортивная подготовка. Так что 25 км в полной боевой и чуть ли не ежедневные 38 км по границе пехом не стали экспериментом на выживание, хотя такой не снился многочисленным нынешним «последним героям». Закалка была что надо. Правда, уже через два года после возвращения на «гражданку» все дисциплинарные навыки благополучно испарились.
А тогда нас, «молодых», на заставе было четверо. И 25 «дедов». Физическая работа обычно ложится на первогодков, что правильно. И мы вчетвером успевали за день выдраить всю заставу, залить все дизели, прочистить все канализационные люки, наколоть дров на баню и подоить коров. И службу на фланге несли, как и все: «держали границу на замке». Шпионы как-то не попадались, а вот нарушителя, якобы «по недоразумению» оказавшегося на нашем участке, однажды с автобуса снял.
За новый поворот в службе пограничника Агутина надо благодарить ансамбль, который с военно-шефскими концертами гастролировал по заставам. Для Леонида их приезд стал настоящим праздником, он и сам сумел показать свои исполнительские и музыкальные таланты. Хотя и пальцы уже «одеревенели» - руки-то солдату-музыканту беречь не получалось… Конечно, в редкие часы досуга Агутин играл ребятам на гитаре, пел песни Окуджавы, Новикова, свои. Какие-то из них становились местными шлягерами, но в силу специфики «солдатской» темы Леонид их теперь не помнит.
А тогда через две недели после отъезда артистов пришло распоряжение об откомандировании рядового Агутина в Петербург, в Ансамбль песни и пляски Погранвойск. Приключения, с которыми он и другой талант с соседней заставы – бас-гитарист Роман Могучев - добирались в северную столицу, - отдельная «песня». Начальство не особо горело желанием их отпускать.
- Началась служба в ансамбле. Конечно, за год я многое забыл. Написал по поручению худрука аранжировку. Перепутал цифры, которые ставятся над нотными строчками, раздал музыкантам. Оркестр заиграл… Смеялись долго. Пианиста из меня тоже не вышло: «с листа» играть быстро уже не мог, отвык. И определили меня в первые тенора. Надо петь громко и очень высоко. Репетиции по 5 часов в день. Но когда ансамбль разделили на оркестр и малую концертную бригаду, я почувствовал себя в своей стихии. Нужны были песни «про заставу», и я их начал срочно и в большом количестве сочинять. Музыка стала звучать более современно, и я пригодился как клавишник и солист.
Армейская творческая школа потом тоже пригодилась Агутину. Он не только сам пишет музыку для своих песен, но и сам себе пианист, гитарист и аранжировщик. Его сольная певческая карьера по возвращении из армии началась с престижных тогда конкурсов молодых эстрадных исполнителей, в народе по-настоящему популярных. В 1992 году с песней «Босоногий мальчик» он «взял» первую премию в Ялте, годом позже стал лауреатом «Юрмалы-93». Через три года пришла и первая «взрослая» награда – «Овация»: как «лучшему исполнителю в жанре популярной музыки 1995 года». Тогда он сделал вместе со своей постоянной группой «Эсперанто» в СК «Олимпийский» первую сольную программу. Однако Леонид - не любитель таких масштабных программ и к выпуску альбомов тоже подходит вдумчиво. Если уж записывать пластинку, то с самим Алом Ди Меолой.
Как автор, он сотрудничает с коллегами по сцене: Лаймой Вайкуле, Филиппом Киркоровым, Сосо Павлиашвили. Он постоянный участник всех интересных музыкальных проектов. «Песенка шофера» в музыкально-новогодней трилогии «Старые песни о главном» стала уже «шлягером на века» именно в его исполнении. Так же как и «Путь-дорожка фронтовая» в проекте Олега Газманова «Песни нашей памяти» в ГЦКЗ «Россия», когда наши звезды вспомнили популярные песни Великой Отечественной войны.
Участие в таких акциях денежных дивидендов не приносит, но для Агутина это не главное. Он до сих пор в курсе дел своей родной 13-й заставы, подарил туда комплект аппаратуры, поддерживает отношения с сослуживцами. И от концертов в войсках, в госпиталях никогда не откажется.
- Чем больше внимания мы будем оказывать армии, тем меньше у нас будет проблем с защитой Отечества. Патриотизм должен идти «изнутри». Надо не кричать: «Родина - превыше всего!», а каждому привносить хоть маленькую, но свою лепту, чтобы Россия была великой и могучей державой.
…Леонид не любит смешивать профессию и личную жизнь. И его отношения с другой звездой российской эстрады - Анжеликой Варум - хоть и интересуют одиозных журналистов, но никогда не являлись поводом для некрасивых семейных «выясняловок». Они часто выступают вместе, по крайней мере США «прочесали» вдоль и поперек: ежегодно дают в Штатах по 20-25 концертов. Такой ритм требует и отдыха – поющая семья восстанавливает силы во Флориде, где уже образовалась своеобразная русская спортивная и творческая колония.
Но заграница для Агутина никогда не станет Родиной. Потому что он хоть и романтик, но реалист со своим взглядом на историю – по крайней мере книги этого жанра востребованы в его библиотеке. Еще Леонид признается в своей с Анжеликой любви к Акунину и Улицкой. О том, что музыкант и певец хорошо разбирается в литературе, свидетельствует и его оценка одиозного «Кода да Винчи»: плохой язык, «никакой» сюжет, обыкновенный дутый бестселлер.
…О службе мужа в армии чаще вспоминает Анжелика. Она не привыкла с детства следить за временем, за что и получила кличку «копуша». Так вот «побудка от Леонида» звучит сурово: «Рота, подъем!»