на главную страницу

2 Февраля 2006 года

Армия и общество

Четверг

МОРЕ С ЧЕРНО-БЕЛЫМ ОТЛИВОМ...

Виталий АНЬКОВ, «Красная звезда». Фото автора.




     Два с лишним года назад довелось стать очевидцем церемонии подъема Военно-морского флага на новом ракетном катере. Как и многие присутствовавшие на пирсе гости и представители прессы, испытывал тогда, во-первых, радость за военных моряков, которым предстояло служить на новом, пусть и небольшом, корабле, а во-вторых, - обиду за наш родной Тихоокеанский флот, который, похоже, и финансироваться стал лучше, и кораблями новыми оснащается, но… по остаточному принципу. Впоследствии эта мысль только окрепла: ни одним новым кораблем ТОФ не пополнился.
     Точно так же неоднозначен и рассказ командира катера гвардии капитана 3 ранга Сергея Черемных о памятном выходе в море в декабре 2003 г. с бо-о-льшим начальником на борту. Все на тех учениях прошло нормально: в грязь лицом не ударили, продемонстрировали возможности новой техники, максимальную скорость, выучку экипажа. Сергей Николаевич тут же на ходовом мостике получил из рук проверяющего медаль «За воинскую доблесть» II степени, один из матросов – именные часы. Но что-то мешало радоваться и за командира, и за бойца, и за всех тихоокеанцев. «Будь наш флот в полном здравии, военачальник такого ранга и внимания бы не обратил на катер, пусть и новый. По его статусу на новом крейсере надо в море выходить, как это было лет двадцать – тридцать назад…» - рассуждал Сергей Черемных.
     Так и продолжался наш разговор: хорошее и плохое – все вперемешку. К примеру, с одной стороны, новая техника, – служи и радуйся. А с другой – корабль-то строили долгих девять лет. С прежними поставщиками оборудования из Украины, Армении, Прибалтики связи нарушились. Финансирование было минимальным. Вот и приходилось заводчанам выкручиваться по принципу: «голь на выдумку хитра». Спасибо им, конечно, что все-таки достроили корабль. Но за это «все-таки» экипажу сейчас приходится расплачиваться. Что пережил командир, когда при швартовке в Японии один из главных двигателей пошел вразнос, даже трудно представить. «Русский корабль протаранил японский пирс». Такой заголовок мог появиться в каких-нибудь «Таймсах». Но, слава богу, благодаря механикам катера не появился.
     На организацию боевой подготовки вроде бы тоже грех жаловаться. Курсовые задачи в минувшем учебном году отработаны успешно, из морей не вылезали. Охраняли районы боевой учебы, периодически встречали в нейтральных водах иностранные военные корабли, приходившие к нам с дружественными визитами…
     Но разве такие задачи и даже артиллерийские стрельбы могут в полной мере поддержать статус РАКЕТНОГО катера? На старом катере, которым раньше командовал С. Черемных, он регулярно выполнял ракетные стрельбы. На этом, новом – ни разу...
     Впрочем, за два с лишним года был настоящий экзамен. Командир рассказывает об этом долго и с удовольствием. Это поход в Японию, упоминавшийся выше. Заходили тогда в военно-морскую базу Куре, неподалеку от которой находится печально знаменитая Хиросима. Прежде чем ошвартоваться у гостеприимного пирса, экипаж катера прошел через ряд серьезнейших испытаний. Сначала в сопровождении японских эсминцев четырнадцать часов, днем и ночью, преодолевал узкость. Расстояние между берегами - в пределах двухсот пятидесяти метров, сильное встречное течение, много поворотов, скорость – четырнадцать узлов. К тому же постоянно мешались «под ногами» маломерные суденышки, для которых законы мореплавания не писаны. Спина у командира была мокрой. От штурмана, образно говоря, пар валил. Сигнальщик практически беспрерывно докладывал: «Цель слева… Цель справа…» Просто водный слалом какой-то получился.
     Когда пришли в назначенную точку, навалился тайфун. Ветер такой силы, что лицом к нему невозможно стоять. Раз семь-восемь срывало с якоря. Отходили, маневрировали между кораблями, вновь находили свою «точку». Потом, когда все утихло, случилась та злополучная швартовка, отнявшая едва ли не последние моральные и физические силы…
     Но японцы - само радушие – сделали все, чтобы русские моряки с большого противолодочного корабля «Маршал Шапошников», большого десантного корабля и ракетного катера быстро забыли о перипетиях сложного плавания.
     Первые дни визита ходили по улицам, как и положено, в белых рубашках. «Америка?» - спрашивали прохожие, не проявляя при этом особого дружелюбия. В Хиросиме, куда ездили на экскурсии, по понятным причинам вообще сторонились. И лишь когда узнавали - «О, раше, раше!..» - расцветали улыбками. В последующие дни визита наши моряки, чтобы не быть похожими на американцев, стали надевать кремовые рубашки.
     Япония – страна удивительная. Было на что посмотреть, чем восхититься.
     Помимо всего прочего, поразило капитана 3 ранга Сергея Черемных и то, с каким трепетом относятся японцы к своим силам самообороны. С каким достоинством служивые люди выполняют возложенные на них обязанности, какую заботу ощущают со стороны государства.
     Вот и опять логика нашего разговора вывела на болезненную тему...

     На снимках: гвардии капитан 3 ранга Сергей ЧЕРЕМНЫХ на ходовом мостике; ракетный катер в море.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex