на главную страницу

11 Января 2006 года

Армия и общество

Среда

НА СЛУЖБЕ ГОСУДАРСТВУ

Ирина ЖИРНОВА, «Красная звезда».



Для 2005 года, с которым мы простились, это было знаковым событием: 1 февраля вступил в силу Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Он определил принципы гражданской службы, ее взаимосвязь с другими видами государственной службы, в том числе и военной, классификацию должностей, классных чинов и статус гражданского служащего. В связи с этим в Вооруженных Силах РФ было создано Управление по вопросам государственной гражданской службы (УВГГС) Минобороны РФ. Об основных направлениях работы этого нового подразделения и о самой госслужбе рассказывает начальник УВГГС Константин Щукин.

     - Константин Николаевич, в Вооруженных Силах нашей страны всегда был гражданский персонал. На протяжении многих лет существовал определенный порядок работы служащих Российской армии, который базировался на Кодексе законов о труде. Но тем не менее еще 10 лет назад началась работа по созданию принципиально новой системы, которая получила название государственной гражданской службы. В чем причины этой реформы?
     - Государственная служба – понятие многообразное, включающее в себя ряд видов службы, в том числе и военную. Ведь есть еще милиция, органы прокуратуры, судейские департаменты, дипломатическая служба. Каждая из них развивалась по внутренним правилам и канонам, в каждой разрабатывались свои принципы определения классности и чинов, материального вознаграждения и т.д. В связи с этим постепенно вызревала необходимость упорядочить всю эту систему, разработав общие положения для всего круга работников, занятых государственной гражданской службой. Работа эта началась в 1995 году, когда был принят Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации». Он регламентировал работу гражданских служащих, базируясь на Кодексе законов о труде.
     Отправной точкой последующей работы можно считать ноябрь 2000 года, когда было принято решение о создании группы экспертов и ученых для подготовки проектов соответствующих документов по данному вопросу. Итогом этой работы стала Концепция реформирования государственной службы РФ, которую Президент России утвердил 15 августа 2001 года. Два года спустя на основе этого документа был разработан Федеральный закон № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», подписанный Президентом РФ 27 мая 2003 года.
     - Что принципиально нового принес этот закон государственным служащим различных ведомств?
     - Новизна данного закона в том, что в нем впервые определяются правовые и организационные основы системы госслужбы России, в которую входят государственная гражданская служба, военная и правоохранительная службы. При этом государственная гражданская служба подразделяется на федеральную и субъектов Российской Федерации. Также в этом законе закреплена важнейшая правовая норма, гласящая, что нанимателем федерального государственного служащего является Российская Федерация.
     - Это положение существенно меняет отношения между непосредственным начальником и подчиненным?
     - Я бы сказал так: положение выводит эти отношения на качественно иной уровень. Коль скоро человек поступает на государственную службу, то и его соответствие этому высокому предназначению определяет не непосредственный начальник, который призван организовывать его службу и контролировать процесс ее исполнения, а государство в лице уполномоченных для этого представителей. Таким образом, в соответствии с упомянутым выше законом госслужащий должен служить Российской Федерации, а не непосредственному должностному лицу, которое является в данных обстоятельствах техническим проводником воли государства.
     - Подобные законы есть и в других странах?
     - Конечно, эксперты внимательно анализировали опыт зарубежных стран, перенимая у них все наиболее значимое, прошедшее проверку временем. Например, в Канаде подобный закон был принят в 1876 году, потом в 1915 году туда внесли изменения, и в таком виде он действует и по сию пору. Так что применительно к этой стране можно говорить о сложившейся системе, доказавшей жизнеспособность. Почему же не воспользоваться накопленным опытом, создавая собственную концепцию госслужбы? Экспертная группа постаралась создать современный закон, основанный на мировых традициях и учитывающий специфику нашей страны.
     - Почему возникла необходимость создания нового управления? Ведь уже существовала специальная структура, которая занималась гражданским персоналом в Вооруженных Силах.
     - Вы, наверное, заметили, что между датами подписания Закона «О государственной гражданской службе РФ» и вступления его в силу прошло полгода. Этого времени было достаточно, чтобы прийти к однозначному выводу: прежним составом Управления труда и заработной платы гражданского персонала Минобороны решить все возникшие задачи просто не представляется возможным. В результате было принято решение о создании специального управления, на которое возложены функции реализации положений указанного закона в полном объеме.
     - Введение государственной гражданской службы в Министерстве обороны не предполагает автоматического переведения всех гражданских служащих в этот ранг?
     - Ни в коем случае, ни о каком автоматизме и речи быть не может. Если внимательно изучить дух и букву закона, то можно сделать четкие выводы. Во-первых, должности гражданской службы вводятся для осуществления полномочий Министерства обороны, а во-вторых, строго определены критерии их замещения. Федеральный закон вводит новые позиции и понятия, в соответствии с которыми и будет организована кадровая работа. К ним в первую очередь относится организация гражданской службы не в отдельном государственном органе. Речь идет о целом виде службы независимо от министерства или ведомства. Учреждаются 4 новые категории должностей госслужбы: руководители, помощники (советники), специалисты и обеспечивающие специалисты. При приеме на госслужбу должен более широко применяться конкурсный отбор. Основной формой соглашения при приеме на работу становится служебный контракт. Вводится должностной регламент, что позволит повысить ответственность и эффективность исполнения гражданским служащим своих обязанностей. Не реже 1 раза в 3 года будет проводиться аттестация служащих. Кроме того, вместо квалификационных разрядов устанавливаются классные чины, которые будут присваиваться после сдачи соответствующих экзаменов. Устанавливается единый порядок формирования кадрового резерва, вводится новый порядок оплаты служебной деятельности госслужащих, комплекс материальных и моральных поощрений и награждений за безупречную и эффективную гражданскую службу. Так что для того, чтобы получить это высокое звание, надо пройти соответствующий отбор и доказать свое право занимать ту или иную должность.
     - Каковы задачи Управления государственной гражданской службы Минобороны РФ?
     - Организационно наше управление состоит из 3 отделов: организационно-планового и статистики, кадров и нормативно-правового. Положение об управлении утверждено приказом министра обороны № 165 от 6 мая 2005 года. В соответствии с этим документом основные задачи УГГС таковы: организация приема, прохождения и прекращения гражданской службы; организация и обеспечение работы конкурсной, аттестационной комиссий, комиссий по урегулированию конфликта интересов и по служебным спорам; осуществление подбора и расстановки федеральных государственных гражданских служащих Минобороны РФ; разработка нормативных правовых актов Минобороны по реализации требований Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ»; организация правовой и социальной защиты гражданских служащих.
     - Не могли бы вы более подробно рассказать о квалификационных требованиях, которые предъявляются к гражданам, которые хотели бы поступить на госслужбу?
     - Это один из важнейших вопросов, который принимается во внимание при приеме на государственную гражданскую службу. Для положительного решения необходимо соответствовать определенным требованиям по уровню профессионального образования, стажу гражданской службы или стажу (опыту) работы по специальности, обладать профессиональными навыками и знаниями, необходимыми для исполнения должностных обязанностей. К примеру, для категории «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей необходимо среднее профессиональное образование соответствующего направления деятельности. Для всех прочих категорий – высшее образование. Для старших должностей федеральной госслужбы необходимо иметь не менее 3 лет стажа работы по специальности, для ведущих должностей – не менее 2 лет стажа гражданской службы и 4 лет стажа работы по специальности. В настоящее время подготовлен приказ министра обороны по квалификационным требованиям к профессиональным знаниям и навыкам.
     - Когда госслужащие в системе Минобороны смогут получить классные чины?
     - Это один из важнейших вопросов. В настоящее время идет усиленная подготовка условий для его реализации. В связи с тем что присвоению классного чина предшествует сдача квалификационного экзамена, нами подготовлен проект приказа министра обороны по составу аттестационных комиссий, определяем персональный состав независимых экспертов, которые войдут в состав этих комиссий, определили форму и содержание договоров с ними по оказанию возмездных услуг, а также акта приема их работы, подготовили рекомендации по работе аттестационных комиссий. Стремимся создать все условия, для того чтобы каждый государственный гражданский служащий, которому это положено, мог реализовать свое право на присвоение классного чина.
     - Чтобы успешно сдать экзамен на получение классного чина, необходимо регулярно повышать квалификацию. У госслужащих будет такая возможность?
     - Проблеме повышения квалификации гражданских служащих и их переподготовке придается большое значение. Если раньше они должны были пройти повышение квалификации один раз в пять лет, то теперь эта норма снижена до трех лет. И, как вы справедливо заметили, процесс повышения квалификации теперь напрямую увязан с принятием у работника аттестационной комиссией квалификационного экзамена на присвоение классного чина. Только с сентября по декабрь прошлого года около 50 гражданских служащих повысили квалификацию. Сейчас развернута работа по определению списка учебных заведений, в которые будут направляться гражданские служащие в текущем году. Важно наладить контроль за своевременным оповещением людей о сроках и месте учебы, их прибытии к началу занятий, провести анкетирование служащих после обучения. Считаем это направление работы приоритетным.
     - Думаю, что многие наши читатели после вашего интервью захотят получить дополнительную информацию, чтобы принять участие в конкурсе на замещение вакантных должностей в системе государственной гражданской службы Минобороны РФ. Куда они могут обратиться?
     - Наше управление готово оказывать помощь гражданам в трудоустройстве на вакантные должности федеральной государственной гражданской службы Минобороны РФ, а также консультировать гражданских служащих по правовым и иным вопросам гражданской службы. К нам можно обратиться с письменным запросом по адресу: 119160 г. Москва, Управление по вопросам государственной гражданской службы Министерства обороны РФ. Контактные телефоны: по трудоустройству – 157-85-07, по нормативным и правовым вопросам – 157-89-78, по вопросам подготовки гражданских служащих Минобороны РФ – 157-83-61. Мы открыты для сотрудничества и рады ответить на любые вопросы тех, кого предметно и по существу интересуют проблемы госслужбы.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex