на главную страницу

17 Ноября 2005 года

Планета людей

Четверг

«Зачистки» не принесут мир

Виктор РУЧКИН.



     Хотя иракские политики бодро отрапортовали об успехе октябрьского конституционного референдума в стране, делать выводы о каких-то достижениях в Ираке, не говоря уже о нормализации ситуации, еще явно преждевременно. Конечно, итоги референдума в суннитских районах показали, что и там произошли определенные изменения. Люди на этот раз не бойкотировали очередное общенациональное мероприятие, а попытались сорвать принятие конституции путем протестного голосования – большинство суннитской общины выступило против проекта основного закона. Ряд ее лидеров вообще публично обвинил власти в подтасовке результатов референдума.
     В остальном обстановка осталась прежней. Рывка вперед явно не получилось. Политпроцесс не стал общенародным делом. Расклад сил в нынешней политической элите Ирака, как и прежде, основывается на порочном этно-конфессиональном подходе. Фаворитами предстоящих 15 декабря выборов являются шииты-исламисты, ориентированные на Тегеран. Для конкуренции с ними сколочен разношерстный блок, возглавляемый проамериканским шиитом-либералом А.Аляуи, претендующий на широкую представительность. На противоречиях этих двух групп с выгодой для себя собираются играть курды, чьи претензии на фактическую «самостоятельность» представляют главную угрозу единству Ирака.
     Разрекламированное же присоединение части суннитов к полит-
     процессу ничего на деле не изменило – у них так и не появился шанс сыграть заметную роль в определении будущего Ирака. Пока наглядно проявляется лишь раскол в этой общине, представители которой до сих пор не могут выдвинуть единых требований.
     Во-первых, в политпроцессе с самого начала и так участвуют умеренные сунниты – как ныне присутствующие во власти на декоративных протокольных местах, так и периодически уходившие в оппозицию. Именно они недавно пошли на сделку с шиитско-курдским альянсом в обмен на туманное и, по сути, вряд ли реализуемое обещание изменить в будущем ряд положений конституции в случае, если с их помощью она будет утверждена.
     Во-вторых, сам по себе факт того, что даже оппоненты умеренных включились в политическую борьбу, сформировав несколько избирательных блоков для участия в выборах, еще не решает проблемы самоизоляции представителей суннитской общины от политпроцесса. Ведь за его рамками политики остается самая влиятельная часть суннитов из числа тех, кто пошел по пути вооруженного сопротивления. А именно от их отношения к происходящему зависит будущее Ирака, по крайней мере в части перспективы внутренней стабилизации.
     Доказательство тому – сама жизнь. Как только командование многонациональных (читай – американских) сил в Ираке и подконтрольные ему иракские структуры после проведения референдума немного ослабили свои силовые акции, как по всей территории страны вновь вспыхнуло ожесточенное вооруженное противостояние. Как и раньше, оно имеет ярко выраженный этно-конфессиональный окрас. Наибольшая интенсивность боевых и диверсионных операций движения сопротивления по-прежнему наблюдается в Багдаде, так называемом суннитском треугольнике, а также в Киркуке, оспариваемом арабами, туркоманами и курдами. Счет ежедневным потерям МНС и иракских силовиков от действий повстанцев давно идет на десятки. Нарастает террористическая активность и в доселе относительно спокойных провинциях на шиитском юге и курдском севере, например в Басре и Сулеймании (там недавно произошли громкие теракты).
     При этом тотальная партизанская война ведется не только против оккупантов и созданного ими режима. Проникшие в Ирак эмиссары террористических организаций заинтересованы в раскачивании ситуации и поэтому атакуют прежде всего наиболее незащищенные цели. С их подачи продолжаются провокационные кровавые теракты в отношении шиитов, против которых, к слову, задействуется большая часть смертников на заминированных автомобилях. Поскольку шиитская политическая верхушка, окруженная массой охранников, малоуязвима, террористы бьют по мечетям в бедных районах.
     Все это длится уже два с половиной года. Причем американцы и их иракские союзники не придумали ничего лучше бесконечных военных операций в одних и тех же суннитских районах, сопровождающихся ракетно-бомбовыми ударами по населенным пунктам, жертвами среди мирного населения, массовыми арестами безоружных и прочими атрибутами войны с народом.
     Возникает резонный вопрос о том, почему борьба с террористами и повстанцами в Ираке по-прежнему ведется неэффективными методами, зачастую дающими обратный результат. Взять те же «зачистки» отдельных районов и городов. При их проведении используется даже тяжелое вооружение и отнюдь неприцельное бомбометание, что ведет к гибели ни в чем неповинных мирных граждан. В этой связи появляются даже предположения, что спираль насилия раскручивается нарочно, с целью создания предлога для сохранения войск США и их союзников в Ираке на неопределенное время.
     Стоит заметить, что сами иракцы давно говорят о том, что многие кровавые и бессмысленные с военной точки зрения теракты организовываются спецслужбами США и Великобритании, а также их местными клиентами. В сентябре нынешнего года в Басре полиция задержала двух агентов британской «SAS», одетых в традиционную местную одежду и перевозивших на автомашине с иракскими номерами груз взрывчатки. Для кого или для чего предназначалась эта взрывчатка, не выяснилось до сих пор. Естественно, что на этом фоне примиренческие жесты иракского правительства в адрес оппозиции, вроде разрешения бывшим офицерам младшего и среднего звена саддамовской армии служить в новых вооруженных силах или разовое освобождение из застенков печально известного Абу-Грейба очередной партии заключенных, результатов не дают.
     А ведь решение сложных иракских проблем следует искать прежде всего в политической сфере. Урегулирования ситуации можно добиться только через учет интересов всех основных этно-конфессиональных групп и влиятельных политических сил, выработку взаимоприемлемых компромиссов. Тем не менее американцы и их иракские союзники не хотят принимать очевидных вещей. Так, выполнение требований патриотической оппозиции, на которую ориентируются многие участники вооруженного сопротивления, о согласовании графика вывода иностранных войск выбьет почву из-под ног экстремистов. Станет понятно и то, что борьба местных «непримиримых» и пришлых террористов не имеет ничего общего с интересами иракского народа.
     Наконец, и это тоже очевидно, без эффективного международного участия при ведущей роли СБ ООН ликвидировать этот опаснейший очаг напряженности на Ближнем Востоке не удастся. Однако в Вашингтоне по-прежнему упрямо придерживаются старой линии на сохранение своей монопольной роли в иракских делах.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex