на главную страницу

14 Января 2006 года

Армия и общество

Суббота

Нет службы веселее…

Виталий АНЬКОВ, «Красная звезда».



Командир большого противолодочного корабля «Адмирал Трибуц» капитан 1 ранга Сергей Анатольевич Грачев охарактеризовал командира дивизиона движения капитана 3 ранга Мирослава Седельникова коротко, но емко:
- За весь поход не было ни одной потери хода, ни одной серьезной поломки материальной части, хотя она испытала наибольшие перегрузки. Главные двигатели, генераторы часто работали на высоких режимах. Неоднократно в условиях жаркого тропического климата мы были вынуждены давать большой ход. В одном совместном отряде с нашей стороны были крейсер «Варяг» и БПК «Адмирал Пантелеев», в другом Россию представлял только «Адмирал Трибуц». От индийских кораблей мы не только не отставали, но и обгоняли их… Они тоже не новые, но у них рядом база, обслуживание. А мы за тысячи миль, и техника наша привыкла совсем к другому климату. В общем, молодец Мирослав Сергеевич!


     Отец капитана 3 ранга Мирослава Седельникова служил в морчастях Погранвойск. Одна из последних должностей – замкомбрига по тылу, командир базы на острове Шикотан. К сожалению, его уже нет в живых. Мама живет в Ленинградской области. Старший брат был командиром электромеханической боевой части, служил в Севастополе. Уволился по сокращению, когда корабли отдавали украинской стороне.
     Окончил Мирослав, как и брат, Ленинградское высшее военно-морское училище имени В.И. Ленина. Тогда же, в 1998 году, оказался на гвардейском ракетном крейсере «Варяг», где принял должность командира машинной группы. Через пять лет отучился на классах, должен был с повышением возвратиться на «Варяг», но место к тому времени еще не освободилось… Поэтому вот уже почти год на «Трибуце»…
     БПК «Адмирал Трибуц» самый возрастной в бригаде. Полная переборка главных двигателей производилась примерно семь лет назад. Поэтому проблемы с подготовкой к походу, конечно, были. Началась она еще прошлой зимой. Довольствующие органы, в отличие от былых времен, шли навстречу. Все были заинтересованы, чтобы снабдить корабль необходимым имуществом и ЗИПом. Дивизионом движения была проделана большая работа на материальной части. Провели полную ревизию главных двигателей, генераторов, насосов, всех трубопроводов. Неоценимую помощь оказали при этом представители промышленности.
     - Насколько мне помнится, – перевел я наш разговор на другую волну, – одна из проблем, возникающих в начале и в конце дальних походов зимой, – «запарафинивание» летнего топлива, что приводит к засорению фильтров...
     - Мы этому вопросу уделили особое внимание, – отвечает Мирослав. – Хотя, когда уходили, было еще тепло, предварительно поменяли все фильтры и были готовы в любой момент к их очистке. Навыки личный состав уже имел. Аналогично поступили при возвращении, на подходе к холодным водам Японского моря. Проблем не возникло…
     Впрочем, все предусмотреть, конечно, нельзя, и работы по устранению возникавших неисправностей хватило на весь поход. Уже в Южно-Китайском море из-за потепления забортной воды ухудшилось охлаждение подшипников… Или другой пример. После Индии кораблю нужно было давать ход двадцать с лишним узлов. Торопились в Джакарту. Постоянно работали два форсажных двигателя. Было достаточно сильное волнение, отчего топливо перебалтывалось, и частичками взвеси часто забивались фильтры. В течение двух суток практически никто не спал, выполняя достаточно грязную и неприятную работу. Однако коллектив БЧ понимал поставленную задачу, трудился дружно, самоотверженно…
     - Когда Цусимский пролив прошли, с рулевой машиной возникли проблемы, – продолжает Седельников. – Резервный насос запустили, который ею управляет, а с основным пришлось целые сутки возиться. И командир БЧ-5 капитан 2 ранга Олег Владимирович Семин, и я, и даже флагманский механик капитан 2 ранга Александр Юрьевич Долганов участвовали в довольно сложном ремонте. Чтобы исполнительный механизм заработал, пришлось полностью перебирать весь насос. Матросы тоже помогали и учились тут же… Кстати, уровень их профессиональной подготовки до и после похода – две большие разницы, как говорят в Одессе… Когда уходили, процентов сорок моряков были молодыми. Сейчас их так назвать язык не повернется…
     А однажды сработала сигнализация на пульте управления главными двигателями, и один из них автоматически остановился. Тут же в ПЭЖ (пост энергетики и живучести) прибежал вахтенный носовой машины матрос Александр Расторгуев и доложил о том, что все параметры ее работы были в норме. Начали разбираться. Алгоритм действий подсказывал проверить масляные фильтры. Вскрыли их и обнаружили металлическую стружку. Это означало два варианта: вышел из строя подшипник или масляный насос. Провернули двигатель вручную. Все нормально. Значит, насос. Вот тут и потребовалось от моряков нечто большее, чем просто профессионализм. Дело в том, что насос расположен в раме двигателя, в тот момент еще очень горячего. Подлезть к нему, причем с большим трудом, обливаясь потом и обжигаясь, мог только один человек. Сначала это был Расторгуев, потом матрос Роман Тадышев, потом опять Расторгуев… Вот так, сменяя друг друга, матросы и выполнили задачу необычайной сложности…
     А взять ту же заправку топливом на ходу. Расстояние до танкера небольшое. Скорость всего шесть-семь узлов. Управляемость кораблем при этом снижается. Чтобы улучшить ее, обеспечить безаварийность операции, запускали все четыре двигателя. Телеграф срабатывал часто и с минимальными значениями. Проще говоря, уменьшали или добавляли ход по чуть-чуть. Оттого и напряжение колоссальное. Малейшая неточность в работе операторов или «сюрприз» со стороны двигателей могли привести к печальным последствиям. Но, слава богу, все пять заправок прошли в штатном режиме. Даже при довольно сильном волнении моря…
     - Это ваше первое длительное плавание? Время долго тянулось? – уточняю у Мирослава.
     - Был еще поход в Шанхай, но гораздо короче и проще. Время же в постоянной работе прошло незаметно. Только последние дни долго тянулись. Всем хотелось домой, подышать нормальным воздухом, а не влажным, тропическим…
     - У вас сейчас очень ответственный период. За личным составом нужен глаз да глаз. Это в море просто некогда заниматься всякой ерундой, а у пирса, да когда все стали настоящими морскими волками…
     - Работы по-прежнему хватает, идет послепоходовый ремонт, так что расслабляться и отдыхать пока просто некогда… К тому же, говорят, на днях опять ненадолго в море…
     - Дома-то успели побывать?
     - У меня нет пока дома. Не женат…
     - Небось, скажете сейчас, как многие холостяки в вашем возрасте говорят, что некогда было…
     - В общем-то да…
     Чуть позже мы спустились с капитаном 3 ранга Мирославом Седельниковым в носовое машинное отделение, где трудились его подчиненные. Картина, надо сказать, не для материнских глаз. Еще ниже, чем мы стояли, под пайолами, два матроса, подсвечивая себе переносной электролампой, едва помещаясь между многочисленными трубопроводами, орудовали огромными гаечными ключами и другими инструментами…
     - Ребята, давайте покажем всем, что нет службы веселее, чем в БЧ-5!..
     Матросы Николай Волошко и Александр Лукашов с удовольствием мне попозировали. И в их улыбках я не почувствовал ни малейшей фальши… Позже, сделав лицо как можно серьезнее, я предложил Николаю и Александру походатайствовать об их переводе в более легкое подразделение корабля – химслужбу… Они испугались. Честное слово.
     На снимках: друзья-механики матросы (слева направо) Роман ТАДЫШЕВ, Александр ЛУКАШОВ, Александр РАСТОРГУЕВ, Николай ВОЛОШКО; командир дивизиона движения БПК «Адмирал Трибуц» капитан 3 ранга Мирослав СЕДЕЛЬНИКОВ. Фото автора.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex