на главную страницу

24 Декабря 2005 года

Антитеррор

Суббота

Cпасибо тебе, «мирадор»

Юрий СПИРИДОНОВ.




     Похоже, что мечта саперов Железнодорожных войск иметь поисковое оборудование последнего поколения в скором времени сбудется. На днях на полигоне учебного центра войск успешно прошли испытания передвижной системы поиска минно-взрывных средств с использованием нового высокочастотного георадара ТР-ГЕО «Мирадор». По мнению специалистов, постановка его на вооружение ЖДВ позволит во много раз сократить риск и время работы минно-подрывных подразделений, обеспечить безопасность железнодорожного движения, повысит эффективность антитеррористических мероприятий, проводимых на железных дорогах Северного Кавказа.
     Сегодня на опасных участках железной дороги в Чечне нередко можно наблюдать такую картину. По путям медленно идет группа саперов со специальными щупами и обученной собакой, за ними с такой же скоростью движется спецпоезд с пустой платформой впереди, которая в случае пропуска саперами фугаса нажимного действия весь удар примет на себя, и только затем проходит состав с воинским или гражданским грузом. Теряется драгоценное время, отпущенное на перевозку груза, да и риск по-прежнему остается высоким. К примеру, только в этом году на фугасах подорвалось три поезда с гражданскими грузами.
     Почему у саперов до последнего времени был на вооружении такой дедовский способ, где самым эффективным прибором является щуп да зоркий глаз, внимание и интуиция сапера? Дело в том, что обычные миноискатели, с которыми работают в «поле», для железной дороги не годятся. Они имеют в своей основе индукционный и радиоволновый принципы работы, то есть хорошо реагируют на металл, находящийся в земле, и радиоизлучение минно-взрывных устройств (МВУ). Однако на железнодорожных объектах обнаружить МВУ им мешают стальные рельсы и железобетонные шпалы, а также различные ферромагнитные включения в земляном полотне.
     - Новая радиолокационная система поиска взрывных устройств на железнодорожном полотне с использованием георадара ТР-ГЕО «Мирадор» позволяет сканировать земляное полотно на глубину до 5 метров с отображением на экране монитора результатов зондирования, - рассказывает начальник научно-исследовательского института Железнодорожных войск генерал-майор Виктор Поплавский. - С ее помощью можно не только определять наличие любых предметов, в том числе взрывоопасных, находящихся под железнодорожными путями, но и наблюдать за состоянием самого земляного полотна. Разработка этой системы велась ООО «Геологоразведка» совместно с нашим институтом. На сегодняшний день в мире аналогов ей не существует.
     Кроме того, с помощью георадаров можно успешно решать множество задач при определении состояния и ремонте железнодорожного полотна. Особенно если учитывать российские природно-климатические условия, их неблагоприятное воздействие на верхнее строение железнодорожного пути. К примеру, в июне нынешнего года произошло крупное крушение наливного состава в Тверской области. Под откос ушло 27 цистерн, разлились тонны мазута. Область и прилегающие к ней районы оказались под угрозой экологической катастрофы. По заключению экспертов, произошел размыв проливными дождями верхнего строения железнодорожного пути и деформация насыпи. Имей ОАО «Российские железные дороги» у себя георадар ТР-ГЕО «Мирадор», ЧП можно было бы и избежать.
     - Для ведения работ по обследованию и сканированию железнодорожного полотна в движении создана специальная конструкция для крепления радара на подвижном составе, - продолжает генерал-майор Виктор Поплавский. - В настоящее время конструкция георадара позволяет записывать профили длиной не более 6 километров при скорости движения 10 км в час, а в перспективе мы рассчитываем увеличить скорость движения до 60 км в час и длиной записи около 1.000 километров.
     Кстати, велики возможности использования георадара и в народном хозяйстве: это зондирование верхних геологических слоев грунта, поиск и картографирование подземных коммуникаций, труб, кабелей, нахождение карстовых полостей, зон разуплотнения на строительных площадках, опережающий контроль за состоянием грунта впереди забоя строящихся тоннелей.
     На снимке: поиском фугаса занимается ТР-ГЕО «Мирадор».


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex