на главную страницу

6 Декабря 2005 года

ПРОФЕССИОНАЛ

Вторник

Служу Отечеству.
Не только за деньги

Андрей ЛЕБЕДЕВ.



450 военнослужащих-контрактников были направлены в прошлом году из Татарстана в Вооруженные Силы России. По данным Татвоенкомата, пятьдесят из них служат на должностях офицеров, остальные - в качестве рядовых и сержантов.
  По плановому призыву республика направляет на срочную службу в среднем 5 – 6 тысяч человек ежегодно. Подобное соотношение - приблизительно один контрактник к двенадцати призывникам - сохранялось в Татарстане в течение трех последних лет, с тех пор как начала воплощаться в жизнь Федеральная целевая программа по переходу Вооруженных Сил РФ на смешанную систему комплектования. Ее реализация рассчитана до 2008 года. Однако уже в текущем году, по словам начальника 4-го отделения областного военкомата Ильдара Биктимирова, на контрактную службу планируется привлечь около трех тысяч татарстанцев, в том числе около пятисот человек - по заданию Приволжско-Уральского военного округа.

     
Бесспорный приоритет

     Специалисты признают: необходимость набора военных на контрактной основе назрела давно. Но столь заметное увеличение числа контрактников - почти в шесть раз - в республике и большинстве других российских регионов происходит впервые. Это обусловлено двумя основными факторами.
     Торопиться заставляет, во-первых, грядущий демографический кризис. В 2008 – 2009 годах российское общество наиболее остро ощутит последствия резкого падения рождаемости, случившегося в период «шоковой терапии». Подсчитано, что количество юношей призывного возраста сократится на треть, и при сохранении существующей системы отсрочек от призыва уже через четыре года направлять на срочную службу будет некого. Почти все молодые люди будут стремиться поступать на учебу в вузы или признаваться негодными к службе по состоянию здоровья. Кстати говоря, участившиеся разговоры об отмене ряда отсрочек от призыва возникают не на пустом месте, и они еще раз подтверждают остроту армейской проблемы.
     Второй фактор - необходимость скорейшего перехода к пусть даже частично профессиональной армии. Характерно в этой связи недавнее высказывание министра обороны РФ Сергея Иванова о том, что «ни одна реформа в армии не пойдет до тех пор, пока не будут решены три основных момента: во-первых, необходимо изменить отношение населения к армии, во-вторых, надо поднять социальный статус человека в погонах и, наконец, в-третьих, ускорить модернизацию технической базы армии. Не будет армия хорошей только за счет преданности и честности солдат и офицеров».
     
А начиналось все с «дедовщины»

     Сейчас уже мало кто помнит, что первым импульсом к военной реформе еще в бывшем Союзе стала именно проблема набора в Вооруженные Силы. Уже с середины семидесятых годов население страны социализма и состав ее Вооруженных Сил прирастали в основном за счет «лиц кавказской и среднеазиатской национальностей». Между тем война в Афганистане показала, что компенсировать все проблемы, порожденные комплектованием воинских частей в основном узбеками и таджиками, не может даже усиленная подготовка сержантов в рамках сформированных в начале семидесятых годов учебных дивизий. Армии остро не хватало квалифицированных специалистов.
     Выпускники школ и их родители, наверное, помнят, что чуть позднее, в начале восьмидесятых годов, возникли еще две проблемы: учащиеся с низкой и средней успеваемостью лишились возможности продолжать учебу в десятых-одиннадцатых классах (их направляли в профтехучилища), а на дневном отделении обучения в вузах ликвидировали военные кафедры. Эти новшества, введенные по обоюдной инициативе союзного министерства образования и военного ведомства, были задуманы именно с расчетом стимулировать набор молодежи в армию. Ведь выпускники училищ и вузов, специалисты со среднеспециальным и высшим образованием отныне подлежали обязательному военному призыву.
     Однако руководство не учло простой вещи – «призывная реформа» затронула интересы советской интеллигенции. К ней, как известно, относилась «по должности» вся тогдашняя бюрократия, которая начала активно сопротивляться необходимости ставить под ружье своих отпрысков. Усиленно муссировалась проблема армейской «дедовщины», формировалось негативное отношение к воинской службе вообще. Это привело к тому, что если раньше службой в армии действительно гордились, уволенный в запас парень возвращался домой возмужавшим и получал своеобразный «знак качества», то постепенно служба в армии стала уделом тех, кто просто не в состоянии был «откосить» от нее, - в основном детей тех, кто не имел средств откупиться от призыва. Все это ко всему прочему способствовало распространению коррупции в Вооруженных Силах.
     Как один из путей решения кадровых проблем в Вооруженных Силах и возникла тогда идея профессиональной армии.
     
Довольствие вполне приличное

     Нынешняя программа реформирования военной составляющей страны предусматривает постепенное увеличение доли военнослужащих, проходящих службу по контракту на должностях рядового и сержантского состава, к концу 2005 года до 35 – 40 процентов, к концу 2007 года до 50 – 70. В Вооруженных Силах РФ в настоящее время осуществляют 72 соединения и воинские части общей численностью почти 148 тысяч человек. Для сравнения: сегодня численность Российской армии и флота составляет 1,2 миллиона человек.
     Уже сегодня контрактники из Татарстана служат в Пермской, Псковской, Свердловской областях, в Чечне, на Северном и Тихоокеанском флотах, во Внутренних войсках МВД, ФСБ и МЧС, а также в Таджикистане и в миротворческих подразделениях в Абхазии. Наиболее привлекательные условия созданы на базе 76-й Псковской воздушно-десантной дивизии, где прошел полномасштабный эксперимент по переводу ее на контрактную систему комплектования.
     Основные достоинства контрактной службы в армии сегодня – стабильные выплаты, твердые социальные гарантии, а также возможность выхода на пенсию после двадцати лет выслуги в льготном исчислении. Так, на пенсию после службы в Чечне можно теоретически выйти уже через семь лет. Другой разговор, насколько рискованными будут годы...
     Что касается собственно размера довольствия контрактника, то в частях постоянной готовности он составляет 5,5 – 7,5 тысячи рублей (без денежных добавок, компенсирующих нынешнюю отмену льгот) в зависимости от звания, должности, выслуги лет, в Северо-Кавказском регионе - 12-19 тысяч рублей. Помимо этого, солдаты получают полный пакет социальных услуг. В их числе - обеспечение жилой площадью с постановкой на очередь для получения благоустроенного жилья, предоставление оплачиваемого ежегодного отпуска от тридцати до шестидесяти суток с выплатой денежной компенсации за проезд к месту его проведения, льготное санаторно-курортное лечение и медицинское обслуживание в медучреждениях Минобороны РФ военнослужащих и членов их семей, налоговые льготы, бесплатное страхование за счет Минобороны жизни и здоровья военнослужащих, а также бесплатное вещевое довольствие в зависимости от условий прохождения службы.
     Как сообщили в военкомате Татарстана, желающих служить по контракту в республике немало, особенно в сельской местности, где, как известно, проблем с трудоустройством больше, чем в городе. Но сначала все желающие должны пройти жесткую военно-врачебную комиссию, профессионально-психологический отбор, проверку МВД и ФСБ. Характерно, что в Татарстане около трети желающих стать контрактниками так ими и не стали...
     
Капля дегтя

     Конечно, тезис о неких исконных, автоматических преимуществах профессиональной армии не совсем состоятелен. Так, в военной истории минувшего века нет фактов, подтверждающих подобное предположение. Зато обратных примеров - полно.
     Отнюдь не профессионалы, а солдаты срочной службы, причем технически весьма слабо оснащенные, опрокинули и заставили сложить оружие превосходящие по числу и технике профессиональные британские и голландские войска, безуспешно пытавшиеся защитить тихоокеанские колонии этих стран на первом этапе войны с Японией. Эти же срочники положили на лопатки профессиональную (наемную) китайскую армию в годы Второй мировой войны. И это лишь наиболее яркие примеры. За последние сто лет профессиональная армия смогла выиграть только одну крупную наземную войну - кампанию 1991 года против Ирака. Во всех же остальных случаях она была бита, столкнувшись с призывниками и резервистами. Либо государства, имевшие наемную армию, благоразумно отказывались от нее, как только чувствовали, что запахло порохом. Так, в частности, поступали Соединенные Штаты накануне или в начале каждой мировой войны.
     Собственно, еще Наполеон со своими срочнослужащими и рекрутами бил профессионалов других европейских армий, а действительно серьезные проблемы у него возникли лишь с «солдатами по обязанности» под российским флагом и испанскими народными ополченцами.
     Одним словом, профессионализация армии сама по себе еще ничего не значит. Важно ее качество.
     
Продолжение следует?

     Ясно, что переход к профессиональной армии тормозит отсутствие достаточных финансовых средств. По расчетам Минобороны РФ, стоимость военной реформы составляет десятки миллиардов рублей. Некоторые эксперты называют сумму еще большую - 3,2 миллиарда долларов, но подчеркивают, что это все-таки гораздо дешевле ведения вялотекущей войны на Северном Кавказе, из-за которой, собственно, реформа в 1990-е годы так и не началась.
     Другая несомненная составляющая реформы – идеологическая. Специалисты уверены: пока на должном уровне не будет налажено военно-патриотическое воспитание, не будут выработаны внятные цели и государственные приоритеты, солдаты и офицеры так и не будут четко представлять, какое же Отечество они защищают и от кого.
     Одним словом, нельзя забывать прописную истину о том, что государство, которое плохо кормит свою армию, кормит чужую. И уж лучше, если это все-таки будет армия профессионалов. Думается, согласятся с этим сегодня не только родители будущих призывников и правозащитники, но и военные и государственные чиновники.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex