на главную страницу

30 Декабря 2005 года

Планета людей

Пятница

Когда ж в мотор зальем мы воду?

Вадим МАРКУШИН



     В послевоенные годы на пыльных дорогах наших провинциальных окраин можно было встретить грузовики, в которых в качестве горючего использовались обычные дрова. Для этого в передней части кузова устанавливались трубообразные котлы, похожие на укороченные контейнеры для современных ракет ПВО С-300. В них горели чурки, и преобразованная тепловая энергия вращала колеса.
     Теперь, когда впереди замаячил нефтяной голод, сообразительные люди в разных странах предлагают в качестве заменителей бензина и солярки не только ранее известные горючие материалы, но и форменную экзотику, поражая обывательское воображения невероятными идеями.
     Так, французы недавно были шокированы сообщениями о том, что перерабатывать в топливо для автомобилей стали знаменитое французское красное вино. В условиях активного роста цен на бензин многие виноделы, которые не могут реализовать многолетние винные запасы из-за огромной конкуренции на внутреннем и внешнем рынках, приступили к его переработке в этанол.
     Этот продукт затем поступает на нефтеперегонные заводы Франции, где его добавляют в бензин и дизельное топливо. Уже сейчас в этой стране можно купить бензин, который содержит красное вино. На что, кстати, есть разрешение Еврокомиссии. Ожидается, что объем перерабатываемого в этанол красного вина будет составлять порядка 150 миллионов литров.
     А в соседней Германии уже давно часть пахотных площадей используют для выращивания рапса. Несколько лет назад здесь был разработан стандарт качества для рапсового масла, используемого в качестве горючего в любых дизелях. Принцип производства прост. В ректификационных емкостях растительное масло смешивается с метанолом и катализатором. В результате образуется биодизель и побочный продукт – глицерин.
     Как утверждают немецкие специалисты, биодизель вообще можно отнести к лучшим из имеющихся видов горючего для моторов с самовоспламенением. В Германии в настоящее время работают 800 заправочных станций, где предлагается биодизель, качество которого установлено специальным нормативным документом. Подобные нормы существуют в Австрии, Франции, Италии, Англии. Свои заключения сделали после соответствующих испытаний и производители моторов. Таким образом, они взяли на себя ответственность за возможные повреждения – в той же степени, как если бы для моторов использовалось дизельное горючее на базе ископаемых энергоносителей.
     Рапсовое масло собираются использовать в двигателях внутреннего сгорания и в России. В частности, в Тамбовской области, где закончил испытания биодизельного топлива крупнейший агрохолдинг «Кристалл». Маслоделы города Кирсанова вместе с учеными Тамбовского НИИ механизации разработали схему переоборудования дизельных двигателей, позволяющую заправлять их обычной соляркой пополам с рапсовым маслом. Авторы проекта рассчитывают, что применение альтернативного горючего позволит предотвращать традиционные скачки цен на дизельное топливо и бензин в период посевной и уборочной кампаний. При увеличении посевных площадей и повышении урожайности рапса себестоимость литра рапсового масла составит не более 5 рублей, тогда как цена солярки в межсезонье на тамбовских заправках колеблется в пределах 11 рублей.
     Доля растительных добавок к ископаемому горючему пока, конечно, не так значительна. Однако по мере опустошения углеводородных кладовых она, вероятно, будет расти. Как будет расти и доля солнечной энергии в двигательных и обогревательных агрегатах.
     Ну а пока в мире продолжается сосредоточенная работа по извлечению и рациональному потреблению самого распространенного вида горючего. Кому-то в этом помогает география нефтяных пластов. В том числе России, которой недавно опять повезло – на сахалинском шельфе обнаружены крупные запасы нефти по проекту «Сахалин-5». В ходе разведочного бурения в Охотском море в 40 км от северо-восточного побережья Сахалина углеводороды найдены в трех горизонтах. При проведении испытаний одного пласта был получен приток нефти в объеме 300 кубометров в сутки. Прогнозные же ресурсы таковы: 600 млн. тонн нефти и 600 млрд. кубометров газа. Участниками этого проекта стали «Роснефть» (51 процент акций) и «Бритиш Петролеум» (49 процентов).
     Зато соседней Японии время от времени приходится доставать горючее из стратегических резервов частных компаний, как она это делала этой осенью в целях стабилизации нефтяного рынка. Государственные запасы при этом остаются в неприкосновенности.
     Был такой старенький фильм о гениальном изобретателе из русской глубинки. Он то и дело поражал земляков невероятными техническими придумками. А в конце даже вплотную подошел к созданию двигателя на простой воде. Правда, в кинокартине это чудо техники показать не решились. Зато посеяли у зрителей мечту о бесплатном и неисчерпаемом горючем. Чисто русскую мечту.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex