на главную страницу

23 Декабря 2005 года

Планета людей

Пятница

Военное присутствие России

Виталий ДЕНИСОВ, «Красная звезда». Фото автора.



Как известно, российский парламент наконец-то задумался над проблемами зарубежных баз Вооруженных Сил РФ. Вопрос не то что назрел – давно перезрел, так как претензии к нашим воинским контингентам не первый год с той или иной экспрессивностью высказывают Украина, Грузия и Молдавия. Да и сами военнослужащие сталкиваются с множеством проблем международно-договорного и социального плана. По некоторым данным, парламентарии ускоренно разрабатывают проект закона «О российских военных базах за рубежом».
  Закон нужен как воздух - за пределами России на ее военных базах и военных объектах в 16 государствах проходят службу около 40.000 военнослужащих и 25.000 лиц гражданского персонала. В той же Молдавии договорная база закрепляет нахождение в регионе только двух миротворческих батальонов. Части Оперативной группы российских войск в Приднестровском регионе Республики Молдова находятся едва ли не на птичьих правах.
  Но, кроме того, что будет прописано в законе, важно и то, какова обстановка непосредственно вокруг наших воинских контингентов. Как к российскому военному присутствию в Приднестровье относятся в Москве, Кишиневе, Бухаресте и Тирасполе, выяснял наш корреспондент.

     


     Министр иностранных дел РФ Сергей ЛАВРОВ:
     - Присутствие российского контингента на территории Приднестровья я, безусловно, считаю положительным фактором, прежде всего способствующим тому, чтобы люди там друг друга не убивали. Примерно 500 человек участвуют в Коллективных силах по поддержанию мира и еще около 1.000 охраняют один из крупнейших складов боеприпасов в Европе. Без этих людей это вооружение, эти боеприпасы могли попасть в руки тех, кому они не положены. Поэтому все заинтересованные в мирном урегулировании на основе уже достигнутых договоренностей должны заботиться и о сохранении этого стабилизирующего фактора в регионе. Миротворцы честно выполняют свой мандат.
     Мы хотим, чтобы обе стороны в конфликте следовали тем договоренностям, на основе которых в рамках ОБСЕ при посредничестве России и Украины осуществляется процесс переговоров. Мы стремимся как можно скорее вывести эти боеприпасы, оружие с территории Приднестровья. Практика показывает, что вывоз осуществлялся наиболее эффективно в 2003 году, когда наблюдался существенный прогресс на переговорах по урегулированию. После того как процесс переговоров был фактически заблокирован из-за изменения позиции кишиневского руководства, вывоз прекратился. Мы не можем возобновить его, пока существует тупик в процессе урегулирования. Рассчитываем, что российские и украинские предложения, обсуждавшиеся в конце октября на встрече в формате «пять плюс два», позволят найти выход из этого тупика.
     

Министр иностранных дел Румынии Михай-Рэзван УНГУРЯНУ:
     - Российский военный контингент в Приднестровье в любой момент может превратиться в фактор пассивного давления на диалог между Кишиневом и Тирасполем. Любое военное присутствие в регионе, которое пытается в процессе переговоров найти решение сепаратистского конфликта, может помешать этим переговорам.
     Несмотря на то, что между Москвой и Бухарестом активизировались дипломатические связи и встречи на уровне министров, между Румынией и Россией сохраняются разногласия по вопросу присутствия российских военных в Приднестровском регионе.
     Мы настаиваем на выводе российских военных с территории Приднестровья и не согласны с утверждением Москвы о том, что «войска остаются в регионе для обеспечения мира на линии, которая отделяет Приднестровье от Республики Молдова». Присутствие российских военных в Республике Молдова не может не влиять на чувствительные для Кишинева и международного сообщества моменты. А тираспольская администрация таким образом получает достаточно прямую и неприкрытую политическую поддержку.
     (Это заявление сделано до подписания между Бухарестом и Вашингтоном соглашения о развертывании на территории Румынии четырех американских военных баз и 1.500 военнослужащих и размещении на аэродроме близ Констанцы штаб-квартиры так называемой Восточно-европейской оперативной группы Пентагона.)
     
Руководитель миссии ОБСЕ в Республике Молдова Уильям Хилл:
     - Никакая миротворческая операция не может длиться вечно. Цель любой из них – обеспечить переговорный процесс и поиск договоренностей по проблеме окончательного урегулирования конфликта. В этом смысле операция трехсторонних сил сыграла свою роль.
     Но мы должны жить не только настоящим, но и будущим. В связи с этим мы считаем, что пришло время говорить о смене нынешнего формата миротворческой операции на операцию многонациональных сил под эгидой и с мандатом ОБСЕ. Это был бы положительный шаг в направлении укрепления доверия между сторонами и участниками процесса переговоров. Уверен также, что это будет содействовать окончательному урегулированию конфликта.
     Мы считаем, что миссию воинских подразделений в «голубых касках» могут взять на себя военные наблюдатели стран ОБСЕ, которых со временем могли бы сменить их гражданские коллеги. Но пока наши предложения находят понимание далеко не у всех заинтересованных сторон.
     Нужно понимать и неизбежность демилитаризации Молдавии и Приднестровья. Сокращение численности вооруженных сил, полагаю, необходимо начать с вывода из состава Смешанных миротворческих сил воинских подразделений сторон.
     Что касается России, то ею немало сделано в плане выполнения международных соглашений по выводу своих войск, вооружений и военной техники. Но надо завершить этот процесс. Выполнение Стамбульских соглашений могло бы оказать положительное влияние на достижение полномасштабного мира в регионе.
     
Президент Приднестровской Молдавской Республики Игорь СМИРНОВ:
     - Приднестровье не согласно на изменение формата миротворческой операции на Днестре, которую взяла на себя Россия. Об успешности миротворческой операции в ее сложившемся формате говорит тот факт, что за время ее проведения не погиб ни один солдат, ни один житель региона.
     Менталитет народа Приднестровья и народа Республики Молдова позволяет правильно воспринимать российских миротворцев. И я отрицательно отношусь к ломке системы, которая работает. Иная система, предполагаюшая изменение формата действующей миротворческой операции на Днестре и замену российских миротворцев на гражданских и военных наблюдателей ОБСЕ, еще не создана, и неизвестно, как она себя проявит.
     

Старший военный начальник воинского контингента миротворческих сил Российской Федерации в Приднестровском регионе Республики Молдова полковник Анатолий ЗВЕРЕВ:
     - Операция, проводимая здесь, уникальна и не вписывается в классические рамки мероприятий по урегулированию конфликтов. К примеру, ООН никогда не привлекает к участию в миротворческих операциях вооруженные подразделения конфликтующих сторон. А здесь по инициативе России были задействованы и приднестровские, и молдавские формирования. Зачем это было нужно? Чтобы быстрее «остудить» конфликт. И решение себя оправдало. Первым итогом стало снятие напряженности, недоверия во взаимоотношениях противостоявших друг другу сторон. В непосредственном прямом общении люди убеждались, что разговаривать можно не только на языке ультиматумов. Во-вторых, оперативно удавалось разрешать многие вопросы, связанные с разведением сторон, выводом из зоны безопасности техники и вооружения, обменом пленными и заложниками.
     Эта схема действует и сегодня. Ее реальный итог видится в том, что здесь солдатам в голубых касках никто не стреляет в спину, как это случается, к примеру, в Абхазии.
     Но сворачивать миротворческую миссию пока преждевременно. Ведь еще не ликвидирована основа возникновения конфликта - не определена судьба Приднестровья. Понятно, что это задача политиков. Но только миротворцы могут и обязаны сохранять условия для переговоров и консультаций. Сколько же будут длиться эти переговоры, от «голубых касок» никак не зависит...
     
Председатель Комитета Совета Федерации по международным делам Михаил МАРГЕЛОВ:
     - Россия сегодня - единственный гарант стабильности в Приднестровье, и, как бы ни хотелось Киеву и иным международным игрокам примерить эту рубаху на себя, боюсь, они запутаются в рукавах. В связи с этим считаю преждевременным требование молдавского парламента вывести российские войска до конца этого года.
     Москва взяла на себя обязательства по выводу своих войск из Приднестровья. По этим обязательствам мы постоянно отчитываемся перед Советом Европы и намерены их выполнять. Однако, я считаю, полностью они могут быть выполнены только тогда, когда проблема Приднестровья в Молдавии будет решена на законодательном уровне.
     Пока правительство Молдавии в роли «буриданова осла» мечется от одного плана урегулирования проблемы к другому, нам приходится продолжать выполнять роль «поплавка», не позволяющего никому утонуть в хаосе очередного противостояния.
     Тот факт, что парламент Молдавии одобрил украинский план урегулирования, к сожалению, проблемы окончательно не решает. Как заявлял сам Воронин, этот план весьма конфликтный и провести его в жизнь будет сложно.
     То, что предложено Украиной, направлено в первую очередь не на решение самой проблемы, а на фактическую изоляцию Приднестровья в рамках Молдавии. Пока Кишинев не проявит политической воли и не сделает совместно с Россией все, чтобы решить политическими методами проблемы Приднестровья на выгодных для всех сторон условиях, наши войска останутся гарантией того, что конфликт не перерастет в открытое противостояние. Такое развитие событий в непосредственной близости от границ России было бы просто недопустимым.
     
Председатель Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики Григорий МАРАКУЦА:
     - Российские войска должны оставаться в Приднестровье как фактор мира и стабильности. Оставаться, чтобы ни у одного из политиков Молдавии в голове не могли рождаться мысли о возможности повторения событий 1992 года, чтобы вновь не возникли попытки силой установить здесь «конституционный» порядок.
     Никакого влияния на внутриполитические процессы в регионе присутствие российских войск не оказывает и не может оказывать. С другой стороны, вывод Оперативной группы российских войск из Приднестровья, о чем нередко можно услышать, не станет шагом по пути демократизации. Боевых частей с тяжелым вооружением здесь нет, поэтому утверждения о том, что русский солдат якобы представляет для кого-то угрозу и что власть в Приднестровье держится на российских штыках, просто сказки.
     Все российское военное присутствие в Приднестровье представлено крайне ограниченным числом солдат. Это те, кто охраняет склады в Колбасной и участвует в миротворческой операции. Я считаю, что надо не сокращать, а нарастить российское присутствие. То же самое мы предлагаем Украине. Но мы были и остаемся против одного из пунктов плана украинского урегулирования, касающегося замены нынешнего миротворческого механизма на какой-то другой. Изменение формата миротворческой операции может привести к непредсказуемым последствиям.
     
Президент Республики Молдова Владимир ВОРОНИН:
     - Молдавия не нуждается в каких бы то ни было военных гарантиях или в чьем бы то ни было военном присутствии.
     Мы считаем, что завершение вывода российских войск будет значительным вкладом Российской Федерации в достижение окончательного урегулирования приднестровской проблемы, который высоко оценит народ нашей страны.
     Мы не видим в пребывании российских войск на территории Молдавии каких-либо политических или геостратегических оснований. Уверен, что их не видит и современное руководство России. Место вооруженных людей в зоне безопасности Молдовы должны занять наблюдатели, действующие на основе международного мандата.
     Демилитаризация Приднестровья - это огромные затраты на утилизацию военной техники и вооружений, но в первую очередь это затраты на социальную поддержку и переквалификацию всех тех, кто сегодня находится в составе так называемых вооруженных формирований Приднестровья. Думаю, сотрудничество Молдавии и НАТО в рамках программы «Партнерство во имя мира», в которой участвуют и Россия, и Украина, может стать особенно эффективным финансово-организационным форматом для реализации названных мною задач.
     
Министр реинтеграции Республики Молдова Василий ШОВА:
     - Миротворцы сегодня не выполняют своих функций. В зоне безопасности не должно быть никаких таможенных и пограничных структур. А они существуют – их выставили силовые и иные структуры Приднестровья. Если бы миротворцы этому не потворствовали, а жестко пресекали любые провокационные действия, то их бы уважали куда больше по обеим сторонам Днестра.
     Кто-то говорит, что Кишинев намерен развалить существующий механизм миротворческой операции. Это не так. Мы просто хотим трансформировать его в международный институт военных и гражданских наблюдателей. Ситуацию давно пора переводить с военных рельсов в гражданское русло. Условия для этого созданы, и военный сценарий развития ситуации просто исключен.
     Россия в этом смысле свою миссию в регионе выполнила. Другой вопрос заключается в том, что она должна как можно скорее ликвидировать свои арсеналы в Приднестровье, которые представляются пороховой бочкой. Да и сроки вывода ОГРВ руководство Республики Молдова обозначило предельно четко – до конца нынешнего года. Нереальный срок? Возможно. Но надо хотя бы начинать движение в этом направлении.
     
Епископ Тираспольский и Дубоссарский ЮСТИНИАН:
     - Думаю, что наличие в Приднестровье российского воинского контингента мешает не столько урегулированию конфликта, сколько реализации целей тех, кого в Молдавии принято называть западными партнерами. Численность группировки столь незначительна, что иной раз диву даешься, почему ее представляют как стратегический и геополитический плацдарм.
     Но роль ее очевидна. Миротворчество – дело богоугодное. Думаю, что и недавний визит в наши края предстоятеля Русской Православной церкви Алексия II позволит сблизить стороны, поспособствует делу укрепления доверия между сторонами. А пока именно российские миротворцы остаются гарантом мира и спокойствия в регионе.
     
Приднестровье – давний и крепко затянутый узел противоречий. Присутствие здесь российских «голубых касок» обусловлено нерешенностью вопросов политического урегулирования. Политический диалог ставится в зависимость от нахождения в регионе российских войск. И так далее…
     Замкнутый круг должны разорвать, конечно, не военные, а политики. Но одно очевидно: Россия не намерена выводить своих миротворцев из зоны конфликта в Приднестровье, пока там остаются российские склады с вооружением и боеприпасами. Об этом еще летом нынешнего года заявил министр обороны РФ Сергей Иванов. «Наши войска в любом случае не уйдут, пока вся собственность Российской Федерации не будет выведена на российскую территорию», - отметил он.
     Говоря о призывах вывести российские войска из Приднестровья, Сергей Иванов заявил тогда: «Хотеть вообще-то не вредно». И добавил, что миротворцы России находятся в Приднестровье на основе мандата Молдавии и Приднестровья.
     Тогда же, напомним, президент Молдавии Владимир Воронин подписал закон об основных положениях особого правового статуса Приднестровья, предусматривающий вывод российских войск с территории непризнанной ПМР до конца 2006 года, а руководство Приднестровья параллельно обратилось к Москве с просьбой увеличить контингент «голубых касок» РФ до 2.400 человек... Такова жизнь с ее реалиями и проблемами.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex