на главную страницу

14 Января 2006 года

Армия и общество

Суббота

Волоколамский кинорубеж

Ирина ПАВЛЮТКИНА, «Красная звезда».



     

     Подмосковному Волоколамску не раз приходилось быть форпостом на пути захватчиков к сердцу России – Москве. Битвы с врагом на волоколамской земле порой решали судьбу страны, так было и в годы Великой Отечественной войны. Символично, что Международный фестиваль военно-патриотического фильма им. С.Ф. Бондарчука «Волоколамский рубеж» проводится именно здесь. Его учредителями стали Министерство культуры правительства Московской области, Союз кинематографистов РФ, администрация Волоколамского района при активной поддержке Федерального агентства по культуре и кинематографии.

     Нынешний кинофорум, второй по счету, открыл юбилейный год, посвященный 65-летию декабрьского контрнаступления советских войск под Москвой. Еще одной юбилейной датой стало 85 лет со дня рождения классика отечественного и мирового кино режиссера Сергея Бондарчука, благодаря которому тема патриотизма в российском кинематографе обрела плоть. Для героев его картин «Судьба человека», «Они сражались за Родину», «Борис Годунов», «Сталинград», «Тихий Дон» понятия Отечество, Родина, Россия тождественны судьбе. Самые трагические сцены киноэпопеи «Война и мир», ставшей третьим советским фильмом, получившим «Оскара», 40 лет назад снимались как раз в Волоколамском районе. В рамках кинофестиваля прошел вечер памяти великого мастера с участием известных актеров, была показана картина Федора Бондарчука «9 рота», которую он посвятил своему отцу. Фильмом «Военно-полевой роман» устроители фестиваля отметили и 80-летие режиссера-фронтовика Петра Тодоровского. Его картина «В созвездии Быка» на первом кинофестивале получила главный приз в номинации «игровое кино».

     Среди кинофестивалей у «Волоколамского рубежа» миссия особая. По словам президента МКФ народной артистки России Ирины Скобцевой-Бондарчук, «необходимо сохранить историческую народную память и поклониться тем, кто не щадя живота своего остановил наступление на Москву здесь, на Волоколамском рубеже. На этой земле зарождалась энергия будущей Победы. Отрадно, что все больше молодых кинематографистов обращаются к нашей истории и рассказывают об этом современным языком».

     Фестиваль юный, но уже видно, что роль его в содействии развитию военно-патриотического кино, в продолжении традиций единого кинематографического пространства России, стран СНГ и Балтии будет только расти. И международным его назвали по праву. Уже сейчас в конкурсных программах были представлены картины 2004 – 2005 гг. из Германии, Польши, США, Чехии, Кореи, Франции, Нидерландов, Великобритании, России, Белоруссии, Украины, Молдавии и Дагестана. Жюри выбирало лучшие из 27 документальных и 11 художественных фильмов. Известный кинодраматург Юрий Клепиков («Не болит голова у дятла», «История Аси Клячкиной», «Романовы: Венценосная семья», «Мама вышла замуж», «Пацаны» и др.) возглавил жюри конкурса игрового кино. Главную награду и приз зрительских симпатий получил фильм Денниса Ганзеля «Академия смерти» (Германия) о юных воспитанниках спецшкол фюрера. Фильм жесток и реалистичен, потому что основан на документальном материале: дед режиссера обучался в одном из таких учебных заведений, призванных готовить элитные кадры для третьего рейха. Все в них подчинено нацистской идее об избранности арийцев. Главный герой – шестнадцатилетний Фридрих, ему приходится в это страшное время учиться понимать истинное значение жизни, смерти, дружбы... И любви, добавила бы героиня картины «Источник жизни» (Чехия) режиссера Милана Циеспара актриса Моника Гилмерова, ей вручили приз за лучшую женскую роль. А сама лента получила специальный приз «За воплощение нравственной красоты человека». В фильме на контрасте показана чудовищность плана о «выведении» человека «чистой» расы – сверхличности, полученной от циничного «скрещивания» особо отобранных девочек-ариек и лучших, породистых эсэсовцев.

     Приз «За лучшую мужскую роль» в новой ленте режиссера Валерия Огородникова «Красное небо, черный снег» (Россия) получил актер Алексей Девотченко. Исторически и человечески бережно в картине показана жизнь тыла 1943 года. Здесь – своя война и свои нравственные победы. Оператор Дмитрий Долонин заслужил диплом «За высокое профессиональное мастерство в раскрытии темы войны».

     У режиссера Алексея Карелина за фильм «Время собирать камни» (Россия) тоже достойная награда: диплом «За воплощение драмы человека, выстоявшего в войне». Капитуляция гитлеровской Германии. Что дальше, как жить тем, кто прошел ад войны. Непросто вернуться к мирной жизни недавним врагам…

     Жюри конкурса документальных фильмов возглавил легендарный военный кинодокументалист, фронтовик-орденоносец Семен Школьников.

     Главный приз «За талант и мастерство в раскрытии военно-патриотической темы в документальном кино, за открытие новой темы: подвиг русской эмиграции и французское Сопротивление в годы второй мировой войны» был вручен режиссеру Виктору Лисаковичу за фильм «Остаться русскими» (Россия). Кинодокументалистика – это не столько отображение прошлого, ее первоочередная задача – поймать главный нерв настоящего. Фильм «Граждане Беслана» (Россия) режиссера Вадима Цаликова получил спецприз жюри фестиваля «За яркое, страстное и внятное раскрытие темы гражданского подвига жителей Беслана, за глубину понимания братства, любви и жертвенности детей и взрослых в час национальной трагедии». Фильм дошел до сердца каждого сидящего на просмотре. Не было в нем нагнетания страстей и нарочитого поиска виновных в трагедии, но от экрана явственно шел поток пронзительной боли от потери и благодарности за сострадание. Фильм стал символом скорби, Памяти и любви. И он стал сам ее созидать. Позже в дружеской беседе режиссер рассказал, что одна из героинь его ленты – бывшая заложница, которая, рискуя собственной жизнью, спасала детей, стала его женой…

     С этой картиной перекликался и фильм «Живи и веруй» (Россия) молодого режиссера, автора сценария и продюсера Сергея Роженцева. Спецприз жюри был вручен «За честность, огонь и боль художника в раскрытии трагической темы чеченской войны». Этот фильм – эхо всех трагедий «горячих точек» и искренняя надежда на возрождение истинной веры: в чистоту человеческой души. «Живи и веруй» получил и приз прессы «За воплощение образа современника». В своем фильме «Долгое эхо плена» (Россия) режиссер Борис Головня взялся за тему трагическую и чрезвычайно сложную: судьба пленных в годы Великой Отечественной войны. Но исполнил ее так достойно и проникновенно, что был оценен дипломом жюри. Чрезвычайно тяжело ярко и выразительно поведать о выдающейся битве Великой Отечественной – Ясско-Кишиневской операции 1944 года. Режиссер Николай Гибу в фильме «И поклонимся» (Молдавия) использовал в документальном кино интересные художественные приемы, за что тоже получил диплом жюри. Диплом жюри достался и белорусскому режиссеру, автору сценария фильма «Красный дьявол» Анатолию Алаю «За смелый и оригинальный фильм в жанре документального портрета». Приз Ассоциации Героев России «За память о героях Великой Отечественной войны» получил режиссер Борис Сарахатунов – фильм «Человек человеку…» (Россия).

     Награда – приз губернатора Московской области «За выдающиеся заслуги в развитии отечественного кинематографа» была вручена и народной артистке России, можно сказать, «маме» нового фестиваля Ирине Скобцевой-Бондарчук.

     Награждение лучших – это, конечно, необходимо и приятно. Но для организаторов и подвижников фестиваля, для всех его участников важно другое: вернуть людей в кинотеатры. Не «модифицированным» продуктом, который опасен для здоровья, а истинно духовной пищей. Показы лент на «Волоколамском рубеже» прошли в трех фестивальных точках города и в ближайших к нему Истринском районе, в поселках Лотошино и Шаховская, городе Рузе. Здорово, что добротный, полноценный кинофорум состоялся в малых городах России, а не в привычных уже столицах. Интересы самых маленьких любителей экрана устроители фестиваля тоже учли. Во внеконкурсной программе фильмов для детей состоялись показы полнометражных анимационных фильмов «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» Константина Бронзита, картины Юрия Норштейна «Сказка сказок», ленты Аллы Суриковой «Тайна Волчьей пасти».


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex