на главную страницу

14 Января 2006 года

Иран

Суббота

Пломбы обойдутся дорого

Роман СТРЕШНЕВ.



     

     В четверг европейская «тройка» (Германия, Франция и Великобритания) на встрече в Берлине в ходе рассмотрения вопроса о возобновлении Тегераном программы по обогащению урана высказалась за передачу иранского ядерного досье на рассмотрение Совета Безопасности ООН. При этом было подчеркнуто, что переговоры с Ираном по урегулированию конфликта дипломатическими средствами зашли в тупик. А Соединенные Штаты устами госсекретаря Кондолизы Райс призвали провести экстренное заседание с целью рассмотрения ядерной проблемы Ирана.
     В ответ на это Тегеран, который несколько дней назад снял под наблюдением инспекторов Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) пломбы с оборудования в трех ядерных центрах в Натанзе, Парс-Траше и Фараянде, пригрозил прекратить сотрудничество с МАГАТЭ. Так, министр иностранных дел ИРИ Манушехр Моттаки заявил: «В случае передачи нашего атомного досье в СБ ООН европейские страны потеряют рычаги, которыми они сейчас обладают. Правительство Ирана будет вынуждено в соответствии с принятым парламентом законом прекратить все добровольные меры сотрудничества с МАГАТЭ».
     Вскоре в Лондоне в срочном порядке начнутся консультации по ядерной проблеме Ирана. В них примут участие представители России, США, Китая и «евротройки». В этом плане особое внимание привлекает позиция Москвы. Напомним, что недавно наша страна выступила с взаимовыгодной инициативой – обогащать иранский атом на своей территории, что устраивало бы не только Россию и Иран, но и Европу. Особенно если учесть, что объявленные Тегераном планы по созданию серии новых АЭС могут быть реализованы только в долгосрочной перспективе, а значит, и топливо для них потребуется не завтра и не в будущем году, а ближе к концу десятилетия. Однако Иран отказался принять данное предложение. В этой связи глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что России будет трудно содействовать усилиям по урегулированию ситуации вокруг ядерной программы Ирана, если Тегеран вновь не введет мораторий на ядерные исследования.
     Тем временем получили широкое распространение сообщения о том, что в стенах Пентагона срочно занялись разработкой военной операции против ИРИ. Их поспешили опровергнуть в Вашингтоне, заявив, что в США в настоящий момент не рассматривают возможность использования силы против Ирана, чтобы не дать Тегерану повод создать ядерное оружие. Вместе с тем развитие событий вокруг Ирана, по словам госсекретаря США Кондолизы Райс, свидетельствует лишь о начале нового этапа в международных дипломатических усилиях для решения проблемы иранской ядерной программы. Тегеран «показывает, что он предпочел путь осложнения отношений с мировым сообществом сотрудничеству и переговорам», - подчеркнула она.
     Тем временем появилась информация, что Израиль, который считает ИРИ единственной крупной для себя угрозой, составил планы нанесения ударов по ядерным объектам Ирана с применением противобункерных бомб, предоставленных США. В прошлом месяце Беньямин Нетаньяху, бывший премьер-министр и лидер партии «Ликуд», заявил, что если он победит на всеобщих выборах в марте, то последует примеру бывшего премьер-министра Менахема Бегина, который в 1981 году приказал израильским ВВС разбомбить иракский ядерный завод. «Иранская угроза – это угроза для существования. В этом отношении я продолжу политику Менахема Бегина, который помешал соседу Ирана, Ираку, получить ядерное оружие, предприняв жесткие и смелые меры. Я полагаю, именно это Израиль должен сделать и сейчас», – заявил он.
     По неофициальным сведениям, совместный американо-израильский удар должен быть нанесен по Ирану весной. Однако, по мнению большинства экспертов, у Израиля нет пока конкретных намерений предпринимать силовые действия в отношении Ирана, пока не будут исчерпаны ресурсы дипломатического давления. Правительство Израиля учитывает серьезные политические и военные отличия нынешней ситуации от положения вокруг Ирака 25 лет назад.
     На этом фоне Иран начинает жить с идеей войны. В Тегеране и в других крупных городах появляются гигантские плакаты с лозунгами времен Хомейни: народ призывают мобилизоваться и с отвагой встретить вражеское нападение. Население и банковские институты, связанные с правительством, начинают изымать капиталы из западных банков из опасения, что счета будут заморожены вследствие санкций или по причине вооруженного конфликта.
     И все же очевидно, что в данных условиях главным рычагом давления на ИРИ станет не военный, а политико-экономический. Причем вряд ли Совет Безопасности ООН сразу же пойдет на принятие санкций против Ирана. Хотя в конечном счете такое развитие событий исключать нельзя, особенно учитывая тот факт, что Тегеран продолжает демонстрировать внешнее спокойствие и готовность идти намеченным путем. Необходимо также подчеркнуть, что усугубление иранской проблемы, несомненно, обострит ситуацию в зоне всего Персидского залива, что в свою очередь вызовет новый виток напряженности, рост цен на нефть и энергоносители. Вряд ли это будет выгодно как США и странам Евросоюза, так и самому Ирану.
     Как заявил в этой связи генеральный секретарь ООН Кофи Аннан, «налицо заинтересованность всех в конструктивном процессе, который бы дал шанс на дипломатическое урегулирование». По его мнению, Тегеран все еще заинтересован в «серьезных и конструктивных переговорах» с европейской «тройкой» по поводу своей ядерной программы. Это заявление генсек ООН сделал после того, как побеседовал с секретарем Высшего совета национальной безопасности ИРИ Али Лариджани, который уполномочен от имени иранского правительства вести переговоры по вопросам, связанным с ядерной программой страны.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex