на главную страницу

26 Января 2006 года

Культура

Четверг

Другой дозор

Ярослав ЯСТРЕБОВ.



     Писать о «Дневном дозоре» - дело весьма интересное. После того как этот фильм собрал не только самую большую кассу в истории отечественного кинематографа за постперестроечное время, но, похоже, и самую обширную прессу, появляется даже некий азарт: а не слабо ли и нам высказаться? И в самом деле, есть ли еще «неизъезженные» темы и нерассмотренные вопросы? Как представляется, есть. К примеру, если обратиться к критике киноленты, то выясняется одна забавная деталь: те, кто ругают фильм, как правило, говорят вовсе не о том, что в нем есть.
     Впрочем, часто даже те, кто имеет отношение к созданию шедевра, могут шедевр видеть по-своему. К примеру, руководитель Первого канала г-н Эрнст заявил, что в «Дозоре», мол, дело не в борьбе Добра со Злом, все, так сказать, тоньше. И в самом деле, в «Ночном дозоре» «темные» изображены вовсе не так отрицательно, как могло бы представляться на первый взгляд, да и «светлые» не такие уж «белые и пушистые»…
     «Дневной дозор» - это другой «Дозор». Если «Ночной» был снят с известными отступлениями от первоосновы, то «Дневной» - очень и очень «по мотивам». Но главное – создатели фильма (Бекмамбетов со товарищи) принципиально изменили главную идею «Дозора».
     Когда читаешь о «Дозорах», постепенно становится ясно, что «темные» и «светлые» не такие уж и антагонисты, что их противостояние – нечто вроде конкуренции и не более того.
     Фильм «Дневной дозор» вовсе не случайно начинается с Тамерлана. Пролог – это притча о том, чему посвящен весь фильм. Возможно, символика языка авторов фильма по-восточному слишком сложна, но все-таки это человеческая символика и вполне доступная пониманию. Тамерлан не просто великий полководец – он в известном смысле символизирует войну. Это тем более известно в Средней Азии. История со вскрытием его могилы в мавзолее в Самарканде – не вымысел. Действительно, группа советских исследователей 19 июня 1941 года вскрыла гробницу Тамерлана. А 22 июня началась Великая война. Людская молва связала два этих события. Причем особое значение придавалось тому факту, что при вскрытии могилы великого воина в мавзолее распространился какой-то странный запах. («Разбудили дух Тамерлана!» - подумали суеверные.) Конечно, все это объяснимо с рациональной точки зрения. Как и иррациональной.
     Главная идея фильма – чем придется расплатиться за то, что пожелал великой магической силы? Тамерлан понял быстро. С Антоном Городецким вышло немного дольше. К нему не сразу приходит понимание того, что причиной великой войны «темных» и «светлых», причиной всех его бед и великой катастрофы является он сам, точнее, его давний выбор, который следует изменить и вновь стать не магом, а… человеком.
     Не будем спорить: возможно, авторам не удалось донести свою точку зрения до зрителя более внятно. Но следует понять и другое – над зрителем довлеет книга, и попытки соотнести кинособытия с литературными постоянно сбивают с толку. Но в то же время без книги, вернее, без всех «Дозоров», фильм понять сложно.
     И все же успех киноверсии «Дневного дозора», где идет речь все-таки о борьбе Добра со Злом и в мире, и в душе человека, вполне закономерен. Но это уже Другой Дозор.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex