Перейти на главную страницу

10 Декабря 2005 года

Авиация России

Суббота




Коспас - не за нас

    Взгляд на проблему

    Думается, о важности поисково-спасательной службы (ПСС) говорить не приходится. Ее несовершенство может привести к перерастанию аварийной ситуации в катастрофу. Всем ли необходимым обеспечена эта служба для эффективной работы? Чтобы ответить на этот далеко не риторический вопрос, достаточно вспомнить недавнее ЧП с падением истребителя Су-27 на территории Литвы. По сообщениям прессы, после катапультирования майор ВВС РФ Валерий Троянов установил связь со своим командованием с помощью обычного мобильного телефона. Личного, заметим, мобильника…

    Как известно, в число средств спасения и жизнеобеспечения аварийного запаса летчика входит радиостанция Р-855УМ. Для установления и ведения надежной двусторонней радиосвязи очень важно правильно выбрать место для передатчика. УКВ-диапазон обеспечивает связь только в условии прямой видимости на дальности около 10 км. Лучше всего вести передачу с вершины холма, хребта горы, верхушки высокого дерева и т.д. Выполнение подобного рода рекомендаций не всегда выполнимо, особенно в боевой обстановке.
    Помимо этого, Р-855УМ можно использовать как радиомаяк, который своими сигналами сообщает о бедствии. Наша страна в свое время приняла участие в международном проекте КОСПАС – САРСАТ наряду с США, Канадой и Францией. Основу космической системы поиска и спасения составляют искусственные спутники Земли на полярных орбитах высотой 800 -1.000 км. Первый подобного рода отечественный спутник был выведен в космос еще в 1982 году. Принцип действия этой системы довольно прост. В случае аварийной ситуации специальный радиобуй с радиостанцией Р-855УМ, находящийся на самолете или судне, автоматически включается и каждые 50 секунд посылает в эфир сигналы бедствия. Это устройство может действовать в течение 20 часов, а порой и более, непрерывно передавая в эфир тонально-модулированные сигналы. Их принимает спутник, находящийся в этой зоне, а затем ретранслирует на один из ближайших пунктов приема информации, расположенных в России, США, Франции, Канаде или Норвегии, где организовано круглосуточное дежурство на частотах 121,5 и 406,025 МГц.
    Данные, полученные через спутник, позволяют установить координаты места аварии с точностью до 2 — 4 километров. Затем их передают в национальные центры системы спасения. У каждой страны есть свой код. Российским кораблям и самолетам присвоен код 221, американским — 111, канадским — 121, французским – 211. После получения сигнала бедствия начинаются непосредственно поисково-спасательные работы. Спасатели обязаны прийти на помощь в самую отдаленную точку своей зоны ответственности в течение двух-трех часов – здесь жесткие нормативы.
    В этом месте необходимо сделать одно важное отступление. Говоря о совместном, в частности российско-американском использовании поисково-спасательной системы, наши заокеанские партнеры не совсем откровенны с нами. Предлагая нам открыто использовать каналы КОСПАС – САРСАТ, сами используют поисково-спасательную систему в интересах армии и флота в закрытом (читай, боевом) режиме. Вспомним эпопею со сбитым югославами самолетом-«невидимкой». Тогда экипаж после катапультирования был эвакуирован американской поисково-спасательной группой в течение считанных минут. А ведь на аварийной частоте радиосигнала с места приземления не прозвучало… Как отмечают специалисты, из режима оповещения системы спасения «выпадают» все аварии, происходящие в американской армии.
    Впрочем, их понять можно. Более того, устанавливать оборудование КОСПАС — САРСАТ на военные объекты по крайней мере неумно. А иначе как назвать, например, передачу на весь мир об аварийной ситуации на военном корабле в мирное время, а о боевых действиях даже и говорить не приходится.

    Из инструкции применения Р-855УМ
    Сигнал бедствия передают троекратно, точно соблюдая последовательность: SOS — три раза, сочетание «ДЕ» — один раз, свои позывные — два раза, широту и долготу — по два раза, слово «прием» — один раз. После каждой передачи радиостанцию переводят в режим приема. В первые сутки после аварии надо периодически повторять сигнал SOS в течение 10 — 12 мин. в начале каждого часа, затем оставить станцию включенной на прием. В последующие дни после передачи и трехминутного приема радиостанцию рекомендуется выключать, чтобы сберечь электропитание. Но как только послышится звук авиационного двигателя или в небе появится самолет или вертолет, станцию надо побыстрее включить.


    Даже для неспециалиста понятно, что этот руководящий для тех же военных летчиков документ составлялся чиновниками исключительно для мирного времени. Или же, смеем предположить, здесь руку приложил человек, ни разу не нюхавший пороха. Иначе…

    Афганистан, 21 января 1987 г. Через несколько минут после взлета пары Су-25 с аэродрома Баграм ракетой ПЗРК был сбит ведомый. Старший лейтенант Константин Павлюков катапультировался. При проведении поисково-спасательной операции экипажи вертолетов Ми-8 не смогли установить точное местоположение сбитого летчика. В районе поиска на радиочастоте 121,5 душманы включили несколько передатчиков. Наши вертолеты, выполнявшие на них заходы, раз за разом встречала стена свинца ДШК и сбитого летчика в этих местах не было. На одном вертолете ранили штурмана, военнослужащих поисково-спасательной группы командир был вынужден увести Ми-8 на базу. Из-за наступившей темноты поиск был прекращен.
    После приземления К. Павлюкова попытались захватить в плен душманы. Летчик принял бой. Израсходовав боезапас, последней гранатой подорвал себя и врагов. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 сентября 1987 г. старшему лейтенанту К. Павлюкову присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).


    И этот эпизод – не единственный из горького афганского опыта. Поэтому в Чечне в зоне боев действовал приказ, запрещающий экипажам в случае вынужденного приземления включать аварийную радиостанцию Р-855УМ в режим «ТОН». По этой же причине не задействовалось автоматическое включение аварийных радиостанций при катапультировании.
    Современные радиосредства позволяют пеленговать аварийную радиостанцию за считанные минуты. К тому же боевики, сбившие летательный аппарат, наблюдают его падение визуально. Свою «спасательную» операцию они всегда начинают намного раньше, чем наше командование узнает о случившемся. Счет идет на минуты, а, порой и секунды… Вот почему военных не устраивает определение местоположения терпящего бедствие «с точностью 2 — 4 км».
    Получается заколдованный круг. Достаточно включить радиостанцию даже в режиме «Передача», как «духи» запеленгуют местонахождение. Не включишь — о твоей беде свои не узнают. В любом случае сообщение до штаба группировки идет недопустимо долго. Поэтому в новостях с Северного Кавказа об авиационных происшествиях нередко присутствовала фраза: «О катастрофе летательного аппарата сообщили местные жители». Получается, об аварии и ее месте первыми постоянно узнают все кто угодно, только не наши спасатели.
    Получается, что горький опыт и Афганистана, и Чечни ничего не изменил в вопросе обеспечения ПСС. Учитывая пожелания военных, выход из положения предлагает ОКБ «Камов». Сразу уточним, их разработка выполнялась с ориентиром на ВМФ, но может использоваться во всех других поисково-спасательных службах различных ведомств.
    Камовская система в случае аварии выполняет две задачи. Во-первых, передает в автоматическом режиме кодированную – подчеркнем это слово — информацию о типе объекта, его позывном, координатах места бедствия и другую дополнительную информацию. Во-вторых, аппаратура опять же автоматически через каждые десять-пятнадцать минут уточняет свои координаты, т.к. на том же море существует такое явление, как дрейф. Последнее не лишнее и для военного летчика, оказавшегося на контролируемой противником территории и уходящего от преследователей.
    Конструкция, выполненная в виде буя, имеет герметичную плавающую упаковку диаметром 20 см и длиной 35 см. В настоящее время разработчики добавили сюда «черный ящик», который хранит запись параметров за последние 30 минут полета. Помимо него, в состав начинки аварийного буя входят: спутниковая навигационная система, передатчик и приемник спутниковой системы связи и мини-вычислитель для определения координат. Он работает с точностью + 50 метров (как не вспомнить здесь пресловутые 2 — 4 километра!) А когда на все сто заработает отечественная космическая навигационная система ГЛОНАСС (обещают в 2007 году), то местоположение будет определяться с точностью до 1 метра.
    На летательных аппаратах буй автоматически отстреливается при попадании в воду или перегрузках, выходящих за эксплуатационные ограничения. При этом экипаж, попав в аварийную ситуацию, может использовать приемопередатчик в ручном режиме.
    Работа и защита связи обеспечивается в системе «Гонец», которая используется российскими железнодорожниками и автомобилистами, перевозящими сверх- и высокоопасные грузы. Взятая за основу гражданская спутниковая система связи не требует дополнительного запуска космических аппаратов. Конечно, абонентская плата коснется военного бюджета, но она несопоставима с жизнью тех, кто попал в беду. К тому же это и экономически выгодно.
    Свою разработку камовцы защитили на комиссии, на которой присутствовали представители военных научно-исследовательских институтов. Признано целесообразным продолжить дальнейшие работы по этой теме. После их выполнения фирма направила письма потенциальным заказчикам военного ведомства и другим государственным структурам.
    На совещании в Академии безопасности, обороны и правопорядка разработчики аппаратуры рассказали о ней представителям спасательных служб ВВС и ВМФ. Военным она понравилась, но при этом они заявили о неприемлемости для армии и флота гражданской системы спасания КОСПАС – САРСАТ. По всей видимости, при принятии ее на вооружение никто не удосужился выслушать мнения и пожелания специалистов поисково-спасательных служб силовых структур.
    Отрадно, что положение дел меняется. Летом этого года при поддержке премьер-министра Михаила Фрадкова было принято решение о реформировании и реорганизации морской спасательной службы страны на базе ВМФ России. Хочется верить, что после этого наступит очередь других поисково-спасательных служб, в том числе и ВВС. Слишком накладно иметь спасательную систему, при которой военные летчики после аварии сообщают командованию свои координаты по сотовому телефону.
 ||  Юрий АВДЕЕВ, «Красная звезда».


    

Новости авиапрома



ГОЗ-2006 увеличен на треть

    Объем государственного оборонного заказа на 2006 год в денежном выражении увеличится на 31,3 проц. по сравнению с 2005 годом, заявил премьер-министр РФ Михаил Фрадков в на прошедшем заседании Комиссии по военно-промышленным вопросам. По словам премьера, закупки вооружений и военной техники в будущем году планируется увеличить на 36,6 проц., а строительство специальных и военных объектов — на 52,5 проц. «Мы существенно увеличили объем финансирования государственного оборонного заказа на 2006 год по сравнению даже с 2005 годом, где у нас тоже неплохой объем», — сказал М. Фрадков. Он отметил, что «это максимальный рост гособоронзаказа за последние три года».
    Премьер-министр подчеркнул, что рост объемов гособоронзаказа в 2006 году произойдет «по линии всех государственных заказчиков, практически по всем направлениям». При этом М. Фрадков особо отметил необходимость обратить внимание на повышение ответственности госзаказчиков за распоряжение финансовыми ресурсами в рамках гособоронзаказа.

Уральский меридиан

    Екатеринбургское «Производственное объединение «Уральский оптико-механический завод» (УОМЗ), специализирующееся на производстве гиростабилизированных оптико-электронных систем, обзорно-прицельных систем для военной авиационной техники, подписало генеральное соглашение с ОАО «АХК «Сухой», которое предусматривает участие уральцев в модернизации имеющихся модификаций самолетов Су и в создании новых разработок компании. «УОМЗ участвует во всех проектах холдинга «Сухой» — от традиционных до перспективных оптико-электронных систем, которые найдут свое применение в ближайшие 10 лет. Мы также объединяем усилия для осуществления конкурентных решений в рамках международных коопераций», — подчеркнул генеральный директор УОМЗ Сергей Максин. В свою очередь гендиректор холдинга «Сухой» Михаил Погосян сообщил, что соглашение символизирует переход к долгосрочным отношениям в области гражданской, военной техники, в реализации проектов по созданию самолетов нового поколения и в области информационных технологий.

КА-32: Испанский вояж

    Компания «Камов-Холдинг» подписала контракт на поставку компании Helisureste в 2006 году дополнительно еще двух вертолетов Ка-32. Подписание состоялось на Международной практической конференции по эксплуатации вертолетов «Камов», которая прошла в Москве. Компания Helisureste является крупнейшим оператором вертолетной техники в Испании и имеет большой практический опыт проведения комплексных противопожарных мероприятий с использованием авиации. Эксплуатацию Ка-32 испанский оператор осуществляет с 1995 года. Helisureste продолжает пополнять свой парк этими машинами. В 2004 и 2005 гг. испанской компании уже было поставлено 4 вертолета Ка-32, которые сейчас успешно используются для тушения пожаров в странах Европы. С учетом последнего контракта в 2006 году будет поставлено 4 вертолета Ка-32.
    Ка-32 — многоцелевой вертолет, сертифицированный в России, Канаде, Швейцарии, Тайване, Южной Корее, Мексике. Машина предназначена для ведения борьбы с пожарами, осуществления поисково-спасательных, строительно-монтажных работ и транспортировки грузов в горах и труднодоступных местах, при низких и высоких температурах, в условиях ограниченной видимости и ночное время суток.

Высокий полет «Сокола»

    Объем продукции Нижегородского авиастроительного завода «Сокол» в 2005 году увеличится, по предварительным данным, почти на 13 проц., сообщил гендиректор предприятия Михаил Шибаев. «К 2010 году валовую продукцию предприятия мы удвоим за счет выполнения уже заключенных контрактов», — сказал М. Шибаев. Основными производственными программами завода «Сокол» являются выпуск и модернизация истребителей МиГ-29УБ/УБТ, модернизация истребителей МиГ-31, выпуск установочной партии Як-130, легких самолетов М-101Т, поставка комплектующих для зарубежных самолетов SM-260.
    В рамках гособоронзаказа «Сокол» в 2006 году продолжит работы по модернизации уникального по своим боевым и техническим характеристикам истребителя МиГ-31, который не имеет аналогов за рубежом. Его максимальная скорость — около 3.000 км/ч. МиГ-31БМ оснащен модернизированной радиолокационной системой «Заслон-АМ» и новым оружием. В кабине установлены новые индикаторы для летчика и оператора, дальность обнаружения воздушной цели за счет новых процессоров обработки сигналов увеличивается на 40 — 60 проц. Модернизированная РЛС сможет обнаруживать на расстоянии около 300 км до 24 воздушных целей и атаковать одновременно до 8 из них. По некоторым данным, МиГ-31БМ получит возможность перехвата целей, летящих со скоростью до М=6.

«Руслан» снимает камуфляж

    Четыре самолета Ан-124 «Руслан», которые планируется передать из состава военно-транспортной авиации ВВС России авиакомпании «Атлант-Союз», будут оснащены усовершенствованными двигателями. При модернизации этих четырех машин в вариант Ан-124-100 капитально-восстановительный ремонт пройдут и двигатели Д-18Т первой серии, установленные на самолетах. Начать эту работу планируется в следующем году на ульяновском заводе «Авиастар-СП», с которым «Атлант — Союз» имеет соответствующее соглашение, сказал источник. На самолетах, которым предстоит пройти модернизацию, установлены двигатели Д-18Т первой серии. В ходе ремонта их существенно доработают — до уровня третьей серии. По «железу» они примерно на 40 процентов будут новыми. В частности, все двигатели Ан-124-100, которые эксплуатируются группой компаний «Волга — Днепр», прошли переоборудование под третью серию Д-18Т, имеющие эксплуатационный ресурс 12 тыс. часов.
    Тяжелый военно-транспортный самолет Ан-124 «Руслан», обладающий уникальными транспортными возможностями и высокими летно-техническими характеристиками, является самым грузоподъемным серийно выпускаемым воздушным судном в мире. В частности, на самолете транспортировались 90-тонный фюзеляж пассажирского самолета Ту-204, авиадвигатели фирмы «Дженерал Электрик» GE90, различное военное оборудование, противолодочные вертолеты «Линкс», космические аппараты в капсулах и другие уникальные грузы.
 ||  По материалам Интерфакс-АВН.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex