на главную страницу

19 Января 2006 года

Армия и общество

Четверг

Виталий МАРГЕЛОВ:
«Пора вернуть долги военным пенсионерам!»

Беседу вел Александр БОНДАРЕНКО, «Красная звезда».



11 января с.г. в Госдуме состоялся «правительственный час» на тему: «О мерах, принимаемых Правительством Российской Федерации по повышению уровня социальной защищенности военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей». Участие в разговоре принимали заместитель председателя Правительства РФ - министр обороны Сергей Иванов, министр внутренних дел Рашид Нургалиев, министр финансов Алексей Кудрин.

     

     
Визитная карточка

     Виталий Васильевич Маргелов родился 1 декабря 1941 г. Окончил юридический факультет Московского государственного университета; в 1965 - 2003 гг. – на службе во внешней разведке, где прошел все ступени от оперативного работника до заместителя директора СВР; генерал-полковник. В 2003 г. избран депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ от политической партии «Единая Россия», заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности.
     Женат, имеет четырех сыновей.

     - Насколько известно, этот «правительственный час» прошел достаточно бурно. Почему? Вроде бы теперь никто не возражает против того, чтобы повышать социальную защищенность представителей силовых структур и военных пенсионеров, все знают, что нужно о них заботиться...
     - Однако скажу с сожалением, что на сегодняшний день в нашем обществе эти вопросы – особенно проблемы военных пенсионеров, ветеранов воинской службы - не получают должного резонанса. Вам не кажется, что средства массовой информации как бы отодвигают их на периферию общественного внимания? Возможно, на фоне таких масштабных тем, как модернизация Вооруженных Сил или иные актуальные вопросы обеспечения национальной безопасности страны, проблемы военных пенсионеров и могут показаться малозначительными. Но такой взгляд представляется по меньшей мере весьма поверхностным.
     - А может, действительно надо сосредоточить все силы на решении масштабных, глобальных вопросов, и тогда частности разрешатся сами собой?
     - Я уверен, что с этим утверждением в первую очередь не согласятся представители военного сообщества - как те, кто сегодня носит погоны, так и те, кто отдал ратной службе лучшие годы, точнее, десятилетия свой жизни. Первые не могут не думать о будущем своем и своих семей, для вторых это вообще насущные, каждодневные проблемы жизни, а порой и выживания.
     В минувшем декабре в Госдуме был организован «круглый стол» на тему «Ветераны военной службы: проблемы и правовое регулирование их социальной защиты», в котором участвовали представители различных регионов России. Трудно даже представить себе эмоциональный накал, сопровождавший дискуссию! Как говорится, досталось на орехи всем - и правительству, и депутатам... Это и есть отражение реальной картины того незавидного положения, в котором оказались сегодня наши ветераны.
     - Естественный вопрос: почему так получается?
     - Причины, это объясняющие, я бы условно разделил на объективные и субъективные. Прежде всего это откровенное игнорирование действующего законодательства - на весьма высоком уровне. Например, статья 55 Конституции РФ говорит о недопущении снижения уровня социальной защиты прав и свобод граждан. Это положение распространяется как на гражданских пенсионеров, чья пенсия индексируется дважды в год в зависимости от инфляции в стране, так и на военных пенсионеров, пенсию которым уже давно не индексировали.
     - А почему военные так выделены?
     - Для определения размера военной пенсии базовыми основами являются оклады по должности и воинскому званию, процентная надбавка за выслугу лет и месячная стоимость продовольственного пайка. Последняя индексация военных пенсий проводилась 1 октября 2003 года в связи с повышением оклада, денежного содержания военнослужащих на 11 процентов.
     - Как-то так получается, что правительство всегда занижает ожидаемый уровень инфляции, а потому обещаемая компенсация на этом фоне поначалу кажется достаточно весомой...
     - Действительно, это повышение не дотягивало до официального уровня инфляции, установленного Госкомстатом за 2003 год. А с тех пор инфляция «съела» уже более 30 процентов военной пенсии. Если в 2003 году средняя пенсия военного пенсионера составляла четыре тысячи рублей, то в прошлом году она по покупательной способности «весила» менее трех тысяч рублей того самого 2003 года... Как видите, налицо фактическое ухудшение материального положения военных пенсионеров, т.е. очевидное нарушение конституционной защищенности их прав.
     - И то же самое происходит с военнослужащими...
     - Да, политика Минфина такова: индексации нет, но за счет игры со всякими надбавками создается видимость повышения денежного довольствия. Однако это «повышение» не превышает даже уровня инфляции... Наконец-то теперь, с 1 января 2006 года, оклады военнослужащих и соответственно военные пенсии увеличены на 15 процентов, хотя увеличение это никак не покрывает инфляционные потери за предыдущие два года... Кстати, большое недовольство людей вызывает и проблема продовольственного пайка, стоимость которого, как я говорил, учитывается при расчете военной пенсии. Сегодня она реально составляет около 60 рублей в сутки, но уже на протяжении ряда лет бюджет исходит из виртуальной цифры в 20 рублей. Специалисты подсчитали, что только по этой позиции за период 2000 - 2004 годов военные пенсионеры недополучили от государства почти 60 миллиардов рублей.
     - Понятно, что этот вопрос волнует не одних только военных пенсионеров…
     - Да, в профильных комитетах Госдумы активно работают над поиском подходов, которые позволили бы исправить возникшие деформации и вернуть людям то, чего они оказались незаслуженно лишены. Скажем, если удастся заставить правительство признать в законодательном порядке накопившиеся долги перед военными пенсионерами, то вполне можно разработать механизм их поэтапного погашения в течение, например, трех лет. Благо деньги у государства сегодня имеются, и немалые. Однако правительство досрочно погашает иностранные долги, но игнорирует задолженность перед собственными гражданами – здесь даже речи не идет о компенсации этих потерь, хотя, повторяю, гражданские пенсии индексировались автоматически. То есть правомерно утверждать, что нарушается и статья 19 Конституции, которая говорит о недопустимости дискриминации граждан по принципу социальной принадлежности.
     - А может, там просто не учли особый статус военных пенсионеров?
     - Вполне возможно! Иначе чем объяснить ситуацию, в которой оказались работающие военные пенсионеры? За каждого из них, как и за работающих гражданских пенсионеров, работодатель направляет отчисления в Пенсионный фонд. Но если к гражданским эти отчисления вернутся в виде прибавки к пенсии, то военный пенсионер эти честно им заработанные деньги никогда не увидит. Почему? Куда они уплывают? Внятного ответа я пока не добился...
     - Вы можете предложить свое решение этой проблемы?
     - Конечно! В данном случае следует не направлять отчисления работающих пенсионеров в Пенсионный фонд, а предложить им, к примеру, самостоятельно открывать накопительные счета в негосударственных пенсионных фондах. С возможностью такого решения, кстати, согласился недавно Конституционный суд. Имеются у депутатов и другие наработки… А пока, по заверениям представителей Пенсионного фонда, эти немалые средства куда-то перечисляются, на что-то отчисляются… Получается, что о конкретном человеке, который их заработал, речь просто не идет.
     - Ну, «человека забыли» – это у нас классика...
     - Да, с конкретным человеком и действующее законодательство порой обходится довольно бесцеремонно. Так, в статьях 1 и 5 Федерального закона «О ветеранах» упоминается такая категория, как «ветеран военной службы». В прежней редакции этого закона имелась статья 23, которая и определяла меры социальной поддержки для 300 тысяч ветеранов военной службы. Однако при корректировке законодательства, сопровождавшей принятие небезызвестного 122-го закона, эта статья исчезла, оставив ветеранов без социальной защиты.
     - И тут ничего уже нельзя исправить?
     - Пусть меня простят за такое сравнение, но Минфин – это каток, который катится, и его не остановишь. Хотя что-то из-под этого катка для людей и можно выдернуть... Вот в последний момент, с боем, с большим боем, но мы добились, чтобы пенсионный отдел сполна возвращал военным пенсионерам деньги, уплаченные ими в качестве налога на имущество и на землю. Маленький пример того, что можно что-то сделать.
     - Известно, что скоропалительное, непродуманное принятие 122-го закона нанесло серьезный удар как по самим людям в погонах и военным пенсионерам, так и по престижу воинской службы… Почему же так получается, что важнейшие вопросы решаются у нас, как говорится, с бухты-барахты?
     - Попробую ответить... Получается так в силу известной специфики законотворческого процесса в нашей стране, когда под влиянием различных обстоятельств сначала принимаются решения, а потом приходится исправлять ошибки. При обсуждении 122-го закона профильные комитеты Госдумы внесли большое количество поправок, направленных на обеспечение социальной защищенности военнослужащих и военных пенсионеров. К сожалению, тогда они не встретили поддержки, и сегодня приходится возвращаться к ним, добиваться их реализации, что требует гораздо больших усилий.
     - Получается? Или народ постепенно ко всему привыкает и успокаивается?
     - Знаете, здесь даже сама жизнь начинает уже вносить свои поправки... Но вот, на мой взгляд, какой принципиальный момент: делегировав регионам вопросы социальной поддержки ветеранов, 122-й закон фактически разрушил единое правовое пространство страны. Одни субъекты Федерации сохранили большую часть натуральных льгот, другие их монетизировали, причем в разных регионах размеры денежной компенсации разные. Получается, что люди, служившие одному общегосударственному делу, оказались разделенными на региональные категории с далеко не равными правами и возможностями, а государство в лице федеральной власти просто-напросто закрыло на это глаза.
     - То есть ситуация представляется безнадежной?
     - Нет, и в конце минувшего года группа депутатов вторично внесла на заключение в правительство законопроект о передаче на федеральный уровень полномочий по социальной поддержке ветеранов военной службы. Три силовых министерства и ведомства – Минобороны, МВД и ФСБ – его поддержали, а Минфин, Минэкономразвития и торговли, Минсоцразвития и Минюст заняли выжидательную позицию. Посмотрим, чем дело закончится. Но даже при отрицательном заключении правительства у депутатов есть твердое намерение добиваться поставленной цели...
     Собственно, такая выжидательная позиция ряда федеральных ведомств и является тем субъективным фактором, в силу которого решение многих проблем просто пробуксовывает.
     - Многие – это еще какие?
     - Ну, скажем, чиновники Минфина в ответ на многочисленные запросы и предложения со стороны депутатского корпуса, ветеранских организаций твердят одно: у военных пенсионеров и без того пенсии больше, чем у гражданских. При этом не учитываются ни условия, ни опасности, ни тяготы военной службы, которые должны компенсироваться особой заботой и ответственностью государства. Возникает желание предложить таким «знатокам» военной жизни: а ты сам, как говорил классик, «поди-ка, послужи...» Наверное, тогда и разговор бы получился совершенно иной.
     - Да, у военных пенсионеров пенсии выше, чем «общегражданские», но вот про денежное довольствие военнослужащих такого не скажешь…
     - Вы правы! Недавно, кстати, я разговаривал с выпускником элитного Рязанского воздушно-десантного училища. Этот лейтенант окончил училище с золотой медалью, успешно командует взводом. Со всеми надбавками он получает пять с половиной тысяч рублей. Жилья у лейтенанта нет, зато есть жена и ребенок. Как там ни рассуждай, но достойно жить и содержать семью офицер сегодня просто не может. Отсюда и идут очень многие из известных вам проблем...
     - Насколько вижу, вы поддерживаете связь с Воздушно-десантными войсками?
     - Да, я традиционно, на протяжении многих лет, имею контакты с руководством ВДВ – со всеми командующими, которые были после моего отца, генерала армии Василия Филипповича Маргелова.
     Могу сказать, что мне очень импонирует нынешний командующий генерал-полковник Александр Колмаков, который болеет за эти войска, знает эти войска и делает все от него зависящее, чтобы они оставались элитой, наиболее боеспособной частью Вооруженных Сил, самым надежным резервом Верховного главнокомандующего. Я бывал и в Тульской дивизии, и в Псковской, а Рязань – это вообще мой избирательный округ, я там бываю часто, встречаюсь и с солдатами, и с офицерами, и с военными пенсионерами, ветеранами... Нередко приходится разговаривать с молодыми офицерами, родители которых тоже служили в ВДВ и до сих поддерживают связь с этими войсками – я понимаю, что сохраняются военные династии, продолжаются традиции ВДВ. Очень приятно видеть, что уважительное отношение к моему отцу – десантнику № 1 – не только не уменьшается, но и нарастает. Так, в серии «Жизнь замечательных людей» сейчас вышла книга «Маргелов», выпущен в свет большой фотоальбом, посвященный ему...
     - Это действительно здорово… Но, возвращаясь к теме нашей беседы, скажите: настанет ли то время, когда воинская служба будет так же престижна и почетна, как было во времена генерала армии Маргелова? Что-то для этого делается?
     - Делается… На «круглом столе», о котором мы говорили, сформулированы предложения, которые мы надеемся претворить в национальный проект или федеральную целевую программу, охватывающую все сферы укрепления обороноспособности и военного строительства. Ее составной частью, безусловно, станет комплекс мер по усилению социальной защищенности военнослужащих и ветеранов военной службы.
     Но для повышения эффективности этой работы необходимо объединить усилия всех заинтересованных государственных структур, комитетов Государственной Думы по обороне, по безопасности и по делам ветеранов. Думается, вопрос этот достоин внимания Верховного Главнокомандующего, и здесь я просто уверен, что мы найдем понимание у Владимира Владимировича, который, особенно в последнее время, уделяет немалое внимание вопросам укрепления безопасности нашей страны, реформы Вооруженных Сил, социальной защиты военнослужащих.
     - Все же программы и проекты – дело долгосрочное, а вопрос настоятельно требует решения…
     - Согласен, а потому при активном участии депутатов Думы в Администрации президента разрабатывается законопроект о пенсионном обеспечении лиц, проходивших государственную службу. В нем предполагается объединить все виды госслужбы – гражданскую, военную и службу в правоохранительных органах. Это еще один вариант комплексного решения проблем военных пенсионеров. А главной нашей тактической задачей я считаю борьбу за возвращение государственных долгов военным пенсионерам, которые живут хуже всего. Параллельно с этим мы изучаем проблему, как повысить денежное довольствие всем военнослужащим – это, как вы знаете, опять-таки скажется положительно и на материальном уровне жизни пенсионеров.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex