на главную страницу

27 Января 2006 года

Планета людей

Пятница

США: разговоры о «бомбе»

Алексей ЛЯЩЕНКО.



     На прошедшем в Вашингтоне семинаре на тему «Будущее ядерного арсенала США» выступил глава Национального управления ядерной безопасности при министерстве энергетики США Линтон Брукс, чье ведомство отвечает за разработку, производство и хранение арсенала ядерных боеголовок. Официальное лицо американской администрации сделало важные заявления по поводу ядерной политики США.
     Сегодня США, по экспертным оценкам, имеют порядка 10 тысяч ядерных боезарядов. В соответствии с заключенным в Москве в мае 2002 года и вступившим в силу в июне 2003 года российско-американским Договором о сокращении стратегических наступательных потенциалов (Договор СНП) 1 января 2013 года количество стратегических ядерных боезарядов России и США не должно превышать 2.200 единиц у каждой из сторон.
     В отношении «сокращений» США по этому договору у Москвы пока остаются вопросы. Америка не утилизирует ядерные боезаряды, не уничтожает соответствующую боевую инфраструктуру, фактически их «консервируя» и обеспечивая возвратный потенциал. Это в общем признает и Вашингтон. «Сейчас у нас есть много боеголовок, которые хранятся на складах,- цитирует заявление Линтона Брукса ИТАР-ТАСС. - Их хранят на случай технических и геополитических проблем». Под «техническими проблемами», пояснил он, понимается следующее: «Если что-то не сработает, то нужно иметь для замены другие боеголовки». Под «геополитическими» - «если кто-то решит снова начать стратегическую гонку вооружений». Получается, что в Вашингтоне считают: снятие с боевого дежурства – уже «сокращение боезарядов».
     На таком фоне Линтон Брукс заявил, что администрация Буша может пойти на дальнейшие сокращения своего ядерного арсенала без заключения новых соответствующих соглашений с Россией. Главный вопрос для США здесь, судя по выступлению руководителя национального управления ядерной безопасности США, – не «качество» реального сокращения, а «должно ли быть сокращение односторонним или в рамках соответствующего договора». «Позиция нынешней администрации заключается в том, что процесс контроля над вооружениями регулирует отношения между противниками. Сейчас же наши отношения с Россией отнюдь не враждебные, - сообщил он. - Нынешняя администрация может прийти к выводу, что следует пойти на дальнейшие сокращения, но она с меньшим энтузиазмом отнесется к перспективе новых обширных переговоров с российскими партнерами».
     Линтон Брукс также заявил, что США намерены реализовывать программу разработки новых ядерных боеголовок. По его словам, «отпадет необходимость хранить боеголовки на складах, если мы будем уверены, что сможем быстро в случае чего возобновить их производство». «Вот почему в прошлом году мы выступили с идеей реализации программы «Надежная замена боеголовок», - подчеркнул он. - Мы можем сконструировать новые боеголовки, более надежные и безопасные при хранении, с использованием технологий, которые позволят не прибегать к возобновлению ядерных испытаний».
     Наблюдатели отмечают, что подобные заявления из Вашингтона следуют на фоне многих очевидно негативных для мирового сообщества явлений в ядерной политике США.
     Так, новые типы ядерного оружия, в частности, ядерные «мини-заряды» и заглубляющиеся в землю боеголовки, разработка которых в США по-прежнему ведется, означают понижение порога «ограниченного ядерного удара», сама концепция которого уже исключительно опасна.
     Не будем забывать и о ядерном оружии США в Европе, где сегодня, по данным авторитетных исследовательских центров, к примеру, Стокгольмского международного института исследования проблем мира
     (СИПРИ), на 16 базах хранится порядка 150 американских атомных авиабомб В61. Периодически «поднимая» тему нестратегического ядерного оружия в отношении России, Америка с большой неохотой говорит о своих «успехах» в этой сфере. А они «впечатляют». Например, неядерные государства - члены НАТО (кстати, подписавшиеся под Договором о нераспространении ядерного оружия) привлечены к ядерному планированию альянса, участвуют в размещении ядерного оружия и его модернизации, разрабатывают системы управления, контроля и коммуникаций. А по существующим соглашениям с США боевая техника Германии, Бельгии, Великобритании, Турции может привлекаться для доставки ядерного оружия США. И отрабатывают применение американского ядерного оружия, получается, далеко не только США.
     Вместе с тем Америка не ратифицировала Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ). Пока Вашингтон придерживается моратория на ядерные испытания. Однако при этом не только поддерживает фактически на прежнем уровне – времен «холодной войны» - соответствующую инфраструктуру, но и проводит работы по модернизации своих испытательных полигонов и центров.
     США вышли из Договора по ПРО 1972 года и активно создают систему стратегической противоракетной обороны. Эксперты уверены, что она, возможно, создает иллюзию повышенной безопасности, но в действительности лишь увеличивает зависимость от ядерного оружия и препятствует усилиям по нераспространению и разоружению.
     Наконец, особую важность имеют и доктринальные установки США в сфере применения ядерного оружия. Вашингтон готов его применить первым, причем не только против государств, которые открыто заявляют о наличии у них ОМП, но также и против террористических групп и организаций, которые в будущем могут получить такое оружие и средства его доставки. В итоге, по прогнозам специалистов, через 30 - 40 лет ядерное оружие может стать оружием поля боя. Надо ли говорить, к чему это приведет?


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex