- Андрей Витальевич, в 20-й армии в последние годы заметно повышается интенсивность занятий в поле, даже командно-штабные учения имеют ярко выраженную практическую направленность. Сохранится ли эта тенденция в зимнем периоде обучения?
- Практическая направленность изначально заложена в руководящих документах, планах подготовки войск. Этому направлению уделялось большое внимание на сборах, проводимых под руководством командующего войсками МВО. И 20-й армии поставлены конкретные задачи по организации учебного процесса.
Теперь у нас нет ссылок на дефицит топлива или боеприпасов. Имеются денежные средства и для оплаты командировочных расходов, и для создания учебно-материальной базы, соответствующей высоким современным требованиям.
Кроме того, нам помогают совершенствовать учебно-материальную базу представители местных администраций, в том числе руководство Воронежской области. Словом, есть все, чтобы достичь высоких рубежей боевой подготовки.
- Каковы основные ориентиры и приоритеты армии в зимнем периоде обучения?
- Все приоритеты определены в приказе командующего войсками МВО на новый учебный год. И сегодня от меня, от командиров соединений и частей требуются прежде всего настрой на успех, настойчивость и четкое знание того, чему необходимо научить подчиненных. Методический вакуум стараемся заполнить максимально быстро и эффективно. Именно этой цели были посвящены сборы с командирами полков и батальонов в летнем периоде обучения и в подготовительный период.
Требования главкома Сухопутных войск, командующего войсками округа о повышении интенсивности обучения и максимальном использовании учебно-материальной базы стараемся выполнять неукоснительно.
В ходе боевой учебы каждый командир обучает своего подчиненного от простого к сложному. Это позволит исправить организационные ошибки, недостатки минувшего периода, сохранить все положительное, добиться более высоких результатов.
Один из приоритетов – методическая подготовка руководителей всех степеней. Без современного методического уровня усилия на всех остальных направлениях малоэффективны. Это даже важнее хорошей учебно-материальной базы. Летний период обучения был ознаменован участием управления армии и всех соединений в ряде командно-штабных учений, что позволило объективно оценить уровень подготовки органов управления, боевой учебы и повседневной деятельности в соединениях и частях.
Особое внимание мы уделяем современной организации работы на пунктах управления армии. Стремимся приблизиться к самым высокотехнологичным параметрам обмена информацией, усовершенствовать методы управления в целом…
- И насколько соответствуют современным требованиям кадры и боевая техника армии?
- В принципе для обучения специалистов на современном уровне у нас есть все. Порой не хватает лишь желания и компетентности руководящих кадров. И вот эта проблема – намного острее всех прочих. Не хватает профессионализма и заинтересованности руководителей, прежде всего младшего офицерского звена. Вижу серьезные недостатки в морально-психологической подготовке прибывающих к нам выпускников военных и гражданских вузов. Некоторые начинают службу с явным желанием быстрее уволиться (хотя количество таких выпускников снижается). Чем ближе войсковая часть к крупным промышленным центрам, тем острее проблема «утечки» лейтенантов. Слишком велика разница между уровнями жизни офицера и гражданского специалиста при абсолютной несопоставимости нагрузок.
Когда мы говорим о боевой готовности, предполагается, что техника обеспечивает учебный процесс на должном уровне. Однако парк достаточно изношен и техника частенько выходит из строя. Мы ее восстанавливаем, и это дополнительная проблема. Что, впрочем, ни в коем случае не снижает планку требовательности к организации боевой подготовки.
- И все-таки, 20-я армия считается одной из благополучных с точки зрения обеспеченности кадрами. Что предпринимает командный состав объединения, чтобы сохранить армейский кадровый потенциал?
- От уклада и организации службы боеготовность и настрой коллектива зависят не менее чем от денежного содержания. Здесь – широкое поле деятельности командира части. Этот не требующий никаких финансовых затрат резерв в объединении использован не до конца.
Мы ставим перед собой задачу максимально заинтересовать молодежь службой, свести к минимуму бытовые проблемы… К примеру, в Наро-Фоминском гарнизоне с помощью командования МВО сданы в эксплуатацию бывшие казармы, реконструированные под общежития. Это снижает социальную напряженность и позволяет командованию предъявлять лейтенантам более жесткие требования.
Кроме социальных условий для этой, пожалуй, самой сложной категории офицеров мы стремимся создать и наиболее благоприятные условия службы в коллективах. Не секрет, что в одних и тех же местах дислокации есть части, в которых служится нормально, но есть и такие, где люди служить не хотят…
Совершенствование стиля управления наряду с развитием учебно-материальной базы и подготовкой техники позволит нам достичь более высоких результатов. Тем более что в 20-й армии немало опытных профессионалов, крепких командиров частей.
На снимке: боевая учеба на полигоне 20-й гвардейской армии.