на главную страницу

31 Декабря 2005 года

С Новым годом!

Суббота

Верить в себя и страну

На вопросы «Красной звезды» отвечает
председатель Государственной Думы
Федерального Собрания РФ Борис ГРЫЗЛОВ

Беседу вел Наиль ГАФУТУЛИН, «Красная звезда».




     - Россия вступает в 2006 год. Какие задачи ставит перед собой Государственная Дума?

     - Значительная часть этих задач отражена в федеральном бюджете 2006 года. Это задачи развития страны, и принятый Государственной Думой бюджет является именно бюджетом развития, нацеленным на экономический рост, на решение социальных проблем, на реализацию президентских национальных проектов.
     Нам необходимо повысить конкурентоспособность страны. Если мы хотим обеспечить России достойное место в мире, то действовать нужно качественно и быстро. В этой связи особое значение приобретают и вопросы укрепления наших Вооруженных Сил. Без современной, крепкой, уважаемой в стране и за ее пределами армии трудно говорить об авторитете страны.
     - Вы удовлетворены итогами 2005 года? Каким он был с точки зрения российского парламента?

     - Итогами в целом удовлетворен: в 2005 году было сделано немало. Но не все, что мы планировали, удалось довести до конца. В частности, еще предстоит работа над важнейшими для государства законами в сфере природопользования – Лесным, Водным кодексами, Законом «О недрах». Причина в том, что депутаты не хотят спешить в этих вопросах. Цена ошибки или неточности может оказаться очень дорогой.
     Тем не менее именно в 2005 году были приняты законы об особых экономических зонах, другие законы, направленные на поддержку нашей промышленности, внедрение новых технологий. 2006 год покажет, насколько эффективно они будут исполняться.

     - Насколько полно использован тот шанс, который был предоставлен России мировой рыночной конъюнктурой? Нефтедоллары пошли нам впрок?

     - Безусловно, рост цен на нефтепродукты позволил увеличить доходы и расходы бюджета, в том числе и расходы на нужды Вооруженных Сил, мы смогли досрочно погасить весомую часть внешнего долга, накопившегося в годы кризиса. Однако национальная экономика не была готова полностью и эффективно использовать эти деньги, использовать так, чтобы не вызвать скачка инфляции, не вызвать падения производства внутри страны (ведь проще закупить товары за границей, чем наладить их производство у себя). Нужно иметь в виду и то, что мировые цены на нефть – величина непостоянная. Никто не даст гарантии, что завтра они не упадут. Именно поэтому был создан Стабилизационный фонд.
     Сегодня высказываются разные мнения о том, насколько качественно организовано управление его средствами, на какие цели и в каких пределах возможны расходы из Стабилизационного фонда. Лично я предпочитаю, чтобы и в обществе, и в экспертных кругах больше обсуждали перспективы Инвестиционного фонда, в необходимости которого депутаты убедили правительство.

     - Как осуществляется взаимодействие Госдумы и Министерства обороны?

     - Должен сказать, что интересы военного ведомства и в целом силовых структур хорошо представлены в Государственной Думе. Многие депутаты – люди в погонах. Поэтому вопросы, связанные с обороноспособностью страны, с развитием Вооруженных Сил, с социальным обеспечением военнослужащих рассматриваются в Думе профессионально и всесторонне.
     Что касается прямых контактов профильных комитетов, отдельных депутатов с Министерством обороны, то эти контакты носят постоянный и исключительно конструктивный характер. Вообще, с военными проще иметь дело – люди дисциплинированные и четкие, они не склонны к волоките.

     - Военные - едва ли не самые законопослушные граждане страны. Одна беда - законов, которые регламентировали бы жизнь не только их, но и всей военной организации государства, порой не хватает. Как парламент страны намерен ликвидировать этот пробел? Какие, на ваш взгляд, законы из «военного пакета» нуждаются в скорейшем принятии?

     - Я бы не ставил так вопрос. Ваши читатели могут решить, что у Думы не хватает времени, чтобы разок собраться и одним махом решить все проблемы армии и военнослужащих. И с тем, что у нас не хватает законов, тоже не могу согласиться. Можно подумать, что российские Вооруженные Силы существуют в правовом вакууме, но это ведь не так. Другое дело, что законы со временем устаревают и их нужно обновлять. Законодательная деятельность - это непрерывный процесс. Никогда нельзя будет сказать: мы приняли все законы, больше не требуется.
     Сейчас многих волнуют отсрочки от призыва в армию. Депутаты с пониманием относятся к позиции Минобороны, смысл которой в том, что сокращение срока службы по призыву до одного года влечет за собой и сокращение оснований для отсрочек. Согласен – отсрочки должны быть упорядочены. Однако каждый вид отсрочки нужно рассматривать отдельно и по каждому принимать взвешенное решение, и не обязательно, что со всеми предложениями Минобороны Государственная Дума согласится.
     Помимо сокращения отсрочек есть и другие актуальные задачи, которые требуют законодательного решения. Могу уверенно сказать: для Государственной Думы имели и будут иметь приоритетное значение те законопроекты, которые касаются модернизации Вооруженных Сил, повышения социальной защищенности военнослужащих – в первую очередь офицеров – и членов их семей.

     - Какие вопросы совершенствования законодательной базы социальной защиты военнослужащих, членов их семей, военных пенсионеров, на ваш взгляд, самые острые?

     - Одна из острейших проблем – жилье. На сегодняшний день более 160 тысяч семей военнослужащих нуждаются или в собственном жилье, или в служебном жилье, или в улучшении жилищных условий. Эта проблема актуальна не только для личного состава Вооруженных Сил, наших ветеранов, но и для страны в целом. Не случайно один из приоритетных национальных проектов, предложенных президентом, носит название «Доступное и комфортное жилье – гражданам России».
     В этой связи считаю одним из главных итогов работы Думы текущего созыва принятие пакета законов, направленных на стимулирование ипотеки и жилищного строительства, а также принятие важнейшего Федерального закона о накопительно-ипотечной системе для военнослужащих. Как будет работать этот закон, покажет время, но, для того чтобы он работал эффективно, есть все предпосылки. Это хороший закон.
     Однако новая ипотечная система доступна только тем, кто заключил контракт после 1 января 2005 года. В отношении же других категорий военнослужащих сохраняется напряженность. Напомню, что Президент России недавно совершенно справедливо назвал «надувательством» практически в два раза заниженную стоимость квадратного метра в программе государственных жилищных сертификатов.
     Со своей стороны депутаты Государственной Думы готовы активно участвовать в решении и жилищной проблемы, и других проблем Вооруженных Сил, готовы к тесной работе с правительством.

     - А что ждет оборонную промышленность, финансирование оборонного заказа?

     - Оборонная промышленность – стратегическая составляющая нашей экономики. Тем не менее системный кризис, начавшийся после распада СССР и преодоленный в ряде отраслей экономики, еще проявляется в оборонно-промышленном комплексе. Пример: год назад на грани банкротства оказался завод имени Климова в Санкт-Петербурге. Предприятие оборонного значения, работающее на уровне мировых стандартов, обладающее огромным кадровым и технологическим потенциалом, могло прекратить свое существование! Такие примеры очень тревожны. Стратегическая оборонная продукция должна не только разрабатываться, но и серийно производиться в России. В том числе и поэтому из года в год устойчиво растет финансирование гособоронзаказа, Государственной программы вооружения.

     - Ваша дипломная работа в Ленинградском электротехническом институте связи им. Бонч-Бруевича была посвящена разработке мощного передатчика для связи с искусственными спутниками Земли. Да и после окончания вуза вы продолжали заниматься проблемами космических систем связи. А сейчас помогаете коллегам?

     - Да. Это не только моя личная позиция – это позиция государства, она отражена в том числе в бюджете на следующий год. Мы с самого начала освоения космоса были лидерами, и развитие имеющегося потенциала станет успехом не только космической отрасли, но и всей страны. Поэтому в 2006 году финансирование увеличено почти на треть и будет увеличиваться в дальнейшем.

     - Уходящий 2005 год - это год 60-летия Победы. Ваш отец - военный летчик, участник Великой Отечественной войны…

     - 60-летие Победы – хороший повод вспомнить о подвиге нашего народа, еще раз отдать дань уважения ветеранам. История Российской армии богата примерами героизма, мужества, доблести. Важно, чтобы славные традиции, дух победителей сохранялись и сегодня.

     - Бываете в воинских частях, каковы впечатления о нынешних военнослужащих?

     - Бываю и на оборонных предприятиях, бываю и в воинских частях. Например, в середине декабря во время официального визита в Таджикистан посетил 201-ю Гатчинскую дважды Краснознаменную военную базу с местом дислокации в этой республике. Убедился, что представители российских Вооруженных Сил, которые несут службу вдали от Родины, достойно выполняют свой долг, готовы быстро и эффективно решить самые сложные служебно-боевые задачи. А вот вопросы социально-бытового плана решаются плохо: 450 солдат в Курган-Тюбе живут в палатках. А ведь речь идет о нашем форпосте на южных рубежах СНГ! Это недопустимо, такого не должно быть. Я эти вопросы поставил перед Правительством Российской Федерации.

     - Президент выдвинул четыре национальных проекта. Образование, здравоохранение, жилищная политика и сельское хозяйство… Почему именно сейчас началась масштабная работа, направленная на улучшение жизни людей, цель которой - совершенствование ситуации в ключевых сферах жизни?

     - Было бы неверно говорить, что раньше такую работу совсем не вели. Но сегодня мы выходим на новый этап, который включает не только увеличение финансирования, но и новые принципы управления этими средствами, более действенные методы контроля. Это стало возможным, потому что для такого повышения качества работы созданы условия. Основное внимание должно уделяться не освоению средств, как это часто бывало, а улучшению жизни людей уже в следующем году.

     - В регионах набирают силы ультраконсервативные и националистические молодежные группировки. По мнению социологов, причина этого не только в высоком уровне региональной безработицы и бедности, но и в катастрофическом падении народной культуры. Что должно сделать государство, Госдума? И можно ли что-то сделать?

     - Причины появления таких группировок могут быть самыми различными. Есть ученые, объясняющие все слишком быстрыми переменами – особенно после советского времени, когда десятилетиями ничего не менялось. Вот и наступает реакция отторжения. Это именно реакция, имеющая временный характер. Ведь, по сути, прочной идейной основы у экстремистских молодежных течений нет. А есть желание задирать власть по любому поводу.
     Государство, на мой взгляд, должно, во-первых, решительно и жестко пресекать любые экстремистские проявления, во-вторых, поддерживать здоровый патриотизм. И здесь особая роль принадлежит военно-патриотической работе с молодежью.

     - Российская национальная идея. Как вы ее сформулируете?

     - Важно, чтобы государство было сильным, граждане чувствовали себя в безопасности, рубежи были надежно защищены. Это базовые ценности и задачи. Также необходимо восстановить здоровье нации, культивируя здоровый образ жизни.

     - Грустные цифры отечественных социологов: сегодня лишь 25 процентов россиян считают демократию полезной для России. Резко падает интерес молодежи к политике. По недавним опросам ВЦИОМ, политикой интересуются лишь 2 процента молодых людей… Как бы вы прокомментировали эти данные?

     - Я бы не относился так доверчиво к этим цифрам. Помню, летом пресса пестрела заголовками «ВЦИОМ: 82 процента россиян – за цензуру на телевидении». На поверку оказывается, что только один (!) процент опрошенных высказался за цензуру политических сюжетов. Откуда же взялись «82 процента россиян»? Оказывается, люди говорили, что следует ограничивать рекламу сомнительных товаров и услуг, высказывались против фильмов, пропагандирующих криминальный образ жизни, против смакования подробностей катастроф, терактов и так далее. Правильнее было бы сказать: «За политическую цензуру на ТВ - только 1 процент жителей России».
     Ну а что касается двух процентов молодых людей, которые интересуются политикой, то ведь на выборы-то приходит гораздо больше. Так что позволю себе усомниться в том, что лишь 25 процентов россиян считают демократию полезной для России и что у нас такая аполитичная молодежь.

     - Мы встречаемся накануне Нового года. Кстати, как вы его будете отмечать?

     - В кругу родных и друзей.

     - Что бы вы хотели пожелать читателям «Красной звезды», всем российским военнослужащим?

     - В преддверии Нового года желаю бодрости духа, веры в свою страну, уверенности в будущем. Желаю быть достойными продолжателями славных традиций Российской армии!


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex