на главную страницу

25 Ноября 2005 года

Морская стратегия

Пятница

Новороссийская ВМБ:
прорыв сквозь проблемы

Виктор ПЯТКОВ, «Красная звезда». Фото автора и капитана 3 ранга Андрея ТАРАМАНА.



Новороссийская военно-морская база (НВМБ) – самое молодое объединение Военно-морского флота России, история которого насчитывает лишь 11 лет. Своим рождением база, как это ни парадоксально, обязана распаду СССР, после которого численность и структура флота, как и Вооруженных Сил в целом, только сокращались. А вот с Новороссийской ВМБ все было наоборот. Когда Севастополь, являющий собой не только город русской морской славы, но и главную базу Черноморского флота, отошел к Украине, стало ясно, что рано или поздно нас оттуда попросят. А значит, надо было искать, а точнее, строить новую базу для Андреевского флага на Черном море. Выбор пал на портовый Новороссийск. И, не дожидаясь, пока там будет создана хоть какая-то инфраструктура для Военно-морского флота, туда были выведены корабли дислоцировавшейся в свое время в Поти бригады и части береговых войск, с объединения которых и началась история Новороссийской военно-морской базы. Впрочем, помимо истекающего в 2017 году срока аренды военно-морской базы в Севастополе, у скорейшей постройки новой ВМБ на российском побережье был и еще один, пожалуй, не менее важный мотив. Исторически сложилось так, что Черноморский флот в силу своего базирования достаточно часто встречал зарубежных гостей. Вот и встал вопрос – не в украинском же Севастополе принимать иностранные корабли.

     
Флоту — быть!

     С тех пор гостеприимный Новороссийск принял уже 37 боевых кораблей с иностранными делегациями. Однако самим морякам «медь» оркестра и русский хлеб-соль на причале первое время казались своеобразной потемкинской деревней. Потому что никаких, даже самых мало-мальских условий для передислокации флота в Новороссийск поначалу не было. Кораблям негде было не только получать с берега необходимые для обеспечения жизнедеятельности электроэнергию и тепло, но даже швартоваться. Не говоря уже о том, что некуда было сажать береговые части, а офицерам попросту негде было жить. Доходило до того, что даже штабные офицеры из-за отсутствия жилья месяцами ночевали в корабельных каютах. Ни о какой боевой подготовке и выходах в море тоже не могло быть речи – стоявшие у причала корабли жгли выделяемое на выходы в море топливо, чтобы автономно, как во время похода, вырабатывая электричество и тепло, обеспечить жизнедеятельность экипажей. А зимовать корабли и вовсе уходили в Севастополь. Местные власти выделили флоту такие не защищенные ограждающими молами причалы на краю Цемесской бухты, что зимой, в период штормов, стоять пришвартованными у них было небезопасно.
     Но флот, как известно, не сдается. Неимоверными стараниями первого командира Новороссийской ВМБ вице-адмирала Евгения Орлова, не дававшего покоя ни мэру города, ни командующему Черноморским флотом, ни главкому ВМФ и умевшему доказать на всех уровнях государственный масштаб и характер проблем его объединения, лед, что называется, тронулся. За несколько лет удалось не только посадить на новые места дислокации все соединения и части НВМБ, но и создать крепкий офицерский коллектив управления объединения, с которым можно было решать задачи любого уровня сложности. На это же время пришлись и первые подвижки в социальном вопросе – в Новороссийске и других гарнизонах начали строить жилье. Благодаря чему удалось решить главную, по мнению не только вице-адмирала Орлова, проблему – остановить отток офицеров, особенно молодых.
     Принявший в 2001 году у Орлова командование базой вице-адмирал Владимир Рогатин, развивая наступление по всем начатым предшественником направлениям, пошел еще дальше, возродив боевую подготовку. Емко сформулированный им лозунг - «Моряк на берегу моряком не станет» - стал лейтмотивом дальнейшего развития базы. Корабли начали регулярно выходить в море, отрабатывая учебные задачи и проводя боевые стрельбы, полным ходом пошла боевая подготовка береговых частей. Результат – проверившая Новороссийскую ВМБ Главная инспекция Министерства обороны пришла к однозначному выводу – объединение боеготово и способно выполнить определенные оперативным предназначением боевые задачи. И несмотря на то, что масштабы идущего в Новороссийске строительства по-прежнему впечатляют, база из гигантской стройплощадки давно превратилась в неотъемлемую и боеготовую часть Черноморского флота.
     
Боевая учеба превыше всего

     Необходимость существования на Черном море крепкого военно-морского щита, как и то, что создать его можно только на основе Новороссийской военно-морской базы, давно ни у кого не вызывает сомнений. Лишним подтверждением стратегического значения НВМБ стали недавние визиты в Новороссийск Президента России Владимира Путина и министра обороны РФ Сергея Иванова. Найденные в ходе них решения по дальнейшему развитию объединения и переводу Черноморского флота на побережье Краснодарского края оформились в специально принятую Правительством России и рассчитанную до 2020 года Федеральную целевую программу. Первым этапом ее реализации станет создание полноценной береговой инфраструктуры Новороссийской военно-морской базы.
     Помимо масштабного строительства, результатом которого должно стать создание всей необходимой для полного перехода Черноморского флота в Новороссийск береговой инфраструктуры, началось перевооружение сухопутной составляющей НВМБ и массовое восстановление боеготовности кораблей. Так, уже в самое ближайшее время на вооружение поступят новые мобильные береговые ракетные комплексы «Бал-Э» и самоходно-артиллерийские комплексы «Берег». В 2006 году последний корабль из состава базы завершит заводские ремонтные работы по восстановлению полной технической готовности. Освободившиеся места в доках займут суда обеспечения. Словом, скучать новороссийцам некогда.
     Однако, несмотря на этот широчайший спектр задач, главным приоритетом в любой части, по словам командира НВМБ контр-адмирала Сергея Меняйло, является боевая учеба. И это не просто слова. Посетивший, например, летом Черноморский флот начальник Главного управления боевой подготовки ВС РФ генерал-полковник Валерий Герасимов потребовал от командиров объединений и соединений ЧФ повысить уровень выучки личного состава и проводить занятия только в условиях, максимально приближенных к боевым. Искоренить из практики выявленные факты планирования мероприятий, которые потом успешно не выполнялись. Безусловно, полнокровной боевой подготовке черноморцев мешал ряд объективных проблем – начиная от постоянной нехватки топлива и неполной технической готовности ряда кораблей до особого положения дислоцирующихся на территории иностранного государства частей и соединений. Однако верно и то, что кто хочет, как говорится, ищет возможность, а кто не хочет – причины. И опыт организации боевой подготовки в НВМБ – еще одно тому подтверждение.
     Вот лишь два характерных примера по этому поводу. Запланированные учения батальона морской пехоты, которым командует подполковник Андрей Ковтун, на расположенном в Крыму полигоне Черноморского флота, оказались под угрозой срыва из-за созданных украинской стороной проблем. На нет, казалось бы, и суда нет. Однако контр-адмиралом Меняйло тут же был найден выход – обратились к десантникам и провели учения на полигоне 7-й вдд Раевское, заодно и обменявшись опытом с «голубыми беретами».
     Не помешал начавшийся массовый ремонт кораблей и организации боевой подготовки в бригаде охраны водного района. Об интенсивности боевой учебы этой бригады, кстати, сам за себя говорит уже тот факт, что за последние два года количество выходов ее кораблей в море возросло в три раза. Ну а летом, как уже говорилось выше, боевую выучку береговых частей НВМБ оценил побывавший в Новороссийске министр обороны России Сергей Иванов, который, как уже сообщала «Красная звезда», остался доволен действиями подопечных контр-адмирала Сергея Меняйло. Посмотреть министру действительно было на что. Сначала поднятые по тревоге береговые части вышли в район мыса Железный Рог и выполнили задачу по противодесантной обороне побережья. Затем во всей красе проявили себя во время боевых стрельб по надводным целям расчеты батареи самоходно-артиллерийских комплексов «Берег». Моряки, проводившие, кстати, войсковые испытания этой системы, по оценке министра, действовали так, словно уже давно были на «ты» с этим новым оружием. Интересно, что сам контр-адмирал Сергей Меняйло оценил тогда уровень подготовки своих подчиненных более чем сдержанно. Главное, сказал он, боевая подготовка корабельных экипажей и береговых частей в минувшем учебном периоде прошла без срывов. Отсюда и результаты.
     
Дорогу осилит идущий

     Одной из неразрешимых проблем в организации боевой учебы в частях Новороссийского объединения ВМФ еще недавно можно было считать отсутствие необходимой для этого учебно-материальной базы, особенно предназначенной для подготовки корабельных специалистов. Конечно, Федеральной целевой программой в рамках развития Новороссийской ВМБ предусмотрено строительство достаточного количества учебных корпусов и обеспечение их необходимым оборудованием. Но специалисты-то нужны сегодня. Значит, решили в объединении, надо готовить их на том, что есть. И развернули обучение прямо на кораблях. Хорошим подспорьем стали и взятые на вооружение специализированные компьютерные программы, разработанные Главным управлением боевой подготовки ВС РФ. Незаменимы они, например, в плане подготовки специалистов ракетно-артиллерийского вооружения. С их помощью офицеры получили возможность не только решать различные огневые задачи, но и, по полученным данным, проводить виртуальные стрельбы. Правильно решил – цель поразил. Ошибся – начинай сначала.
     Изготовление рационализаторами имитатора шумов облегчило подготовку гидроакустиков. Повышение уровня классной квалификации связистов организовали на узле связи объединения, где для этого имеется все, что надо. Строительство макета аппарели позволило на берегу отрабатывать действия механиков-водителей при погрузке техники на большие десантные корабли и десантироваться с них.
     Ну а вопрос полевых выходов батальона морской пехоты был решен после встречи контр-адмирала Сергея Меняйло с командиром 7-й воздушно-десантной дивизии полковником Виктором Астаповым. И теперь морпехам больше не надо ездить в Крым, чтобы провести ротные и батальонные тактические учения. Рассказывая об этом, заместитель командира ВМБ по воспитательной работе капитан 1 ранга Александр Томилин назвал это ярким примером боевого братства. И попросил, по возможности, поблагодарить через газету десантников за помощь в организации боевой учебы.
     Завершающийся отвод земель на мысе Железный Рог уже в следующем году позволит начать строительство специального полигона для береговых войск флота. Когда он будет готов, моряки, говорит контр-адмирал Сергей Меняйло, обязательно пригласят повоевать на нем и десантников. Не только в рамках ответного, так сказать, визита, но и для отработки боевого взаимодействия. Ведь в случае войны задачу по обороне побережья береговым частям объединения предстоит решать вместе с десантниками.
     Ну а за решение проблемы с тренировками аварийно-спасательных групп огромное спасибо руководству порта, предоставившему военным морякам возможность отрабатывать вопросы борьбы за живучесть корабля на специально оборудованном для этого судне. Словом, кто хочет, опять же ищет решения, а не причины.
     
О пользе архивной пыли

     И еще один, кстати, интересный пример на эту же тему. О том, как увлечение историей бывшего начальника штаба НВМБ, а ныне председателя городской думы контр-адмирала запаса Александра Безмельцева принесло неожиданно ощутимый в материальном отношении результат. Работая с архивными документами Великой Отечественной войны, адмирал, разыскивая место стоянки в Цемесской бухте лидера «Ташкент», прибывшего в 1942 году в Новороссийск для ремонта после боев по обороне Одессы и Севастополя, вдруг обнаружил… принадлежащий Министерству обороны причальный фонд. Доказательства были настолько неоспоримы, что городу и порту ничего не оставалось, как признать права собственника. Именно у него теперь корабли бригады охраны водного района, кстати, пережидают непогоду при объявлении штормового предупреждения. А ведь еще недавно из-за отсутствия молов в зоне основного причального фонда базы, о чем говорилось выше, они по соображениям безопасности вынуждены были выходить в открытое море, чтобы переждать шторм.
     
Флот один, служба разная

     Однако рассказ о Новороссийской ВМБ был бы неполным без упоминания проблемы, решить которую, увы, не в компетенции командира объдинения. Не секрет, что Севастополь выгодно отличается от Новороссийска не только хорошим причальным фондом с давно функционирующей всей необходимой береговой инфраструктурой, но и лучшими социальными условиями службы. Во-первых, там лучше с жильем – даже московское правительство возводит дома в Севастополе, а вовторых – с деньгами. Благодаря особой оплате службы на территории иностранного государства денежное довольствие капитан-лейтенанта в Севастополе выше того, что имеет капитан 1 ранга в Новороссийске. Вспомним, рассуждая о привлекательности службы в НВМБ, что и средний уровень заработной платы в Краснодарском крае, определяющий, к слову, стоимость региональной потребительской корзины, – почти в два раза выше денежного содержания младшего офицера Новороссийской военно-морской базы. Вот, по словам контр-адмирала Сергея Меняйло, и получаем в итоге естественное желание большинства офицеров-черноморцев служить не в Новороссийске, а в Севастополе.
     По этим же экономическим причинам большая проблема и с набором на контрактную службу. Конечно, заменившие матросов срочной службы хотя бы на ключевых, определяющих боеготовность должностях профессионалы были бы очень кстати на всех кораблях. Но что база может предложить нанятому на службу в Новороссийске профи? Денежное содержание порядка 4—5 тысяч рублей, да, извините за черный юмор, «соцпакет» в виде отсутствия жилья и, пожалуй, самого дорогого в регионе общественного транспорта. Добавим сюда тот факт, что дислоцирующаяся по соседству – в этой же бухте - отдельная бригада пограничных кораблей предложит аналогичному специалисту уже 7—8 тысяч рублей, и сделаем окончательный вывод, что миссия по набору контрактников в Новороссийской ВМБ, как говорится, едва ли выполнима. Вот почему в объединении без энтузиазма думают о 2008 годе, когда срок службы солдат и матросов по призыву должен будет сократиться до одного года. То есть до времени, за которое матроса, сетуют корабельные офицеры, едва удастся обучить флотской специальности. Чтобы, выходит, сразу же с ним и расстаться. В Севастополе, где созданы более качественные условия и возможности службы, подобных проблем по набору на контрактную службу, скорее всего, не будет. Но ничего уж тут не поделаешь. Флот, как говорится, один, да служба разная.
     Однако командование базы не сдается и в этом вопросе. Так, например, результатом настойчивости контр-адмирала Меняйло стал недавно подписанный договор о сотрудничестве между командованием объединения и руководством расположенной в городе Морской государственной академии имени Федора Ушакова. В результате у службы по контракту в НВМБ появился хороший стимул в виде возможности заочного обучения в этом вузе.
     Но обозначенные выше проблемы командиру базы радикально, конечно же, не решить.
     
Победим!

     И все же моряки Новороссийской ВМБ – от только что пришедших из училищ лейтенантов до командира объединения - смотрят в будущее с оптимизмом. А как иначе, когда ощущаешь неподдельную заботу военно-политического руководства страны о развитии объединения, в котором служишь? Только в этом году под реализацию рассчитанной до 2020 года Федеральной целевой программы по созданию системы базирования Черноморского флота не территории Краснодарского края на развитие НВМБ выделено 900 миллионов рублей. Ускоренными темпами идет строительство стационарного причального комплекса, ведутся работы по берегоукреплению места базирования кораблей. Полным ходом возводятся городки береговых частей. К концу года строители обещают сдать в эксплуатацию 26 строящихся объектов - это казармы, парковые зоны, столовые. В следующем году объединение получит еще тридцать таких объектов.
     Ну а в 2010 году завершится строительство ограждающих молов причального комплекса, которые наконец обезопасят стоящие у новых причалов корабли от штормовых волн. Появится не только возможность круглогодичного базирования всех кораблей в Новороссийске, но и возможность приема здесь кораблей первого ранга. Причем помимо стоянки кораблей в ближайшие год-два, уверен заместитель командира НВМБ по строительству, инженерному обеспечению и расквартированию генерал-майор Александр Давыдов, будут созданы условия и для инженерного снабжения кораблей. Все причалы будут оборудованы системами электро- и водоснабжения. Ну а что касается береговых частей, помимо строительства военных городков начнется реконструкция аэродромной сети. Словом, с каждым новым годом казавшийся когда-то неосуществимым проект строительства в Новороссийске сопоставимым с той, что осталась в Севастополе, военно-морской базы, обретает все более реальные очертания. И торжественные встречи иностранных гостей на причале уже вовсе не вызывают у офицеров, как это было десять лет назад, ассоциаций с потемкинскими деревнями. Новороссийск постепенно превращается в главную базу Российского флота на море, которое арабы когда-то называли не иначе как русским.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex