на главную страницу

26 Ноября 2005 года

Профессионал

Суббота

Морпех – символ победы

На вопросы «Красной звезды» отвечает начальник береговых войск ВМФ России генерал-лейтенант Игорь СТАРЧЕУС

Беседу вел Роман ФОМИШЕНКО.



Визитная карточка

     Старчеус Игорь Евгеньевич родился 22 февраля 1955 года. Окончил Киевское суворовское училище, Омское ВОКУ, служил в разведподразделениях в Группе советских войск в Германии, командовал разведбатом в Туркестанском военном округе. После окончания Бронетанковой академии в 1988 г. был начальником штаба полка морской пехоты ТОФ, командиром полка, начальником штаба дивизии морской пехоты, заместителем начальника береговых войск ТОФ, затем - начальником штаба береговых войск. С должности заместителя командующего группировкой сил и войск Северо-Востока по береговым войскам в августе 2002 года назначен начальником сухопутных и береговых войск Тихоокеанского флота. В начале 2005 года возглавил морскую пехоту всего ВМФ.
     Награжден орденом «За военные заслуги» и многими медалями.


     - Товарищ генерал-лейтенант, наш разговор проходит в преддверии трехвекового юбилея морской пехоты России. Поэтому, прежде всего, разрешите поздравить вас и ваших коллег с этой датой и пожелать дальнейших успехов в нелегкой службе.

     - Спасибо. Действительно, в это воскресенье морская пехота нашей страны отметит свой трехсотый день рождения. Для каждого из нас это особая, символичная дата, свидетельствующая о великой истории этого элитного, геройского рода войск отечественного ВМФ.

     - За триста лет морская пехота прошла большой славный путь. Что сегодня представляют собой береговые войска ВМФ?

     - На сегодняшний день морская пехота является одним из наиболее боеспособных родов войск Военно-морского флота России. Это - сплав почти всех видов и родов войск Вооруженных Сил. Благодаря такой универсальности мы готовы выполнить самые разноплановые задачи.
     Морская пехота представлена на всех флотах ВМФ. По бригаде на Каспийской флотилии, Северном и Балтийском флотах, есть дивизия на Тихом океане и отдельный полк на Черноморском флоте. В целом численность небольшая, как может показаться на первый взгляд. Но она полностью соответствует тому объему учебно-боевых задач, которые стоят перед нами на данном этапе. Думаю, в ближайшее время наша структура и численность существенно меняться не будут.
     Активно идут процессы преобразования внутри наших формирований. Прежде всего я имею в виду планомерную работу по созданию в составе бригад частей постоянной готовности. На сегодняшний день они представлены отдельными десантно-штурмовыми батальонами на всех флотах. На Каспии их уже несколько.
     Полностью укомплектованы контрактниками батальоны на Севере и Дальнем Востоке. Завершается такая работа на Балтике и Каспии.

     - В середине 90-х в том же «Спутнике», где дислоцируется бригада «Белых медведей», как называют себя морпехи Северного флота, доходило до того, что офицеры покупали в складчину фанеру для мишеней. Даже на такие мелочи, не говоря уже о горючем для боевых машин, не хватало у флота денег. Насколько изменилась ситуация сегодня?

     - Ситуация изменилась кардинально. Сегодня ВМФ обеспечивает подразделения морской пехоты всем необходимым. Мы не имеем острой потребности в каких-либо видах материально-технических средств. Особо хотелось бы сказать об улучшении социальной обстановки в гарнизонах. Наконец, мы начали строить жилые дома, общежития… В том числе и по этой причине у нас наблюдается минимальный отток на «гражданку» молодых офицеров.
     Одним словом, флот о своей морской пехоте заботится. Мы это видим и ощущаем ежедневно.

     - И тем не менее, несмотря на позитивные перемены, лейтенанты продолжают оставлять воинский строй. Значит, небольшой недобор все равно есть?

     - Если говорить о нехватке военных специалистов, то главным образом у нас проблема с выпускниками вузов сухопутной специализации. Особенно не хватает артиллеристов.
     - Контртеррористическая операция на Северном Кавказе продолжается. Морская пехота была задействована в обеих кампаниях. Сегодня «черные береты» в боевых операциях не задействуются. Последний батальон – каспийский – вышел из Чеченской Республики в прошлом году. Как внедряется накопленный опыт в боевую учебу «черных беретов»?

     - В этом отношении хотелось бы сказать о том, что в нынешнем году мы завершили работу над новым боевым уставом морской пехоты. Сейчас он уже находится в печати. Так вот, немало статей в этом уставе написано как раз с учетом опыта контртерористической деятельности наших подразделений на Северном Кавказе. В следующем году новый устав поступит в войска.

     На практике же опыт боевых действий внедряется в учебу подразделений естественным образом с первых месяцев контртеррористической операции. На основе методических разработок и указаний Генерального штаба, Главного штаба Сухопутных войск мы не первый год совершенствуем на местах горную подготовку, действия в горно-лесистой местности, ведение боя в составе «двоек», «троек», а также другие вопросы специальной подготовки.
     По тематике контртеррористической подготовки наиболее комплексные мероприятия прошли в позапрошлом году на Дальнем Востоке, когда в рамках учений «Мобильность» морская пехота взаимодействовала с пограничниками, спецназом Внутренних войск и десантниками Дальневосточного военного округа. На этих учениях, как вы помните, лично присутствовал министр обороны и дал высокую оценку нашим действиям.Скажу больше: сегодня на любом корабле ВМФ, который уходит в дальнее плавание, обязательно размещается подразделение морских пехотинцев, которое призвано решать задачи антитеррористической направленности.

     - После окончания активной фазы контртеррористической операции много говорилось о необходимости перевооружения подразделений морской пехоты. Тяжело приходилось «черным беретам» на поле боя и без современных бронежилетов, и удобных «разгрузок», и тех же надежных касок…

     - Что было, то было… Сегодня новые, сверхпрочные каски уже поступают в наши части. Получаем и бронежилеты, и «разгрузки».
     В дополнение ко всему этому нам бы очень хотелось иметь новую технику. Те же БМП-3 и БТР-80, которые очень хорошо держатся на воде. Слышали мы и о новейшем БТР-90, и о модернизации «плавающих» танков…
     Сегодня нам необходимы именно такие «плавающие» машины. На них в ближайшее время надо «пересадить» морскую пехоту. Вся наша техника должна устойчиво и надежно действовать в море. Не «плавающими» у нас могут быть только тылы.
     Знаем мы и о разработках нового стрелкового вооружения. Но пока оно поступает к нам в единичных экземплярах. Массовое стрелковое вооружение остается прежним.

     - Как обстоят дела с инженерной и парашютно-десантной выучкой подразделений?

     - Как я уже сказал, флот в достаточном объеме обеспечивает наши материально-технические потребности. И в том числе в вопросах разносторонней инженерной подготовки.

     На сто процентов в этом году выполнен план прыжков с парашютом всеми соответствующими подразделениями береговых войск ВМФ. Крайними отпрыгали две недели назад разведбат и парашютно-десантная рота каспийской бригады.
     Есть у нас сегодня и горючее для авиации, и в необходимом количестве парашютное вооружение. Благодаря этому наши «черные береты» на равных действуют с признанными спецами-десантниками.

     - Кто сегодня помогает морской пехоте, помимо тех структур, которые должны это делать в силу своих функциональных обязанностей?

     - Существенную поддержку в последнее время оказывают московские власти в лице мэра Москвы Юрия Михайловича Лужкова и депутата Московской городской думы, председателя комиссии МГД по делам ветеранов Александра Михайловича Ковалева. Не забывает нас председатель Движения поддержки флота Михаил Петрович Ненашев. У нас много помощников. И, прежде всего, на местах в лице губернаторов, глав городов и районов. Никогда наши просьбы не игнорируются. В свою очередь и мы всегда готовы поддержать своих гражданских соседей. Случись какая авария или циклон натворил дел – морпехи одними из первых подключаются к ликвидации этих последствий. На Дальнем Востоке, в Мурманской области это воспринимается местным населением как должное.
     Одним словом, наши отношения строятся на взаимном уважении.

     - Как вы оцениваете деятельность ветеранских организаций морских пехотинцев в общей системе подготовки?

     - Наши уважаемые ветераны играют ключевую роль в духовной жизни воинских подразделений. Они частые гости наших воинских коллективов. Несмотря на преклонный возраст, ветераны сегодня предельно активно участвуют в жизнедеятельности морской пехоты. За это им низкий поклон.
     Очень крупная и серьезная ветеранская организация - «Тайфун» - действует в Москве. Возглавляет ее уважаемый в нашей среде человек - генерал-полковник в отставке Валентин Алексеевич Яковлев.
     В канун трехсотлетнего юбилея нашим ветеранам, а вместе с ними своим коллегам и всем, кто был с нами все эти годы, хочу пожелать крепчайшего здоровья, счастья, личных и служебных успехов, успешной работы по укреплению и развитию нашей родной морской пехоты!


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex