Станица Троицкая – небольшой ингушский населенный пункт. От нее до Грозного всего ничего – чуть больше пятидесяти километров. С 2002 года окраина этого селения стала местом постоянной дислокации гвардейского мотострелкового полка одного из соединений 58-й армии. С тех пор единственная в Ингушетии воинская часть Министерства обороны РФ стоит на страже спокойствия жителей республики.
Первопроходцы
Гвардейцам действительно пришлось невольно побывать в роли первопроходцев. До них в Ингушетии никогда не было подразделений Минобороны. В советские времена повсеместной стабильности в этом просто не было нужды. А позже, когда по причине беспокойного соседства с Чечней такая потребность появилась, размещению войск на территории республики всячески противился первый президент Ингушетии Руслан Аушев.
Коренным образом ситуация изменилась лишь летом 2002 года. А буквально через несколько месяцев, когда была отбита атака довольно многочисленной банды Гелаева на несколько ингушских селений, целесообразность военного присутствия в Ингушетии стала очевидной и бесспорной.
Кстати, нынешний президент Ингушетии Мурат Зязиков в отличие от предшественника воспринял предложение военного руководства Российской Федерации о необходимости размещения мотострелков с пониманием и надеждой на добрососедство. И действительно, с приходом военных обстановка в регионе стала намного стабильнее. Обустройство и повседневная жизнедеятельность полка к тому же обеспечили многих местных жителей работой, которая в дотационной республике — катастрофический дефицит.
Становление
С командиром полка встретились возле штаба. Он как раз лично знакомился и отвечал на вопросы новобранцев-контрактников, только что прибывших в воинскую часть.
Полковник Александр Игнатенко в Троицкой, как говорится, с первого колышка. Да и Ингушетия для него вся как на ладони – исколесил республику вдоль и поперек, командуя войсковыми маневренными и тактическими группами и обеспечивая охрану административной границы с Чечней. В период передислокации полка из Владикавказа в Троицкую он был заместителем командира части. Начинать пришлось, как говорится, с чистого листа. Поэтому Александр Игнатенко не без гордости за свой воинский коллектив показывает новехонькие типовые общежития для воинов-контрактников, жилые дома, где проживают семьи офицеров и прапорщиков. Кстати, в полку отсутствует жилищная проблема. Все без исключения офицеры, включая даже молодых, еще не успевших обзавестись семьями, обеспечены благоустроенными квартирами.
Разумеется, возведение жилого сектора, сооружение военных, технических и вспомогательных объектов продвигались не без проблем. Решать их приходилось буквально с ходу, по мере возникновения. При ведении грандиозного строительства, по всей видимости, иначе и не бывает.
В настоящее время обустройство полка продолжается. Однако, несмотря на это, никто не снимал с мотострелков обязанностей по выполнению функциональных задач. Сегодня подразделения этой воинской части осуществляют жесткий контроль административной границы с Чеченской Республикой, тем самым предотвращая вылазки боевиков в сопредельные республики Северного Кавказа. Одновременно они несут службу по охране правительственных и административных зданий Ингушетии, обеспечивают безопасность важных объектов жизнедеятельности, включая аэропорт Магас. Помимо этого, на них возложена вся ответственность за сопровождение воинских колонн, следующих в Чечню и обратно. И, само собой, планы боевой учебы здесь тоже выполняются неукоснительно.
- Несмотря на предельную нагрузку, - рассказывает полковник Александр Игнатенко, - проявления недовольства крайне редки. Подавляющее большинство личного состава относится к трудностям с пониманием того, что это временное явление. Как только завершится период обустройства, будет отлажен и размеренный ритм повседневной жизнедеятельности полка. Этот день уже не за горами. На сегодняшний момент в нашем военном городке уже работают детский сад, столовые для офицерского состава и военнослужащих по контракту, кафе, магазин, банно-прачечный комплекс и медицинский пункт. Ведется сооружение социально-культурного объекта – гарнизонного клуба, где будут тренажерные залы, плавательный бассейн и сауна. В нем мы планируем создать кружки по интересам, чтобы досуг военнослужащих был увлекательным и максимально заполненным творчеством. У нас есть также оснащенная почти всем необходимым начальная школа…
Но, увы, как выяснилось, школа есть, а детей учить некому. Хотя педагогов среди офицерских жен достаточно. А при необходимости можно еще пригласить недостающих учителей и со стороны. Но сделать это невозможно: чиновникам из Министерства образования РФ, вероятно, недосуг утвердить и выслать в полк штатное расписание для школы. Без этого документа на работу людей не оформишь и зарплату не выплатишь. Вот и вынуждены мальчишки и девчонки школьного возраста, ради того чтобы учиться, жить у ближайших родственников, вдалеке от пап и мам. А возить детей в местную школу даже при огромном желании нельзя. Это далеко не безопасно…
Особый регион
Как выяснилось, отношение к военным в Ингушетии вполне терпимое, можно даже сказать, добрососедское (в этом большая заслуга руководителя республики и его администрации). Полк в свою очередь всегда рад оказать местным жителям посильную помощь. Понадобилось, например, очистить русло реки Сунжа от поваленных весенней распутицей деревьев и иного мусора – пожалуйста, саперы и их спецтехника справились с этой задачей по-военному быстро и на совесть. Возникла нужда продезинфицировать постели и детское белье в детском доме станицы Троицкая – нет проблем, армейцы снова выручили своих соседей. И подобных примеров немало. Однако говорить о всеобщей любви всего местного населения к личному составу полка было бы преждевременно. Поэтому свобода передвижения военнослужащих определяется надежно охраняемым и защищенным от всяких неожиданностей периметром части. Да здесь и без того знают, что любые «прогулки» за ее пределы могут быть чреваты печальными последствиями. По этой причине ближайший продовольственный рынок и магазины практически недоступны. Из-за этого же в полку существует и злободневная проблема, связанная с трудоустройством жен военнослужащих.
К сожалению, случаются и откровенные провокации в отношении военнослужащих полка. Так, в середине прошлого лета территория части была обстреляна из гранатометов со стороны Троицкой. Ответный огонь не открывался – нельзя же стрелять в сторону жилых домов. К счастью, тогда никто не погиб, но застрахованы ли мотострелки и впредь от потерь?
Порой случаются и противоправные попытки местных милиционеров досматривать и задерживать автомобили с военными грузами. Конечно, возникающие конфликты быстро улаживаются (после прямого обращения командования полка в администрацию президента Ингушетии), но неприятный осадок в душе остается. Словом, передвижение по республике ограничено, а если и осуществляется, то с соблюдением всех мер предосторожности. Причем, как отметил полковник Александр Игнатенко, наибольшая угроза исходит от радикально настроенных местных молодых людей, попавших под влияние эмиссаров исламского экстремизма.
Подобная ситуация вынуждает полковых офицеров и военнослужащих по контракту после очередной подобной провокации все чаще и чаще задавать себе резонный вопрос: а чем мы, собственно, хуже тех, кто выполняет свой ратный долг в той же Чечне? Ведь особые условия военной службы и быта очень схожи. Но тем не менее денежное вознаграждение и гарантированные государством социальные льготы почему-то совершенно разные.
В ходе нашей беседы командир полка особо подчеркнул, что подавляющее большинство военнослужащих по контракту – это вчерашние солдаты по призыву. Причем многие из них до подписания контракта служили в полковых подразделениях. Других путем агитации набирали из частей родного соединения. А вот с претендентами в контрактники, направленными военкоматами, дела обстоят довольно непросто. Уже по приезде в расположение части многие из них, узнав о реальной зарплате, ощутимо разнящейся с той, которую им обещали военные комиссары на малой родине, с ходу отказываются от прохождения военной службы в Троицкой. В 42-ю, в Чечню – пожалуйста, отправляйте, там больше платят, вот их основной резон!
По этой же причине появляются отказники и среди выпускников военных вузов. Оказывается, наличия отдельной квартиры недостаточно для того, чтобы только начинающий службу офицер без раздумий остался бы служить в Ингушетии. Более солидная получка, широкий спектр социальных гарантий на деле выглядят куда привлекательнее. Да и с жильем в частях 42-й дивизии в последнее время проблем все меньше и меньше.
В свою очередь командование полка по своей инициативе прилагает немало усилий для того, чтобы у контрактников все же были дополнительные стимулы к службе. Например, как рассказал заместитель командира полка по воспитательной работе подполковник Виктор Андреев, в этих целях недавно был подписан договор с Армавирским институтом лингвистики, согласно которому на территории части от сессии до сессии будет работать выездной филиал вуза. Таким образом, военнослужащие смогут практически без отрыва «от производства», т.е. обучаясь заочно, совершенно бесплатно получить высшее образование - обрести специальности, связанные с менеджментом и юриспруденцией. Желание учиться уже изъявили более двухсот военнослужащих.
По мнению командира полка, для того чтобы многие годы удерживать контрактников в части и, так сказать, вылепить из них настоящих профессионалов, повышения только денежного довольствия до уровня того, что платят в Чечне, явно не достаточно. Ведь рано или поздно пока еще холостые волонтеры начнут создавать семьи, что условиями контракта, кстати, не запрещено. А это значит, что командованию полка уже в недалеком будущем предстоит искать ответы на вполне справедливые вопросы тех, кто на долгие годы решил связать свою жизнь с армией: где размещать семьи, откуда взять дополнительные места в детском садике и школе, куда трудоустроить жен…
Ныне реализуемая в войсках федеральная целевая программа по переходу на контрактный принцип комплектования частей постоянной готовности на эти хорошо прогнозируемые вопросы, увы, внятных ответов пока не дает…
На снимке: командир 503-го гвардейского полка полковник Александр ИГНАТЕНКО.