на главную страницу

17 Января 2006 года

Армия и общество

Вторник

Мистер «Калинка»

Ирина ПАВЛЮТКИНА, «Красная звезда».



     «На сцене дважды Краснознаменный Академический ансамбль песни и пляски Российской армии имени Александрова» - все чаще объявляют на самых престижных сценах нашей страны и за рубежом. Сильнее становится Россия, и все больше интерес к ее главному «поющему подразделению» - известному во всем мире армейскому творческому коллективу, к «поющим дипломатам». Ведь не секрет, хорошая песня в великолепном исполнении хора александровцев зачастую может лучше рассказать о мощи и величии страны, духовной красоте людей, ее населяющих, чем иная дипломатическая миссия. Стоит только побывать на концерте военных артистов… ну, например, в Лондоне. Лишь зазвучит со сцены «Калинка» - «визитная карточка» ансамбля - и все: сердца англичан растаяли. И только слышны «браво» и «бис» солисту хора Василию Ивановичу Штефуце, мистеру «Калинка», как уже десятилетия тепло зовет его английская публика. И хотя в ансамбле что ни артист – то талант, сегодня речь идет о человеке, который из своих недавно исполнившихся семидесяти лет более чем сорок носит гордое звание александровец: о народном артисте Российской Федерации Василии Ивановиче Штефуце. В честь юбиляра его товарищи дали концерт, пригласили курсантов Военного университета столицы и вместе с ними аплодировали, когда статс-секретарь – заместитель министра обороны РФ генерал армии Николай Панков наградил артиста медалью Минобороны РФ «Генерал-майор Александр Александров» за № 3. Заметим, что № 1 и № 2 соответственно были вручены народным артистам СССР Иосифу Кобзону и Александре Пахмутовой.
     …Первыми песнями маленького Василя Штефуцы из небогатой семьи закарпатских колхозников, как он сам вспоминает, скорее всего, были рождественские колядки. Вся их большая дружная семья (Василий – седьмой ребенок) славилась музыкальностью, а отец так вообще пел в церковном хоре. Правда, профессии всей многочисленной родни к музыке не имели никакого отношения. И Василий мечтал стать врачом-хирургом и собирался поступать на медицинский факультет Ужгородского университета. Но, как говорится, «согласных судьба ведет, а несогласных тащит». Активного участника школьной самодеятельности делегировали на областной смотр юных талантов, откуда паренек привез главный приз, почетную грамоту и напутствие-рекомендацию преподавателя по вокалу из музыкального училища в Ужгороде, замечательного пианиста Андрея Евгеньевича Задора: обязательно учиться вокалу! Впоследствии именно он дал молодому дарованию мощный старт, «распевал», тренировал голос сложными вокальными упражнениями, разучивал с ним романсы, арии. Но Штефуца так и не окончил музыкальное училище. На одном из прослушиваний его заметил профессор из Москвы Иван Карпович Назаренко и дал Василию и двум его товарищам рекомендации для поступления в Московскую консерваторию. В столице Василий взял свой первый творческий приз: три тома поэта Тараса Шевченко и томик писательницы Леси Украинки. Эти четыре книги вместе с грамотой, изменившие его судьбу, Василий Иванович бережно хранит и поныне.
     В консерватории начал учиться у Марии Владимировны Владимировой – сестры знаменитой русской певицы Большого театра Барсовой. Штефуце вообще везло на педагогов. Но и сам он был способным учеником. И когда Мария Владимировна по причине преклонных своих лет не смогла с ним заниматься, она порекомендовала талантливого парня для продолжения учебы в Гнесинку, где ректором был легендарный профессор Юрий Владимирович Муромцев. Всем вышеперечисленным педагогам подходит эпитет «великолепный», не стала исключением и Нина Александровна Вербова, которая забрала к себе Штефуцу с третьего курса консерватории. Окончил он вечернее отделение Гнесинки: женился еще будучи студентом, надо было работать, кормить жену и ребенка. По натуре Василий Иванович во всем человек верный и страстный – и в творчестве, и в жизни. Любви с первого взгляда с его Верочкой скоро подходит дорогой юбилей – не за горами золотая свадьба.
     Работа в музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко на эпизодических ролях Штефуцу конечно же не устраивала. И хотя по окончании учебы ему там сулили райскую жизнь и главные партии, он снова круто поменял жизнь. Видел себя в Ансамбле песни и пляски им. Александрова. Этот коллектив уже тогда олицетворял для него две важные ипостаси: высший знак творческого мастерства – а Штефуце хотелось более широкого, чем в опере, раскрытия своего голоса и жизнь путешественника. Армейские артисты уже тогда исколесили вдоль и поперек весь земной шарик. Штефуца пришел на конкурсное прослушивание в ансамбль – и прошел его. Лирический тенор приятного тембра и широкого диапазона, тонкое музыкальное восприятие молодого претендента покорили экзаменаторов, так же, как сейчас талант Василия Ивановича покоряет слушателей.
     Дальше – песни и концертные дороги стали вести счет годам. К юбилеям принято подводить некие итоги. Стали ли мечты тенора явью? Судите сами. В александровском хоре ныне три солиста. Василий Иванович – один из них. Репертуар его не ограничивается, как некогда, оперными партиями: он знает, наверное, все военные песни страны, русские народные, современные произведения наших и зарубежных авторов. Он любит петь все, и любые музыкальные формы ему подвластны. Путешествия? Лукаво улыбаясь, Василий Иванович отвечает на мой вопрос: «Не побывал пока еще только в Австралии да в Индии, по-моему, только там александровцы концертов не давали!» И добавил грустно: «В Афганистане, Югославии, Чечне тоже выступал. Мечтаю лишь, чтобы эти «горячие точки» скорее остыли…»
     Вот такие мечты и планы у Штефуцы. Так что какие там 70 лет… Разве ж это годы? Главные песни у мистера «Калинки» еще впереди!


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex