на главную страницу

23 Ноября 2005 года

Армия и общество

Среда

Наш символ - мост

Беседу вел Юрий СПИРИДОНОВ.



В Железнодорожных войсках подвели итоги боевой подготовки в 2005 году и определили задачи на следующий год. Для военных железнодорожников нынешний год был особенным. Войска после многолетнего перерыва решали свойственные им задачи, находясь в составе Вооруженных Сил РФ.
  О том, как процесс интеграции сказался на боевой подготовке войск и перспективах их дальнейшего развития, мы попросили рассказать первого заместителя командующего Железнодорожными войсками генерал-лейтенанта Юрия КОТЛОВА.

     - Юрий Леонидович, процесс интеграции Железнодорожных войск в состав Вооруженных Сил РФ завершился. Как это повлияло на состояние боевой подготовки войск?
     - Да, войска влились в состав Вооруженных Сил РФ, а Федеральная служба реформирована в командование Железнодорожных войск. Вместе с тем для корпусов, бригад, частей, учреждений никаких изменений в порядке подчиненности, организационной структуре и характере задач не произошло. Задачи войск остались прежними – это осуществление мероприятий технического прикрытия, восстановления, строительства, разминирования и заграждения железных дорог, повышения их живучести и пропускной способности в любых условиях обстановки в целях транспортного обеспечения боевой и мобилизационной деятельности Вооруженных Сил и в интересах экономики страны. Этим мы занимались всегда и продолжаем заниматься.
     Боевой учебой в прошедшем учебном году мы занимались в плановом порядке без перебоев, задачи боевой и мобилизационной подготовки решили в полном объеме. Оперативные группы штаба войск, управления железнодорожных корпусов, отдельных бригад и воинских частей участвовали совместно с соединениями и частями Вооруженных Сил РФ в оперативных мероприятиях, которые проводились на территории всех военных округов. Военные железнодорожники принимали активное участие в широкомасштабном КШУ, проводимом Тылом Вооруженных Сил и ОАО “Транснефтепродукт” в Сибири, и учении “Восток-2005” на Дальнем Востоке, где восстанавливали железнодорожные мосты и наводили водные переправы.
     По результатам итоговой проверки соединения, воинские части и организации Железнодорожных войск оценены положительно. Отстающих нет. Лучшими признаны Свердловский железнодорожный корпус, Рязанская и Брянская бригады.
     Кстати, впервые за многие годы отдельные части и соединения войск проверяли комиссии штаба Тыла Вооруженных Сил РФ. Были проверены части и подразделения Волгоградского железнодорожного объединения. Все получили положительные оценки.
     - Как я понимаю, основная цель боевой подготовки – научить личный состав войск действовать по штатному предназначению. Однако одно дело учеба в классах и на полигонах, участие в КШУ и совсем другое – уметь грамотно действовать в экстремальной обстановке. В нынешнем году на железной дороге произошло несколько ЧП. Военные железнодорожники принимали участие в их ликвидации?
     - Да, ЧП на железных дорогах случались. Особенно неблагополучным выдалось лето. В июне, например, подразделения Железнодорожных войск привлекались к ликвидации последствий подрыва пассажирского поезда “Грозный – Москва”. В том же месяце произошло крушение наливного состава в Тверской области. Под откос там ушло 27 цистерн, разлились тонны мазута, глубина разлива в прилежащих к полотну канавах достигала 2 метров. Тогда первым к месту катастрофы прибыло железнодорожное подразделение под командованием майора Станислава Колядича. Личный состав в кратчайшие сроки расчистил и восстановил 800 метров верхнего строения пути. В июле в Лазаревском районе Сочи товарный состав попал под селевой поток. С рельс сошли 15 вагонов, 2 рухнули в море. Здесь в ликвидации последствий участвовал железнодорожный батальон, которым командует подполковник Юрий Ситников. Приведу и один из свежих примеров. После известных событий в Кабардино-Балкарии по просьбе заместителя начальника Северо-Кавказской железной дороги минно-подрывное подразделение Невинномысской бригады провело сплошное разминирование участка Нальчик – Котляревская. Этот 41-километровый участок имеет огромное экономическое значение. Он связывает основную магистраль СКЖД с Нальчиком. Как видите, разные регионы, различная обстановка, но во всех случаях командиры и личный состав Желдорвойск действовали грамотно. Во многом и потому, что ряд командиров прошел школу Северного Кавказа, участвовал в боевых действиях в Чечне.
     Кстати, и сегодня на территории Чечни дислоцируется оперативная группа Железнодорожных войск. На ее вооружении – четыре спецпоезда. Их экипажи сопровождают воинские эшелоны с личным составом и материальными средствами, проводят инженерную разведку, разминирование путей и прилегающей местности, а также участвуют в ликвидации последствий диверсий на железной дороге.
     - Примеры впечатляют. Однако этому в классах и на полигонах не научишься.
     - Совершенно верно. Мы не танкисты и не артиллеристы, которые в мирное время приобретают практические навыки в основном на полигонах. Согласитесь, было бы бессмысленно отсыпать насыпь, укладывать железнодорожное полотно, а потом все это разрушать. И только для того, чтобы личный состав другого подразделения, обучаясь специальности, заново создавал все то же.
     В войсках, как и во всех других структурах Вооруженных Сил, создана разветвленная учебно-материальная база, которая постоянно совершенствуется. Более 70 полигонов, около 300 учебных площадок, свыше 1.000 учебных классов… Укомплектованность учебной техникой- около 100%. Взять, к примеру, прекрасный полигон под Лугой со своими станциями, разъездами, тепловозами. Здесь обучаются не только курсанты университета ЖДВ, но и совершенствуют практические навыки офицеры и прапорщики войск, проходящие переподготовку. Вместе с тем важнейшим элементом слаживания подразделений, воинских частей, соединений и подготовки к выполнению ими задач по штатному предназначению стало их обучение на реальных объектах железнодорожного строительства. Тем самым вносится конкретный вклад в экономику страны. Только в нынешнем году личный состав войск выполнял учебно-практические работы по обустройству железнодорожных путей на 30 объектах Минобороны. Назову наиболее известные: космодром Плесецк, полигон Капустин Яр, космодром Ледяная и другие.
     - Скажите, а в чем суть принятой к реализации “Программы вооружения ЖДВ”? Каким образом она повлияет на боевую подготовку войск?
     - Общий смысл программы таков: за счет переоснащения войск новыми средствами технического вооружения, повышения мобильности и производственных возможностей частей и соединений обеспечить скоростное строительство железнодорожных объектов на фронтовых железных дорогах и в тылу страны на объектах технического прикрытия в заданные сроки и при малых трудозатратах.
     Последний и убедительный пример технического переоснащения войск – это ввод в строй нового железнодорожного моста-ленты МЛЖ ВФ-ВТ. Конструкторское решение позволило нам отказаться более чем от трех тысяч болтовых скреплений, применяемых на мосту старой модели. Это значительно облегчило и сократило время сборки моста-ленты. Почти втрое сократилось количество личного состава, используемого при его наведении, в 2,5 раза – потребность в подвижном составе для перевозки комплекта имущества, а в автотранспорте – более чем в три раза. Нагрузка на мост позволяет использовать восьмиосные вагоны и пропускать по нему составы весом три тысячи тонн. За рубежом аналогов такому мосту нет. Приказом министра обороны РФ от 22 октября 2005 года № 446 мост-лента и понтонно-самоходный дизельный толкач, который обеспечивает его сборку на воде, приняты на снабжение Вооруженных Сил. Министр обороны РФ Сергей Иванов особо подчеркнул, что МЛЖ ВФ-ВТ представляет собой мост двойного назначения, то есть может использоваться не только в военное время, но и в интересах народного хозяйства. Как только потребность в этом возникнет.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex